295

ТАКТОВИ́К — своеобразная форма русского стиха; структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической разнодлительности слогов (долгие, краткие и кратчайшие); разноакцентных ритмов — константных и инверсированных. Эти Т. резко отличается от стихов силлаботонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой Т., как и силлаботонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; Т. скандируется четким речитативом. Практически основы Т. заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлаботонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.

Вот ряд Т. трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:

| Наш /\ о | тец — /\ за|вод. /\ /\ |
| Красная | ке-епка — | флаг. /\ /\ |
| Только за|вод позо|вет, /\ /\ |
| Руку /\ | прочь, /\ /\ | враг! /\ /\ |

(В. Маяковский)

| Если /\ | день /\ /\ | смерк, /\ /\ |
| Если /\ | звук /\ /\ | смолк, /\ /\ |
| Все же бе|гут /\ /\ | вверх /\ /\ |
| Соки сос|но-овых | смол. /\ /\ |

(Н. Асеев)

| В небе ржа|вее /\ | жести /\ |
| Перст /\ стол|ба /\ /\ | /\ /\ /\ |
| Встал на на|значенном | месте, /\ |
| Как /\ судь|ба. /\ /\ | /\ /\ /\ |

(М. Цветаева)

296

Четырехкратные трехдольники:

Би|лет — /\ /\ | щелк. /\ Ще|ка — /\ /\ | чмок. /\
Сви|сток, —и рва|нулись ту|да мы, /\ | /\ /\
Ку|да, /\ как | се-ельди | в сети чу|лок, /\
Плы|вут круго|светные | дамы. /\ | /\ /\

(В. Маяковский)

| Время ве|лит /\ за|песню при|ня-аться, |
| Вбей /\ /\ | в шаг /\ /\ | марш! /\ /\ | /\ /\ /\ |
| Взглянем, как | вырос за | эти три |на-адцать |
| Лет /\ /\ | рост /\ /\ | наш. /\ /\ | /\ /\ /\ |

(С. Кирсанов)

Форма четырехдольных Т. целиком обусловлена традицией русской народной поэзии. Уже в стихотворении, приписываемом М. Ломоносову, можно найти опыт применения четырехкратного четырехдольника первого вида паузной формы в духе народных Т. (сатира на Тредиаковского):

Что за дым
По глухим
Деревням курится?
Там раскол,
Дно крамол
В грубости крутится.

Или в тактометрической записи по периодам:

| Что за дым /\ | по глухим /\ | деревням ку|рится? /\ /\ |
| Там раскол, /\ | дно крамол /\ | в грубости кру|тится. /\ /\ |

Среди сатир, написанных А. Бестужевым и К. Рылеевым, мы встречаем Т., четырехдольник третьего вида (запись по периодам):

Ах, /\ | то-ошно /\ | мне /\ и в род|ной /\ сторо|не: /\
Все в не|воле, в тяжкой | доле, видно, | век /\ веко|вать. /\
Долго ль | ру-усский на|род /\ будет | рухлядью гос|под, /\
И лю|дями, как ско|тами, долго ль | будут торго|вать? /\

Изобретательно использовал старинную форму русского стиха, т. н. «камаринскую», Я. Полонский в стихотворении «Беглый»; поэт обогатил ритм стиха (трехкратный четырехдольник третий) интересными модификациями:

Ты ку|да, /\ уда|лая ты баш|ка? /\
Ухо|ди ты к лесу | темному по|ка: /\
Не се|годня-завтра | свяжут молод|ца. /\
Не у|шел ли ты от | матери-от|ца? /\
Не гу|лял ли ты за | Во-олгой в сте|пи? /\
Не си|дел ли ты в ост|роге на це|пи? /\
... «Ты не | спрашивай, в ли|цо мне не гля|ди. /\
От ме|ня, жена, гос|тинничка не | жди. /\
Много | всяких я по|дарков тебе | нёс. /\
Да, вишь, | как-то по до|роге все рас|трёс: /\
Я ви|на не пил — с во|ды /\ был /\ | пьян, /\
Были | деньги — не за|шил /\ ка-ар|ман.» /\

Чрезвычайно оригинально по ритмическому строю стихотворение А. Блока «Из газет», написанное Т. (четырехкратный четырехдольник). Огромная эмоциональная сила, несмотря на внешне спокойный паузированный ритм, пронизывает эти стихи. Поэт рассказывает

