31

АНА́КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый , четырехдольник первый , пятидольник первый |, шестидольник первый |. При наличии А. период заканчивается эпи́крузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.

Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд ||||| с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:

| Тучки не|бесные, | вечные | странники! |

| Степью ла|зурною, | цепью жем|чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из|гнанники |
| С милого | севера | в сторону | южную.

(М. Лермонтов)

То же, но с однодольной паузой в конце стиха:

| Были и | лето и | осень дожд|ливы; /\ |
| Были по|топлены | пажити, | нивы... /\ |

(В. Жуковский)

Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ||||; однодольная А. и двудольная эпикруза:

В пес|чаных сте|пях ара|вийской зем|ли /\
Три | гордые | пальмы вы|соко рос|ли. /\
Род|ник между | ними из | почвы бес|плодной,
Жур|ча, проби|вался вол|ною хо|лодной.

(М. Лермонтов)

В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):

Ка|ховка, Ка|ховка, род|ная вин|товка,
Го|рячая | пуля ле|ти, /\ /\ | /\ /\

32

Ир|кутск и Вар|шава, О|рел и Ка|ховка —
Э|тапы боль|шого пу|ти. /\ /\ | /\ /\

(М. Светлов)

Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд ||||; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:

Зачи|нается песня от | древних за|тей,
От ве|селых пи|ров и о|бедов, /\ | /\
И от | русых от | кос, и от | черных куд|рей,
И от | тех ли от | ласковых | дедов. /\ | /\

(А. К. Толстой)

Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:

Мы се|годня во|шли в Сева|стополь, /\ | /\
За хол|мом ору|дийный рас|кат, /\ /\ | /\
Воздух | города | пылен и | тепел, /\ | /\
Круго|вая до|рога под | скат. /\ /\ | /\

(С. Кирсанов)

Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:

/\ /\ |Где вы, гря|дущие | гунны, /\ | /\
/\ Что | тучей на|висли над | миром? /\ | /\
/\ /\ |Слышу ваш | топот чу|гунный /\ | /\
По е|ще не от|крытым Па|мирам. /\ | /\
/\ На | нас /\ ор|дой опья|нелой /\ | /\
/\/\ |Рухните | с темных ста|новий — /\ | /\
Ожи|вить одрях|левшее | тело /\ | /\
/\ Вол|ной /\ пы|лающей | крови. /\ | /\

(В. Брюсов)

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках.

Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд ||||:

| Дружба насто|ящая не | старится, /\ |
| За небо вет|вями не цеп|ляется. /\ |
| Если уж при|ходит срок, так | валится /\ |
| С грохотом, как | дубу пола|гается. /\ |

(К. Симонов)

Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд |||:

За|сыпала зве|риные тро|пинки /\
Вче|рашняя раз|гульная ме|тель, /\ /\
И | падают и | падают сне|жинки /\
На | тихую, за|думчивую | ель. /\ /\

(Д. Бедный)

Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд |||:

Вдоль де|ревни, от из|бы и до из|бы, /\
Заша|гали тороп|ливые стол|бы; /\

33

Загу|дели, заи|грали прово|да — /\
Мы та|кого не ви|дали никог|да. /\

(И. Исаковский)

Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд |||:

Как эта | улица пыль|на, раскале|на!
Что за пе|чальная, о | господи, сос|на!

(Ин. Анненский)

Стоят се|ребряными | блюдечками | /\
Кувшинок | мокрые цве|ты; /\ /\ /\ | /\
Иду по|махивая | удочками, | /\
На обо|мшелые пло|ты. /\ /\ /\ | /\

(Г. Шенгели)

Под голу|быми небе|сами /\ /\ | /\
Велико|лепными ков|рами /\ /\ | /\
Блестя на | солнце, снег ле|жит. /\ /\ /\ | /\

(А. Пушкин)

Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.

Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой || вместо первой константы || и поддержана такими же последующими константами:

| Как-то раз пе|ред толпою | соплеменных | го́р /\ /\ /\ |
| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо́р. /\ /\ /\ |

(М. Лермонтов)

Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники):

Си|дела на ска|меечке, /\ |ела кара|мелечки,
/\ | Ела, улы|балася, ска|зали: цело|валася!

Или:

/\ /\ |То-опнула | я, /\ и не | то-опнула | я, /\
Съела | целого бы|ка /\ и не | ло-опнула | я! /\

С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий |||, т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:

Поку́ри|вая, здесь си|дим /\ /\ /\ | /\
На ла́воч|ке, вперивши | взоры /\ /\ | /\
В поле́й за|зеленевший | дым, /\ /\ /\ | /\
Гляди́м на | Воробьевы | горы. /\ /\ | /\

(А. Белый)

Ср. следующий пример:

Я знал кра|са́виц недо|сту́пных, /\ /\ | /\
Холодных |, чи́стых, как зи|ма́, /\ /\ /\ | /\
Неумо|ли́мых, непод|ку́пных, /\ /\ | /\
Непости|жи́мых для у|ма́. /\ /\ /\ | /\

(А. Пушкин)

34

Вот примеры еще более сильного акцентирования А.:

Бу́дешь | в универси|тете —
Сон свер|шится ная|ву! /\

(Н. Некрасов)

Засве|тились на тан|цующей си|рене
Во́до|росли под лу|ной, как светля|ки. /\

(И. Северянин)

В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда.