181

ОКСИ́МОРОН (греч. ὀξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы» и т. п. На О. построены названия некоторых произведений литературы — «Живые мощи» И. Тургенева, «Живой труп» Л. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского.

Примеры О., встречающихся в стихах многих русских поэтов:

И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.

(А. Пушкин)

Люблю я пышное природы увяданье.

(Он же)

О как мучительно тобою счастлив я!

(Он же)

Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.

(М. Лермонтов)

Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.

(Он же)

Беспокойная ласковость взгляда,
И поддельная краска ланит,
И убогая роскошь наряда
Все не в пользу ее говорит.

(Н. Некрасов)

Страдать! — Страдают все, — страдает темный зверь,
Без упованья, без сознанья, —
Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья.

(А. Фет)

Жить, храня веселье го́ря,
Помня радость прошлых весен...

(В. Брюсов)

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.

(А. Блок)

Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

(А. Ахматова)

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.

(В. Маяковский)

182

Кого позвать мне? С кем мне поделиться.
Той грустной радостью, что я остался жив.

(С. Есенин)