297

о трагедии женщины, покончившей самоубийством, о чем не подозревают ее веселые маленькие дети, оставленные в запертой квартире. Обращает на себя внимание такая выразительная деталь: глубокая пауза (семидольная!) в конце четвертого стиха, после прощания матери со спящими детьми; анакрузы в стихах разносложные:

| Вста-ала в си|я-аньи. Крес|ти-ила де|тей. /\ /\
И | де-ети у|ви-идели | ра-адостный | сон. /\ /\ /\ |
| Положила | до́ полу кло|нясь /\ голо|вой, /\ /\
По|сле-едний зем|ной /\ по-о|клон. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Коля /\ про|сну-улся. /\ | Радостно вздох|нул, /\
Голу|бо-ому /\ | сну /\ еще | рад /\ ная|ву. /\
Прока|ти-ился и | за-амер стек|ля-анный /\ | гул: /\ /\
Зве|ня-ащая | дверь /\ /\ /\ | хлопнула вни|зу. /\ /\
Про|шли /\ /\ ча|сы. /\ Прихо|дил /\ чело|век. /\
С оло|вя-анно-ой | бля-ахой на | тё-оплой /\ | шапке. /\
Сту|чал и дожи|да-ался у | двери чело|век. /\ /\
Ни|кто /\ не от|крыл. /\ Иг|ра-али /\ | в прятки, /\ /\ |
| Бы-ыли ве|селые мо|ро-озные | святки... /\ /\ |

После Блока интересные опыты Т. обнаружены у М. Кузмина и К. Бальмонта. Вот начало одного лирического стихотворения М. Кузмина, его структура выдержана в духе спокойного паузного четырехдольника первого:

| «Ле-ето гос|по-однее — | благопри|я-атно.» /\ |
| Всхо-одит /\ | гость /\ на вы|сокое крыль|цо, /\ /\ /\ |
| Всё /\ /\ от|кроется, что | было непо|ня-атно. /\ |
| Ви-идишь в чер|тах его зна|комое ли|цо? /\ /\ /\ |

| Нам /\ этот | год /\ /\ пусть | будет высо|ко-осным, /\ |
| Бе-елым /\ | ка-амнем от|мечен этот | день. /\ /\ /\ |
| Всё /\ /\ прой|дет, /\ что о|кажется на|но-осным, /\ |
| Ся-адет /\ | пу-утник под | сладостную | сень. /\ /\ /\ |

Тактовик К. Бальмонта написан в форме четырехдольника третьего:

Я меч|то-ою ло|вил /\ ухо|дя-ащие | тени,
Ухо|дя-ащие | тени пога|са-авшего | дня; /\
Я на | ба-ашню всхо|дил /\ и дро|жа-али сту|пени,
И дро|жа-али сту|пени под но|гой /\ у ме|ня. /\

В отличие от лирических тактовиков Блока, Кузмина и Бальмонта, Маяковский дал ряд Т. четкой маршевой формы. Как у всех маршей, структура тактовиков Маяковского выдержана в нормах четырехкратных четырехдольников. Вот примеры:

| Бе-ейте /\ | в пло-ощади | бу-унтов /\ | то-опот! /\ |
| Вы-ыше /\ | го-ордых го|лов /\ гря-а|да! /\ /\ /\ |
| Мы /\ /\ раз|ли-ивом вто|ро-ого по|топа
Пере|мо-оем ми|ров /\ горо|да. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |

| Дней /\ /\ /\ | бык /\ /\ /\ | пег. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Ме-едленна | лет /\ а-ар|ба. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Наш /\ /\ /\ | бог /\ /\ /\ | бег. /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Се-ердце /\ | наш /\ бара|бан /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |

(«Наш марш»)

298

| Ра-азво-о|ра-а-ачи|ва-айтесь /\ | в ма-арше!
Сло|ве-есной не | ме-есто /\ | кляузе, /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Ти-ише, о|ра-аторы! | Ва-аше /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Сло-ово, то|ва-арищ /\ | маузер, /\ | /\ /\ /\
До|во-ольно /\ | жить /\ /\ за|ко-оном, /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Да-анным А|да-амом и | Е-евой! /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Кля-ачу ис|тории за|го-оним. /\ | /\ /\ /\ /\ |
| Ле-евой! /\ | /\ /\ /\ /\ | Ле-евой! /\ | /\ /\ /\ /\ |
Ле-евой! /\ | /\ /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ | /\ /\ /\ /\ |

