- 420 -
ЛЕНИНИА́НА — совокупность произв. худож. лит-ры всех жанров о жизни и деятельности В. И. Ленина, его связях с соратниками по партии, об историч. судьбах его идей. От первых стихов о Ленине, появившихся накануне Окт. революции, и до 70-х гг. Л. в лит-рах всех народов СССР прошла длит. путь развития и обогащения худож. принципов изображения вождя Коммунистич. партии и Сов. гос-ва.
Первоначально осн. место в Л. занимала поэзия. В 20-е гг. сов. поэзия тяготела к обобщенной символике. Эта особенность присуща и стихам того времени о Ленине (стих. «Его памяти», 1924, М. П. Герасимова). Образ капитана (кормчего, рулевого) варьируется в стихах И. С. Логинова, В. Ильиной, Г. В. Якубовского, Г. А. Шенгели. Лишь В. В. Маяковскому, Д. Бедному, С. А. Есенину более других удалось придать образу Ленина черты индивидуальной неповторимости. Так, Д. Бедный в стих. «Рабочий привет» (1920), написанном по поводу 50-летия со дня рождения В. И. Ленина, показал деловитость вождя, его нетерпимость к юбилейному славословию. Образ капитана, отвечающий мироощущению революц. масс, перешел и в др. виды иск-ва, напр. в кинематограф. В фильме Я. А. Протазанова «Его призыв» (1925) после титра «великий капитан твердой рукой правил сквозь бурю и непогоду» возникает документ. кадр, изображающий Ленина на трибуне; конкретность этого кадра как бы противостояла отвлеченности укрепившихся поэтич. приемов.
Обобщенная образность в поэзии, находившая и др. формы выражения (образ Архимеда, рычагом переворачивающего Землю, — Д. И. Юлтый, 1923; «добыта точка Архимеда и сразу сдвинулась Земля» — А. Ярославский, 1919, и др.), должна была передать планетарную огромность ленинского дела, гигантский размах революц. свершений. Этим обусловлено и стремление укрупнить масштабы восприятия личности Ленина, изобразить вождя под стать его делу («Над толпой и над Москвою красной Шаром планетным качалась его голова», Герасимов, 1920). Той же цели служат сопоставления вождя с крупными деятелями отечеств. и мировой истории: «От Желябова. От Степана Халтурина...» — стих. «Трибун» (1920) С. А. Обрадовича; «От Перикла до Ленина» (1922) В. Я. Брюсова; «Россия Разина и Ленина, Россия огненных столбов!» — стих. «Россия» (1921) В. И. Нарбута; стих. «Электрификация» (1922) Герасимова; «Петербург» (1917) Т. Ю. Табидзе; «IV Интернационал» (1922) Маяковского; «Медный интеллигент» (1925) М. А. Светлова; «Чугунный человек» (1927—29) Е. А. Чаренца.
- 421 -
Худож. воплощение образа Ленина было делом огромной трудности для поэзии. Размышляя об этом, Н. Г. Полетаев отметил в известном стих. «Портретов Ленина не видно...» (1923): «Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет...». Не всем поэтам удавалось добиться эстетич. единства произв. — резкий разрыв возникал между устаревшими образными средствами и принципиально новым содержанием. Противоречия, порожденные трудностями становления новой идеологии, были особенно заметны в фольклоре. Отразив любовь и благодарность трудящихся к вождю, народное поэтич. творчество в то же время содержало чувство пассивного ожидания освободителя. Фольклор выразил не только силу, но и исторически обусловленную ограниченность народно-поэтич. мышления, на что обращала внимание Н. К. Крупская в связи с появлением произведений о Ленине: «Старый фольклор переплетался с религиозными воззрениями, с народной темнотой» («Об искусстве и литературе», 1963, с. 72). Этапные произв. поэтич. Л., отражающие осн. черты и особенности нар. мироощущения, рисовали в первую очередь процесс освобождения человека от социального бесправия, нарастание в нем обществ. активности: Н. Тихонов в поэме «Сами» (1922) поднял тему интернационализма на качественно новую ступень.
