333
ЧАСТУ́ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это — народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда Ч. политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д. Подобные миниатюры существуют у всех народов мира. Долгое время Ч. не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных Ч. (17—18 вв.). Систематически записывать Ч. стали лишь в начале 20 в., а подлинный интерес к ней появился в советскую эпоху, когда Ч. приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.
Ч. — самая устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии. Тематическое разнообразие Ч. и необыкновенно емкая метрическая форма ее, выработанная на протяжении многих десятилетий, позволяют поэту экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих. Монострофичность Ч. придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом — сила Ч. В лучших русских Ч., как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность
334
и фонетическая прозрачность речи. Мастерство стиха в Ч., достигающее порой ювелирной виртуозности, стало возможным лишь в результате колоссальной практики и глубокой народной традиции, не застывшей в заранее выработанных формах, а беспрерывно развивающейся и совершенствующейся в живом общении друг с другом безвестных народных поэтов. Злободневность Ч. позволила выработать чрезвычайно подвижные формы стиха, в которых комбинации ритмических модификаций четырехдольника используются с необыкновенной смелостью.
Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной Ч. Поразительно, что на таком маленьком «пятачке», в пределах двустиший, неистощимая народная изобретательность показывает пути дальнейшего развития национальных форм русского стиха, построенного не на условной стопе силлаботонической теории, а на принципе тактовой метрики с многофигурными модификациями четырехдольника. Горький в статье «О бойкости» писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на „частушки“ — непрерывное и подлинно „народное“ творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов... Частушки строятся из чистого языка».
По своей конструкции Ч. является метрической двустишной монострофой с рифмами, народным дистихом, построенным на двух тактометрическпх периодах. Каждый период — это четырехкратный четырехдольник, содержащий в себе 16 долей (4×4=16); следовательно, каждая Ч. заключает в себе 32 доли и может вместить речевой максимум в 32 слога, по 16 слогов в периоде. Но не всегда период в Ч. заполняют 16 слогов. При неизменном метрическом объеме количество слогов в Ч. переменчиво и при 16-дольной норме периода в нем иногда бывает 8 и даже 7 слогов; но есть редкие случаи, когда максимум повышается до 17 слогов в периоде. Объясняется это остроумным совмещением в периоде различных полносложных и паузных ритмических модификаций четырехдольника: константных ,
^,
^^,
^
^,
^^^,
^^
,
, ^
,
,
,
, инверсированных
,
^^,
,
нейтральных, безударных
,
^,
^^,
^^^,
,
и т. п. Не равносложие, а принцип равнодольности (16 долей в периоде) определяет структуру метрического стиха Ч. Четырехкратный четырехдольник содержит в себе четыре вида и соответственно четыре контрольных ряда:
I вид | | | |
II вид |
| | |
III вид |
| | |
IV вид |
| | |
Видовые тактометрические периоды четырехдольника определяются положением анакрузы и эпикрузы. Четырехдольник первого вида — закрытого контура, в нем нет анакрузы (нулевая анакруза), остальные три имеют открытые контуры и в каждом из видов свои анакруза и эпикруза. Обычно норма фразостроения в Ч. совпадает с тактометрическим периодом. Как бы ни менялись количество и характер
335
слогов Ч. (долгие, краткие и кратчайшие), какой бы структуры ни были паузные модификации, долевой объем любой частушки остается неизменным: 16 долей в периоде, а вся Ч. — 32 доли. Ч. следует читать четким метрическим речитативом. Многие частушки паузного строя представляют собой образцы народного тактовика.
Ниже приводится ряд Ч., расположенных в порядке убывании слогового состава — от полносложных к паузным формам тактовика. Слова, на которые приходится ритмическая инверсия, выделены. Цифры слева обозначают количество слогов в строке.
Четырехдольник первый.
Контрольный ряд | |
|
|
|.
16 | | Скоро, скоро | я уеду, | не найдешь, ми|лашка, следу. | |
15 | | Я кошу, за | мной растет зе|леная о|тавушка. /\ | |
15 | | Я девчонка | некрасива, | зато завле|кательна. /\ | |
14 | |Подруженьки | про меня /\ | говорят, что | модница. /\ | |
13 | |По-одру-уж|ка моя, под|руженька ак|тивная, /\ | |
13 | |Товарочка | милая, /\ | работаем | вме-есте, /\ | |
13 | |Я купила, | милый мой, /\ | новую «По|беду». /\ /\ | |
12 | |Винтовочка | тук- /\тук, | а красные | тут, /\ тут. /\ | |
12 | |У меня /\ | на руке /\ | серебряны | ко-ольца. /\ | |
14 | | Не пойду я | за попа, пой|ду за комму|ни-иста. /\ | |
12 | | Миленькая | Настенька, /\ | вышей мне пла|ток, /\ /\ /\ | |
11 | | Де-евчо-он|ки, беда! /\ | Некуда де|ва-аться! /\ | |
10 | | Эх, /\ скрип, /\ | скрип, /\ скрип, /\ | новые бо|ти-инки. /\ | |
11 | | Ай /\ да, /\ | ай /\ да. /\ | моя милка | молода. /\ | |
7 | | Ми-илый /\ | мой, /\ по-ой|дем /\ до-о|мой! /\ /\ |
8 | | Ох /\ ты, /\ | ох /\ ты /\ | де-евка /\ | в ко-офте. /\ | |
336
9 | | Товарочки | говорят /\ | про /\ /\ /\ | что? /\ /\ /\ | |
10 | | По-ошел /\ | пля-асать, /\ | сапоги-то | рву-утся, /\ | |
8 | | И-играй, /\ | Ти-ишка, /\ | пля-аши, /\ | Ти-ишка, /\ | |
9 | | И /\ бей, /\ | ла-апти, /\ | колоти /\ | ла-апти, /\ | |
Четырехдольник второй.
