570
«НО́ВЫЙ ЖУРНАЛИ́ЗМ» («The new journalism») — течение в лит-ре США сер. 1960—70-х гг., декларирующее обновление «социального реализма» путем беллетризации репортажа и хроники. Под знаком «Н. ж.» суммируются характерные новейшие явления амер. лит-ры: обостренный интерес к актуальным проблемам, пафос достоверности, сближение лит. и разговорной речи, демократизация (иногда оборачивающаяся вульгаризацией) тематики, возрастание роли повествователя, апелляция к читателю, нарочитое обнажение лит. приемов. Среди писателей, совершивших или совершающих переход от «устарелой» формы романа к «Н. ж.», — Т. Капоте (история уголовного преступления «Хладнокровно», 1965), Н. Мейлер (репортажи «Армии ночи», 1968, и «Майами и осада Чикаго», 1968), Дж. Херси («Преступление в мотеле „Алжир“», 1968), Дж. Болдуин, М. Маккарти.
С др. стороны, существует целый ряд проф. журналистов, воспринявших «изощренную технологию» худож. лит-ры: Том Вулф, Дж. Бреслин, Т. Саутерн, С. Зонтаг и др. Предшественниками «Н. ж.» объявляются Ф. М. Достоевский и Ч. Диккенс, Марк Твен и Дж. Рид. Заявка явно преувеличенная, тем более что установка «Н. ж.» на принципиальный эмпиризм, не-«ангажированность», антидидактичность плохо согласуются с претензией на «подлинную реалистичность». Однако усиленное внимание «Н. ж.» к форме худож. очерка представляется перспективным. По сути дела, термином «Н. ж.» обозначается совр. этап развития очерковой формы, отмеченной тяготением амер. писателей к реалистич. трактовке насущных социальных тем.
Лит.: Муравьев В., [Рец.], «Совр. худож. лит-ра за рубежом», 1975, № 5, с. 57—60; Johnson M. L., The new journalism, Lawrence, 1971; Wolfe T., The new journalism. With an anthology, ed. by T. Wolfe and E. W. Johnson, N. Y., 1973; Liberating the media: the new journalism, Wash., 1974.
В. С. Муравьев.