«Поэзия в почетном карауле» — так можно обозначить обширный свод поэтич. произв., в к-рых поэты разных народов страны — А. Акопян, Н. Н. Асеев, Э. Г. Багрицкий, В. Н. Сосюра, С. Стальский, Г. В. Табидзе, Х. Такташ и др. — взволнованными стихами откликнулись на смерть Ленина. Лучшее из созданного ими приобретает все более эмоциональный, личностный характер: настроение масс автор выражает через свою личную боль («Партбилет № 224332», 1924, А. И. Безыменского), через собств. раздумья о жизни. В стихи входит пейзаж («луны почетный караул» — В. М. Инбер), емкая поэтич. деталь — метафора:
Забуду ли народный плач у Горок,
И проводы вождя, и скорбь, и жуть,
И тысячи лаптишек и опорок,
За Лениным утаптывавших путь!(Д. Бедный, «Снежинки», 1925).
Из чувства глубоко личной причастности к делу Ленина рождается своеобразный жанр поэтич. «диалога» с вождем революции — «Комсомолия» и «Утро» Светлова, «Над книгой Ленина» (1926) С. П. Щипачева, «Молодость Ленина» (1929) Асеева и центр. произв. этого жанра — «Разговор с товарищем Лениным» (1929) Маяковского. Процесс утверждения в поэзии личностно-индивидуального начала, связанный с совершенствованием принципов поэтич. отражения действительности и, в конечном счете, становлением социалистич. реализма, был особенно важен для тех нац. лит-р, к-рые до Окт. революции отставали в своем развитии.
Эпич. тенденции в поэтич. Л. постоянно укреплялись. Это нашло выражение в «Лениниаде» (1924) Г. А. Санникова, «Анне Снегиной» (1925) Есенина, «Улялаевщине» (1927) И. Л. Сельвинского, хотя нек-рые попытки изображения Ленина в эпосе остались незавершенными (поэмы «Гуляй-поле», 1924, Есенина, «Высокая болезнь», 1928, Пастернака). Лирич. проникновенностью, напряженностью раздумий о жизни выделяется «Анна Снегина», где поэту удалось связать образ Ленина с потребностями нац. развития России.
Вершина Л. — поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924), в к-рой автор преодолел абстрактность, свойственную мн. стихам о Ленине. Опираясь на свои первые попытки обращения к образу Ленина в лирике («Владимир Ильич», 1920; «Мы не верим!», 1923; «Комсомольская», 1924), Маяковский шел к воплощению замысла, обогатившего всю сов. поэзию. Используя документальный материал, поэт предельно приблизил
- 422 -
поэтич. сюжет к реальным событиям революц. борьбы рабочего класса. Маяковский ставил перед собой новаторскую, диалектически-двуединую задачу: изобразить «самого земного из всех прошедших по земле людей» и одновременно показать гигантский размах, всемирно-историч. величие его дела. Это величие показано в 1-й ч. поэмы. Глубокими потребностями мировой истории, духовного и социально-экономич. развития России объясняет Маяковский появление человека, к-рый взял на себя решение невиданной в истории задачи.
В образе Ленина Маяковский выдвинул на первый план то, что характеризует его как великого ученого-стратега («Он в черепе сотней губерний ворочал»); даже упоминание о привычках и увлечениях Ленина он подчинил решению своей задачи (перевод образа шахматной игры в план политики: «в люди выведя вчерашних пешек строй...»). Впервые как гл. гарантия бессмертия ленинского дела с такой силой изображена в лит-ре созданная Лениным партия, в ряды к-рой встают лучшие сыны народа. Ленин — партия — народ — вот лейтмотив поэмы, ее идейно-эстетич. стержень. Эпич. начало, воссоздающее объективный ход историч. событий и раскрывающее закономерности движения истории, органически сочетается в поэме с лирич. началом. Временами лирика превращается в темпераментную публицистику, утверждающую принципы нового революц. иск-ва.
Своими путями шла к образу Ленина и проза. Широкое распространение получило в 20-х гг. косвенное, «закадровое» воссоздание образа Ленина, образ-упоминание. Наибольшие успехи были достигнуты, когда образ-упоминание органически связывался с сюжетом и характерами героев («Перегной», 1922, Л. Н. Сейфуллиной; «Бронепоезд 14-69», 1922, В. В. Иванова — сцена «распропагандирования» американца). Тогда же появились первые произв., в к-рых Ленин фигурирует как действующее лицо: повести «Недавние дни» (1922) и «Сенские берега» (1928) А. Я. Аросева — первое изображение вождя революции в прозе; роман «Февраль» (1927) А. И. Тарасова-Родионова; «На переломе» (1929) М. Борецкой и др. В таких произв. эпизоды, изображающие Ленина, имели нередко документ. характер. К ним примыкают воспоминания литераторов, лично знавших Ленина, встречавшихся с ним или присутствовавших на его выступлениях (А. В. Луначарский, А. К. Воронский, А. С. Серафимович, Д. Бедный, Безыменский, И. Ф. Жига, калм. писатель А. М. Амур-Санан и др.). Поздне́е воспоминания писателей были объединены в сб-ки «Живой Ленин» (1965) и «Ленин всегда с нами» (1967).