Контрольный ряд |
|
|
|
.
16 | По | тоненькой те|синочке хо|дил я к сиро|тиночке, |
16 | Ве|селая дев|чоночка кор|мила поро|сеночка, |
17 | У | мамы кофты | попросила, | мама пальцем | погрозила: | |
15 | Си|дела на ска|меечке, /\ | ела кара|мелечки, |
15 | Да | что тебя за|ставило /\ | выходить за | старого? |
14 | Пой|дем, подружень|ка, домой, — /\ | солнце ниже | ели, /\ |
11 | На | улицу пой|дем, /\ /\ чуб-|ку-удри навь|ем, /\ /\ |
10 | Рас|сы-ыпчива|та, /\ /\ раз|га-арчива|та, /\ /\ |
9 | Пля|сать /\ по-ой|ду /\ по по|ля-ано-оч|кам, /\ /\ |
9 | Гар|монь /\ мо-о|я /\ голо|си-иста-а|я, /\ /\ |
Четырехдольник третий.
Контрольный ряд |
|
|
|
.
16 | Мы сво|их лентяев | знаем, по по|ходке уга|даем; |
15 | Пома|лешеньку, А|лешенька, жер|диночкой и|ди! |
15 | За мной | трое, за мной | трое, за мной | трое, как о|дин: /\ |
16 | Гово|рит мне мама | строго: Поче|му не веришь | в бога? |
14 | Подру|женька, дроби, | бей — /\ разве | хуже мы лю|дей? /\ |
14 | Сидит | лодырь у во|рот, /\ широ|ко разинув | рот, /\ |
337
13 | Эх, /\ | карие гла|за, да вы гу|би-ительны|е. /\ |
12 | Гово|рят /\ про ме|ня, /\ что я | ху-уденька|я, /\ |
12 | Комсо|мо-ольца лю|бить — /\ надо | чи-исто хо|дить, /\ |
11 | Са-а|по-ожки мо|и, /\ носы | ла-аковы|е, /\ |
11 | Эх, /\ | ла-апти мо|и, /\ лапти | стро-очены|е! /\ |
11 | Ты не | стой /\ у ок|на, /\ не под|сма-атри-и|вай. /\ |
9 | Эх, /\ | я-абло-оч|ко, /\ нали|ва-ае-ет|ся, /\ |
11 | Я на | ре-ечке бы|ла, /\ бело | мы-ыла-а|ся; /\ |
10 | Паро|ход /\ плы-ы|вет, /\ а дым | ко-ольца-а|ми, /\ |
9 | Дул, /\ | дул /\ Фе-е|дул /\ оди|но-очко-о|ю, /\ |
8 | Эх, /\ | бу-уду /\ | я /\ с о-об|но-овко-о|ю. /\ |
8 | По-од | шу-убо-о|ю, /\ по-од | бе-ело-о|ю /\ |
Четырехдольник четвертый.
Контрольный ряд |
|
|
|
.
16 | Ходила | по лесу, по | вересу, а | верес — не тра|ва, |
16 | Аэро|план летит вы|соко, мне е|го чуть-чуть ви|дать, |
16 | Косил ми|ленок на лу|гу, просил те|семку голу|бу: |
12 | Аэро|план /\ ле-е|тит, моторчик | но-ове-ень|кий, |
Ритмический вариант этой же частушки:
Аэро|план /\ летит | /\́ моторчик | но-овенький, | /\
Уехал | в а-армию | /\́ мой черно|бро-овенький. | /\
Как видим, основной массив народных Ч. относится к четырехдольникам первого и третьего видов. Помимо дистихов, среди Ч. изредка встречаются тристихи и моностихи.
Пример тристиха:
15 | | Я вечор ве|черовала, | одну думу | думала. /\ | |
338
Примеры моностиха (страдания):
Гар|моньица, раз|бавница, раз|бавь мое стра|даньице.
Или:
Давай, | милка, страдать | вместе, я в гар|монью, а ты | в песни.
Или:
| Шила кисет | труди́лася, | подарила — | влюби́лася.|
В ряде Ч. наблюдается одно ритмическое своеобразие, свойственное народной поэзии, это — полудольные или кратчайшие слоги в стихе, они произносятся вдвое быстрее, чем остальные слоги: одна долевая ячейка вмещает в себя два слога:
| Батюшка, от|дай, отдай, в со|гласную се|меюшуку, /\ |
| Чтоб меня не | обижали, мо|лоденькую | девушку, /\ |
Дайте | лодочку не|крашену, не|крашено вес|ло. /\
Вниз по | реченьке по|еду куда пла|точек унес|ло. /\
Эх, /\ я-абло-оч |ко, /\ раззо|ло-оче-е|но, /\
Ты, Ан|танта, не фор|си, пока не ко|ло-оче-е|на. /\
В последней Ч. представлены все три структурные состояния слогов в метрическом стихе, все три вида ритмической долготы — краткие (однодольные), долгие (двудольные) и кратчайшие (полудольные).
См. Контрольный ряд, Народный стих, Страдания, Тактовик, Четырехдольник.