(«Левый марш»)

Вслед за В. Маяковским интересное стихотворение написал С. Третьяков, применив в своем Т. ритм барабанного боя:

| Скоро пере|то-опчут, /\ | ско-оро, /\ | ско-оро, /\ |
| Быстро пере|ре-ежут /\ | ви-изги /\ | пуль. /\ /\ /\ |
| Топот и ко|пы-ыта /\ | в го-ору, /\ | в го-ору, /\ |
| Первая ше|ре-енга /\ | и /\ па-ат|руль. /\ /\ /\ |

Формы четырехдольных Т. разрабатывались группой поэтов-конструктивистов. Вот примеры:

| День, /\ голу|бой /\ день, /\ | пей /\ /\ /\ | даль! /\ /\ /\ |
| День, /\ золо|той /\ день, /\ | хлынь /\ /\ /\ | в боль! /\ /\ /\ |
| Тихие по|ляны золо|ти, /\ мой /\ | день! /\ /\ /\ |
| Спелым аро|матом, вете|рок, /\ дай /\ | дань! /\ /\ /\ |

(А. Квятковский)

| Вдруг /\ загу|де-ели /\ | со-онные | шпа-алы,
Дзы|зыкнул /\ по|ре-ельсам /\ | гул /\ хоро|вой. /\ /\ /\ |
| Поршнями и | шатунами | вышипая | шпа-арит, /\ |
| Стрельчато бук|су-уя, /\ | сиплый паро|воз. /\ /\ /\ |

(И. Сельвинский)

| Вороны и|гра-ают /\ | в «мо-оре вол|нуется.» /\ |
| Не-ебо от | о-осени | се-ерый кар|тон. /\ /\ /\ |
| Бьет /\ бара|бан. /\ По Го|ро-оховой | улице
Ре|бята-пио|ня-ата бе|гут /\ в дет- /\ | дом. /\ /\ /\ |

(Б. Агапов)

Та|кая была | ночь, /\ что ни | ветер гуле|вой, /\ /\
Ни | русская ста|ру-уха зем|ля /\ /\ /\ | /\ /\ /\
Не | знали, что по|де-елать с тя|желой голо|вой, /\
Золо|той /\ голо|вой /\ Кре-ем|ля. /\ /\ /\ | /\ /\ /\

(В. Луговской)

Пятидольные Т. не разработаны, хотя пятидольники целиком вышли из народной поэзии; у некоторых поэтов намечается тенденция отойти от стандартного полносложия, внести в пятидольники паузные модификации, ритмическую инверсию и даже полудольные слоги. См. Пятидольники.

Шестидольный Т. представлен в русской поэзии единственным примером — стихотворением автора этих строк «Санная луната», напечатанным в сб. «Бизнес» (М., 1929). Вот первые строфы:

| Белые по|ляны, || белые по|ля. /\ |
| Лунные бе|ляны, || дымная зем|ля. /\ |
| Санное со|санье. || Сонная сос|на. /\ |
| Втягивают | коне́й || мутные сне|га./\ |

299

| Тихая ме|тель, /\ || путая рес|ницы. |
| Луна́тая | ночь /\ || поит небылицы... |
| Сунь /\ сонь /\ | в сани — || запах сено|коса. |
| Бледные под|ковы — || отсветами | кос. /\ |

| Гей, /\ кони, | гей! /\ || Гони́ коне́й | в кон! /\ |
| Канули ка|нику||лы /\ в сон... /\ | /\ /\ |
| Пей, /\ ночь, /\ | пей /\ || снеговой /\ | хмель, /\ |
| Снеговой /\ |вой, /\ || голубой /\ | бой!.. /\ |

| Ночь... /\ /\ /\ | Ночь? /\ || Белые по|ля. /\ |
| Лечь... /\ /\ /\ | Лечь? /\ || Длинная зем|ля. /\ |
| Метла́ /\ ме|тели || замела по|ля, /\ |
| Матовая | мгла /\ || пухом зацвела... /\ |

См. Пауза в стихе, Паузник трехдольный, Былины, Народный стих, Тактометрический период, Четырехдольник, Частушка.