К 20-м гг. относится речь М. Горького на торжественном заседании, посв. 50-летию со дня рождения вождя революции (1920), и его статья «Владимир Ильич Ленин», опубл. в журн. «Коммунистический интернационал», (1920, № 12), к-рые предшествовали известному очерку «В. И. Ленин», появившемуся вскоре после смерти Ленина (журн. «Русский современник», 1924, № 1). Работа над ним продолжалась и позднее: последняя переработанная редакция очерка, относящаяся к 1930—31 (отд. изд. 1931), является классич. произв. худож. Л., глубоко и исторически правдиво рисующим образ Ленина («живой весь Ильич», по отзыву Н. К. Крупской — «Об искусстве и литературе», 1963, с. 52).
В портретной характеристике Ленина Горький выделяет прежде всего непосредственность, естественность поведения («ничего от „вождя“» — см. Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Мотив ленинской простоты в обращении («Прост, как правда») звучит как выражение высшего внутр. совершенства (там же, с. 15). Горький рисует личность исключительно одаренную, умеющую подчинять
- 423 -
все силы души гл. цели — революц. преобразованию мира. Ленин показан в гуще дел и событий, во внутрипартийной полемике и классовой борьбе, в беспокойных буднях гос. и парт. строительства. По Горькому, Ленин — это революционер-ученый, к-рый «...всегда правильно оценивал значение интеллектуальной энергии в процессе революций» (там же, с. 31). «Враг хаоса» — такова емкая формула, при помощи к-рой Горький передает сущность ленинской деятельности. С этой т. з. новые оттенки приобретает одна из центр. проблем очерка — проблема гуманизма: на первый план Горький выводит не просто сочувствие человеку, а социальную результативность гуманизма. Рисуя непреходящее междунар. значение революц. деятельности Ленина, Горький отмечает ее огромное значение для решения специфич. задач рус. истории (преобразование отсталой мелкобурж., крест. страны). Работа Горького над очерком о Ленине тесно связана с реализацией его др. худож. замыслов, прежде всего эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (1925—36), а также цикла очерков о революционерах (Камо, Вилонове, Красине), носителях ленинских идей.
Во 2-й пол. 20-х гг. с ленинской темой связаны две эпопеи, изображающие революцию и Гражд. войну. В «Тихом Доне» (1928—40) М. А. Шолохова — это рассказ Чикамасова о том, что Ленин происходит из донских казаков, передающий стремление народа максимально «приблизить» к себе вождя. В «Хождении по мукам» (1925—41) А. Н. Толстого ленинская тема реализуется в разных формах (как образ-упоминание, используемый неоднократно, так и сцены с непосредств. участием Ленина) и, органически вписываясь в замысел трилогии и ее структуру, помогает лучше понять путь к обновленной, социалистич. Родине гл. героев произведения.
Включая ленинскую тему в широкие рамки эпич. полотна, писатели-прозаики одновременно создают и короткие повествоват. произв. о Ленине, основанные на реальных фактах или на нар. преданиях: «Ленин на охоте» (1926) М. М. Пришвина, «Рассказы о Ленине» (1939) М. М. Зощенко, «Рисунок с Ленина» (1939) К. А. Федина. К ним примыкает стихотв. быль А. Т. Твардовского «Ленин и печник» (1940), с удивительной психологич. точностью передающая состояние человека из народа, испытавшего радость общения с Лениным. Твардовский развивал традиции возникшего в 20-е гг. стихотв. повествования о Ленине («Докладная записка», 1924, М. Исаковского; «Баллада о Владимире Ильиче, о мужике и паре сапог», 1924, Чаренца, и др.).
