628
ПИ́НТЕР (Pinter), Харолд (р. 10.X.1930, Лондон) — англ. драматург и кинодраматург. Учился в Королевской академии драматич. иск-ва и в Центр. школе речи и драмы. В 1950 дебютировал на проф. сцене. Ранняя драматургия П. (пьесы «Комната» — «The room», 1957; «День рождения» — «The birthday party», 1958; «Лифт» — «The dumb waiter», 1960) строится на контрасте бытового диалога, незначит. житейских деталей с атмосферой неясной угрозы, на фоне к-рой банальные проявления повседневного быта выглядят равно смешно и страшно.
629
Обращение к сфере «низкой» жизни и разг. языку сближало П. с драматургами «новой волны» (Дж. Осборн, А. Уэскер), с «рассерженными молодыми людьми», однако его трактовка действительности как непроницаемого хаоса деталей реально значимых, но не скрепленных в единую осмысл. картину жизни, дает основание отнести творчество П. к абсурда драме (т. 9).
Начиная с наиболее социально определенного «Сторожа» («The caretaker», 1960, рус. пер. 1968), ситуации в пьесах П. приобретают значительность в силу необычайной сложности человеч. отношений, сплетенных в социально-психологич. клубок антагонизмов и притяжений. В своих лучших пьесах («Возвращение домой» — «The homecoming», 1965; «Былые времена» — «Old times», 1971) и сценариях П. — мастер диалога, дающего множество оттенков смысла. Однако концепция конечной непознаваемости мира и человека привносит в пьесы П. черты символич. затемненности и пессимистич. смирения.
Соч.: A slight ache and other plays, L., 1966; The collection and the love, L., 1966; Tea party and other plays, L., 1967; Landscape and silence, L., 1969; Five screenplays, L., 1971; The no man’s land, L., 1975.
Лит.: Шестаков Д. П., Совр. англ. драма. (Осборновцы), М., 1968; Esslin M., The peopled wound: the work of H. Pinter, L., 1970; его же, Pinter: a study of his plays, L., 1973; Pinter. A collection of critical essays. Ed. by A. Ganz, Englewood Cliffs (N. J.), 1972.
А. Н. Дорошевич.