Квятковский А. П. Исторические песни // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 126—128.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1262.htm

- 126 -

ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. — ярко выраженный патриотизм, любовь к России.

И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:

Фразовик с двухсложной клаузулой:

Жил-был государь-царь,
Алексей сударь Михайлович Московский
А выходит от ранней заутрени христосской,

- 127 -

И становится на лобное место,
И на все стороны государь поклонился,
Испроговори́л надежа государь-царь:
«Ай же вы, князи и бояра!
Пособите государю думу думать,
Думу думать, а и не продумать бы,
Что наступает король литовский,
Наступает-то на город на Смоленец».

(«Оборона Смоленска»)

Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):

Ты, бо́же, бо́же, спас ми́лостивый!
К чему ра́но над на́ми прогне́вался —
Посла́л нам, бо́же, преле́стника,
Злого расстри́гу Гри́шку Отре́пьева?
Уже́ли он, расстри́га, на ца́рство сел?
Называ́ется расстри́га прямы́м царем,
Царем Дми́трием Ива́новичем У́глицким...

(«Про Гришку-расстрижку»)

Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):

Собира́ется наш правосла́вный царь
Да он ко зау́трени,

Ко тому́ ли свету, свету-све́тику
Ивану Вели́кому.

Как стано́вился наш правосла́вный царь
Да на свое́ место,

Как стано́вился наш правосла́вный царь
У правого кли́роса.

Уж как мо́лится наш правосла́вный царь
Ивану Вели́кому,

Уж он мо́лится наш правосла́вный царь,
Да он низко кла́няется.

Как поза́дь-то его всё боя́ре-князья,
Они останови́лися.

Уж проме́ж-то себя ухмыльну́лися,
Князья усмехну́лися.

(«Грозный в церкви после убийства сына»)

Четырехударник с трехсложной клаузулой:

Ай да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на ре́чушке,
Да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на Камы́шинке,
Собира́лися там /\́ лю́ди во́льные —
Все донски́е, гребе́нские, каза́ки я́ицкие.
Собира́лись они́, бра́тцы, во еди́ный круг.
Во кругу́-то стоя́т они, ду́му ду́мают:
«Ну кому́-то из на́с, бра́тцы, ата́маном быть?»
Ай, старику́ Ермаку́, сы́ну Тимофе́евичу!

(«Ермак зовет казаков в поход»)

- 128 -

Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:

Не спа|ла млада, || не дре|мала, /\ |
Ниче|го во сне || не ви|дала. /\ |
Только | видела — ||спови|дала: /\ |
Со вос|точную|| со сто|ронку /\ |
Поды|малася || туча | грозна, /\ |
Со гро| мами /\ || со дож|дями, /\ |
Со круп|ными /\ || со гра|да́ми. /\ |

(«Девушка в полоне»)

Или трехкратный пятидольник:

Уж не | травушка || во чи|стом поле || заша|талась, /\ ||
Не му|равая || ко сы|рой земле || прикло|нялась — /\ ||
Поды|мается || /\ с Моск|вы большой || /\ бо|ярин, /\ ||
Он на | Тихий Дон || на И|ванович || /\гу|ляти. /\ ||
Не до|ехавши || он Ти|ха́ Дону || стано|вился. /\ ||
Похва|лялся он || каза|ков всех там || пере|вешать. /\ ||

(«Убийство князя Карамышевского»)

Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):

Как у | нас было на | Волге не чер|ным-то зачер|нелось,
Не чер|ным-то зачер|нелось, не бе|лым-то забе|лелось.
Не бе|лым-то забе|лелось, не крас|ным-то закрас|нелось.
Не крас|ным-то закрас|нелось — зачер|не-елось на | Волге.
Зачер|не-елось на | Волге Стеньки | Разина со|бранье,
Забе|лелися на | Волге Стеньки | вольны пару|сочки,
Закрас|нелися на | Волге Стеньки | вольные стру|жочки.

(«Поход Степана Разина на Астрахань»)

Вполне законченный четырехдольный тактовик:

Вы по|слушайте, ре|бята, что мы | станем гово|рить, /\
А мы | старые ста|рушки станем | ска-азыва|ти /\
Про гроз|на́ царя И|вана про Ва|си-ильеви|ча. /\
А как | царь /\ госу|дарь /\ под Ка|зань /\ подсту|пал, /\
Он под | речку, под Ка|за-анку под|коп /\ подко|пал, /\
/\ Что | с тем ли ярым |зельем, черным | по-оро-о|хом, /\
А на | бочки стано|вили воску | ярова све|чи. /\

(«Былевые песни» П. В. Шейна)

Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа.

См. также Былины, Народный стих, Частушки.