По мере развертывания социалистич. строительства все острее ощущалась обществ. потребность в более широком изображении Ленина как организатора революции, руководителя первого в мире социалистич. гос-ва. В связи с этим в 30-е гг. Л. развивается гл. обр. в области драматургии и кинодраматургии. Однако выведение на сцену актера — исполнителя роли Ленина казалось долгое время делом ошеломляющей новизны. В пьесе «Правда» (1937) А. Е. Корнейчук показал Ленина только в финале, а К. А. Тренев свел ленинскую роль к нескольким репликам («На берегах Невы», 1937). Тем более впечатляющим был успех пьесы Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем» (1937). И хотя здесь Ленин появлялся лишь во 2-й пол. пьесы, его выход был подготовлен всем ходом развития сюжета, всей логикой развития характера солдата Ивана Шадрина (газ. «Окопная правда» со статьей Ленина, атмосфера страха в особняке Симбирцева, Декрет о земле). Новаторство Погодина состояло в том, что он отказался от «цитатного» способа создания образа, смело использовал худож. воображение, вопреки мысли многих, выраженной А. Н. Афиногеновым, что Ленину ни слова
- 424 -
«от себя» приписывать не следует, связал образ Ленина с судьбами вымышленных персонажей. Верность исходных позиций определила удачу построения сцен, структуру диалога. Ленин предстал перед зрителями как живой, обаятельный человек, умеющий до конца понять состояние собеседника, воздействовать на него не силой авторитета и власти, а содержанием и логикой аргументов. От подчеркнуто бытовой реплики Ленин исподволь, незаметно подводит разговор к сложнейшим политич. проблемам.
Действие 2-й части драматургич. трилогии Погодина «Кремлевские куранты» (1940) развертывается в первый период социалистич. строительства. По словам драматурга, он сделал попытку «показать черты созидательного гения Владимира Ильича». Одна из важнейших проблем, поднимаемых в пьесе, — борьба за интеллигенцию, за вовлечение в революцию деятелей науки (образ инженера Забелина). На фоне разрухи и лишений показано рождение дерзновенного ленинского плана электрификации России. Будучи менее монументальной по сравнению с первой пьесой, 2-я ее часть обогащала драматургич. Л. проникновенным лиризмом. В завершающей части трилогии — «Третья патетическая» (1958) события развертываются в период нэпа, во время обострения болезни Ленина, что вносит в действие трагич. ноты. Трилогия признана лучшим драматургич. произв. о вожде пролетариата и удостоена Ленинской премии (1959). Образ Ленина как руководителя, стратега и человека многогранно воспроизведен в фильмах М. И. Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), в основе к-рых — лит. сценарии А. Я. Каплера.
В годы Великой Отечеств. войны образ Ленина воссоздается средствами многонац. советской поэзии — лирической (О. Ф. Берггольц, Н. С. Тихонов, И. О. Мосашвили, А. Лахути, М. А. Дудин, С. П. Гудзенко, Я. Судрабкалн), эпической (Сельвинский, «Баллада о ленинизме», 1942) и лиро-эпической (поэма Щипачева «Домик в Шушенском», 1944), а также публицистики (Толстой, Л. М. Леонов, К. М. Симонов и др.). Художники видели в Ленине прежде всего неиссякающую силу, вдохновляющую на подвиг во имя победы великого дела («XX век вдохновляется образом Ленина» — И. Г. Эренбург). Особое место в воен. публицистике занимает тема героич. подвига города, носящего имя вождя. С сер. 50-х гг. тема «Ленин и народ» с новой силой и свежестью звучит во мн. поэтич. произв. («Ходоки», 1954, Н. А. Заболоцкого; «Горцы у Ленина», 1950, Р. Г. Гамзатова; «Односельчанин», 1958, П. И. Заднипру; «Горская поэма о Ленине», 1956—69, К. Ш. Кулиева). Однако наиболее интенсивно ленинская тема развивается в прозе и драматургии (нар. драма Д. И. Зорина «Вечный источник», 1957, о социалистич. преобразовании деревни). Серьезные сдвиги в области драматургии и кинодраматургии особенно заметны в сравнении с первым послевоен. десятилетием (тогда появились лишь пьесы И. Ф. Попова «Семья», 1949, и А. П. Штейна «Пролог», 1952); трагедия Сельвинского «Большой Кирилл» (1957); пьеса «Между ливнями» (1964) Штейна; документ. драмы М. Ф. Шатрова; фильмы «Рассказы о Ленине» (1958) и «Ленин в Польше» (1966) С. И. Юткевича по сценарию Е. И. Габриловича, «В начале века» (1931) А. М. Рыбакова по сценарию С. А. Ермолинского, «Синяя тетрадь» (1964) Л. А. Кулиджанова по одноим. повести Э. Г. Казакевича; «Сердце матери» (1966) М. С. Донского по сценарию З. И. Воскресенской и И. Донской.
В прозе образ Ленина начал разрабатываться в рассказе (П. С. Виноградская, Воскресенская, Д. А. Гранин, А. Исбах, К. Г. Паустовский, Б. Н. Полевой, Л. Н. Радищев, С. В. Сартаков, В. П. Тельпугов); возникают циклы рассказов, как бы предвосхитившие произв.
- 425 -
крупной формы (произв. С. Ф. Антонова, П. П. Дудочкина, С. П. Алексеева). Конец 50-х гг. — время работы мн. писателей над крупными произв. («Черные сухари», 1957—60, Е. Я. Драбкиной); нек-рые из них были завершены позднее («Дипломаты», 1966, С. А. Дангулова). Повесть Казакевича «Синяя тетрадь» (1961) содержит психологический анализ внутреннего мира Ленина.
Художнич. поиски привели к многообразию и усложнению жанрово-стилевых форм и приемов изобразительности. Примечат. явлениями Л. 60-х гг. стали поэма А. А. Вознесенского «Лонжюмо» (1963) и повесть В. П. Катаева «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Их объединяет не только сходство тематики (Ленин во Франции), но и принципы осмысления и эстетич. организации фактов ленинской биографии. Все средства, вплоть до парадокса, Вознесенский подчиняет задаче — показать, что Ленин, вынужденный находиться за границей, был истинным выразителем интересов рабочего класса России. Залог победы ленинского дела — в искусстве мудрого диалектич. проникновения в сущность явлений («Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей»), в кровной связи с массой («Заряжая ораторски философией вас, сам, как аккумулятор, заряжался от масс»). В «Лонжюмо» ощутимо самостоятельное творч. переосмысление лирич. эпоса Маяковского. В повести Катаева отсутствует последоват. сюжет, ей свойственны ассоциативность соотнесения разных элементов повествования, лирико-автобиографич. начало. Образ Ленина здесь воссоздается посредством «реконструирования» реально-бытовой среды, окружавшей Ленина в Париже. С виртуозным мастерством рисуя подробности, складывающиеся в общую картину жизни столицы Франции, какой она могла быть при Ленине, Катаев исследует таким путем логику ленинского восприятия разных явлений жизни, показывая в первую очередь последовательность, целеустремленность осмысления их Лениным именно как революционером.
Новаторство жанровой формы отличает и центр. явление послевоен. Л. — тетралогию М. С. Шагинян, удостоенную в 1972 Ленинской премии: очерки «Четыре урока у Ленина» (1963—68), романы «Рождение сына» (1957, перераб. изд. романа «Семья Ульяновых», 1938), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории» (1960, перераб. изд. 1970). Разные в жанровом отношении, эти произв. объединены концепцией личности и ярко выраженным исследоват. характером. Роман «Рождение сына» — как бы связующее звено между Л. 20—30-х гг. и Л. 50-х гг. В нем нарисованы образы родителей Ленина, воссоздан дух подлинной интеллигентности, демократизма, уважения к личности, к-рые господствовали в доме Ульяновых. Шагинян характеризует педагогич. деятельность Ильи Николаевича, его борьбу с рутиной и застоем в школьном деле. В отличие от 1-й ч., охватывавшей почти десятилетие (с 1861 до рождения Володи Ульянова), «Первая Всероссийская» строится на более узком временно́м отрезке (история Политехнич. выставки, 1872), однако пространственно повествование романа шире — выставка как бы сфокусировала в себе Россию. И. Н. Ульянов показан в гл. деле своей жизни — подготовке нар. учителей и просвещении народных масс.
Книги Шагинян о Ленине, восходящие к худож. опыту Л. 20-х гг., отличает глубокая интеллектуальная насыщенность, сочетание художественных и собственно научных принципов осмысления великого ленинского наследия. Они строго документированы: в них нашла отражение общая для лит-ры 50—60-х гг. тяга к документализму. В этом отношении им родственны книга «Свидание на Капри» (1966) З. Гусевой и «После июля, в семнадцатом» (1970) Г. С. Фиша о пребывании
- 426 -
Ленина в Финляндии, а также документ. драмы Шатрова «Шестое июля» (1964) и «Большевики» (1968). Влияние документализма заметно и в поэзии (поэма укр. поэта В. Коротича «Ленин, том 54-й», 1967).
Усиление активности в области худож. Л. 60-х гг. объясняется приближающимся 100-летием со дня рождения В. И. Ленина. Произведения разных жанров появились на страницах многих изданий, причем процесс этот не обошелся без нек-рых издержек. Возникла опасность измельчания образа Ленина, подмены проявления любви к вождю сентиментальной умилительностью — недостатки, к-рых не в полной мере удалось избежать и многим опытным литераторам (см. материалы заседания «круглого стола» критиков в журн. «Вопросы лит-ры», 1969, № 6). Наиболее широкое распространение получили произв., где ленинские сцены играют роль основных в идейно-композиц. смысле, хотя в одних случаях Ленин не является гл. героем повествования («Дипломаты», 1966, Дангулова; «Золотой пояс», 1970, Д. И. Еремина; «А ты гори, звезда!», кн. 1—2, 1974—75, Сартакова), а в других становится осн. действующим лицом: поэма «По зову Ленина» (1958), цикл стихов «С Лениным сердце мое говорит» (1970) тат. поэта С. Т. Хакима, повести «Удивительный год» (1966) и «Три недели покоя» (1967) М. П. Прилежаевой, «Ульяновы» (1967) В. В. Канивца, «Самый короткий путь» (1969) Е. Д. Люфанова, «Апрель» (1970) В. Д. Осипова, поэма «Казанский университет» (1970) Е. А. Евтушенко, в к-рой он, как и в поэме «Братская ГЭС» (1965), стремится соотнести историю и современность.
А. Л. Коптелов создал наиболее развернутое биографич. повествование о революц. деятельности Ленина — романы «Большой зачин» (1963), «Возгорится пламя» (кн. 1—2, 1965—68), «Точка опоры» (кн. 1—2, 1973—77). Значит. часть трилогии овеяна духом науч. исследования. В первых двух романах нарисованы широкие картины начала революц. деятельности Ленина и последующей сиб. ссылки. В завершающей части — годы вынужденной разлуки с родиной, создания «Искры», подлинно революц. партии, борьбы Ленина против меньшевиков. Писатель обстоятельно выписывает фигуры людей, окружавших Ленина, показывает остроту борьбы внутри социал-демократии, особенно на Втором съезде партии.
Произв. худож. Л. 60—70-х гг. рисуют правдивую картину жизненного подвига Ленина, историч. величие его идей и его дела, богатство и обаяние его натуры. Вместе с тем, как отмечала критика, поэты, прозаики, драматурги еще не передали с необходимой выразительностью глубину ленинского интеллекта (подчас в изображении вождя сила подлинно научной абстракции подменяется передачей эмпирич. контактов с окружающими). На необходимость дальнейшей работы в области худож. Л. в совр. условиях усиления идеологич. борьбы обратил внимание 6-й съезд писателей СССР (1976). Ленинская тема в лит-ре, в иск-ве — неисчерпаема. Обращаясь к ней, художники всех народов Советского Союза, а также деятели прогрес. заруб. лит-ры создают художественные полотна об исторической эпохе в жизни страны, оказавшей огромное революционизирующее влияние на ход всемирной истории. Они создают образ великого человека, революционера, жизнь к-рого всегда останется примером для новых поколений.
Лит.: Боборыкин В., Трилогия Н. Погодина о Ленине, М., 1962; Анастасьев А., Трилогия Н. Погодина о Ленине на сцене, М., 1964; Гольдина Р., Ленинская тема в творчестве Мариэтты Шагинян, Ер., 1966; Яковлев В., Образ Ленина в советской прозе 60-х годов, М., 1967; Зайцев Н., Правда и поэзия ленинского образа. Театр, кино, М., 1967; Потапов Н., Живее всех живых, Образ В. И. Ленина в советской драматургии, М., 1969; Жак Л., Жизнь, иск-во, личность писателя, М., 1969; Огнев А., Черты великого образа. Новеллистическая
- 427 -
Лениниана, «Наш современник», 1969, № 5; Образ Ленина в совр. лит-ре, «ВЛ», 1969, № 6; Фоменко Л., По страницам сегодняшней Ленинианы, «Знамя», 1969, № 8; Великий образ, М., 1970; Лит-ра и современность, Сб. 9, М., 1970; Крившенко С., Рассказ о поэтич. Лениниане, Хабаровск, 1970; Пискунов В., Советская Лениниана. Образ В. И. Ленина в сов. лит-ре, М., 1970; Перелыгин Л., Литературная Лениниана в школе, М., 1970; Тимофеева В., Образ В. И. Ленина в лит-ре 20-х годов и проблема нового героя, «Рус. лит-ра», 1970, № 1; Баранов В., Правда образа — правда истории. Эстетич. проблемы Ленинианы. Рус. сов. проза, Г., 1971; Арутюнян Л., Образ Ленина в многонац. сов. поэзии, Ер., 1974; Позднякова Г., Войти в мир Ленина. Критико-библиографич. очерки из истории советской Ленинианы, М., 1977.
В. И. Баранов.
Лениниана зарубежная. Еще в 20-е гг. заруб. художники слова и деятели революц. движения, видевшие и знавшие В. И. Ленина, оставили о нем мемуарные свидетельства. Основоположник заруб. Л. — Дж. Рид. В кн. «Десять дней, которые потрясли мир» (1919, рус. пер. 1923) он правдиво изобразил Ленина, выступающего на 2-м Всеросс. съезде Советов, руководящего восстанием и первыми шагами Сов. власти, «вождя исключительно благодаря своему интеллекту». А. Р. Уильямс (Вильямс), встречавшийся в Лениным в 1917—18, первым на Западе выступил с кн. о вожде — «Ленин. Человек и его дело» (1919, рус. пер. 1925), сыгравшей большую роль в распространении правды об Окт. революции и ее руководителе. Уильямс пишет о нем как о «величайшем реалисте», человеке железной воли, прямом и откровенном в личном общении. Дневниковые записи автора легли в основу книги Уильямса «Путешествие в революцию» (1921, рус. пер. 1924), в к-рой значение Ленина осмысляется в перспективе полувекового пути Сов. Союза. О личном обаянии и демократизме Ленина свидетельствует Л. Брайант в кн. «Зеркала Москвы» (1923). «Социалист высшего типа», познавший диалектику революц. процесса, — таким предстает Ленин в «Автобиографии» (1931) Дж. Л. Стеффенса.
Если в 1920 для Г. Уэллса Ленин был «кремлевским мечтателем», задумавшим преобразить разоренную полунищую страну (кн. «Россия во мгле»), то после посещения СССР в 1934 писатель во многом убедился в дальновидности ленинских планов и предвидений, а сам Ленин предстал перед ним как «действительно великий человек» («Опыт автобиографии», 1934). О человечности Ленина, о его близости к простым людям пишет в автобиографич. кн. «Записки цирюльника» (1930) итал. писатель и революционер Дж. Джерманетто. Ленинские мысли о лит-ре, культуре, воспитании сохранила К. Цеткин («Воспоминания о Ленине», на рус. яз. 1924, на нем. яз. 1929). Деятельность Ленина по сплочению междунар. рабочего движения освещается в воспоминаниях А. Куреллы, И. Ольбрахта, Б. Шмераля, Р. Майнера и др. О Ленине, вожде Коминтерна, пишут видные деятели коммунистич. движения и революц. публицисты М. Кашен («Незабываемые встречи»), У. З. Фостер («На конгрессах Коминтерна»), У. Террачини («Три встречи с Лениным»), У. Галлахер («Ленин», «Вождь, учитель, друг», «Памятные встречи»), А. Запотоцкий («Воспоминания о Ленине», «Память о Ленине»), Э. Р. Блур (кн. «Нас много», 1940), Цюй Цю-бо («Ленин»), Сэн Катаяма («С товарищем Лениным»), В. Коларов («На Циммервальдской конференции», «В. И. Ленин на III Конгрессе Коммунистического Интернационала»), В. Пик («Воспоминания о Ленине») и др.
Для прогрес. писателей Запада Ленин был «великим гуманистом» (А. Барбюс), «прообразом человека будущего» (П. Вайян-Кутюрье), одним из тех людей, к-рые рождаются раз в столетие, а может быть, и в тысячелетие (М. Андерсен-Нексё). Революц. писатели стремятся сделать биографию Ленина достоянием широких масс, популяризировать его идеи (кн. «Ленин»,
- 428 -
1933, Р. Фокса; очерки Ю. Фучика, М. Голда, М. Куина, Дж. Норта и др.), находить при их помощи верные решения сложнейших проблем 20 в. (очерки и свидетельства К. Чандра, А. Стиля, Ш. О’Кейси). Пережив в нач. 30-х гг. «прощание с прошлым», Р. Роллан (ст. «Ленин. Искусство и действие», 1934) пересматривает свою позицию надклассового гуманизма в пользу гуманизма действенного. Статьи Ленина о Л. Толстом дают ему ключ к пониманию места писателя в обществ. жизни. И для Л. Фейхтвангера Ленин — мыслитель и борец, очистивший понятия гуманизма и свободы от бурж.-либеральных наслоений и раскрывший их подлинный классовый смысл (ст. «Ленин и социалистический гуманизм», 1939). С огромным уважением относился к вождю Октября Б. Шоу (ст. «О Ленине», 1924). О «непобедимости духа Ленина», о торжестве его идей писал Т. Драйзер (очерк «Ленин», 1940). Роль Ленина в культурной жизни 20 в. освещается у М. Андерсена-Нексё (ст. «Влияние Ленина на творческие силы Запада», 1939), Дж. Х. Лоусона («Влияние Ленина на американскую культуру», 1970) и др.
Поистине необозрима заруб. Л., особенно поэтическая. Среди первых ее образцов — стих. голл. поэта А. ван Коллема «Ленину» (1918), чеш. поэта Й. Горы «Иван и Ленин» (1920). Мн. стихи и поэмы посвятил Ленину И. Р. Бехер («Гимн Ленину», 1922; «У могилы Ленина», 1924; «Он взбудоражил спящий мир — Ленин», 1928, и др.). Кончина Ленина вызвала поток поэтич. откликов (В. Незвал, Э. Мюзам, гаитян. поэт Ж. Бриер и др.). Ленинская тема приобретает взволнованное, глубоко личное звучание у П. Неруды («Ода Ленину»), С. Хермлина («Памятник Ленину»), В. Броневского («Поклон Октябрьской революции»), Кубы, а также и др. Писатели находят в этой теме разные аспекты и грани — отсюда богатый спектр поэтических форм, мотивов, настроений: суровый лаконизм Б. Брехта («Непобедимая надпись», «Дырка в ботинке Ильича»), нар. стихия поэзии Л. Хьюза («Баллада о Ленине»), лиризм П. Пла-и-Бельтрана («Песнь испанских детей о Ленине»), высокая патетика ирак. поэта А. В. Баяти («Ленин»), классич. строгость инд. поэта С. Бхагерия (поэма «Дань уважения Ленину»). Если в ранних стихах о Ленине нередки отвлеченность, политич. плакатность, то дальнейшее худож. освоение его образа отмечено стремлением передать живые, конкретные черты облика вождя: «Ленин слушает „Аппассионату“» М. Циммеринга, «Ленин и соната Бетховена» Те Ханя (ДРВ), «В Разливе» В. Ханчева, «В квартире Ильича» М. Лайчака. Значит. место в заруб. Л. занимают худож. и историко-публицистич. произв., связанные с ленинскими местами за рубежом, отд. эпизодами биографии Ленина: кн. Ж. Фревиля «Ленин в Париже» (1968), очерки Э. Э. Киша «Меблированная комната Ленина», Ю. Козловского «Рассказ поронинского почтмейстера», С. Рассела «Ленин в Лондоне», стих. Бехера «Ленин в Мюнхене», В. Слободника «Ленин в Поронино» и др. Образ Ленина раскрывается через чувства любви и уважения, к-рые питают к нему простые люди мира: стих. Х. Хупперта «Бригада двадцать первого января», очерки Дожодоржа (МНР) «Богатство моей юрты» и П. Гамарра «Пастух и Ленин», рассказ Дж. Линдсея «Мальчик, который искал Ленина». Заруб. писатели (И. Р. Бехер, Р. Роллан) приняли участие в пропаганде взглядов В. И. Ленина на лит-ру и иск-во. Ю. Фучик в 1928 издал и прокомментировал статьи Ленина о Л. Толстом. Ж. Фревиль опубл. в 1937 сб. работ Ленина о лит-ре и иск-ве.
Образ Ленина, борца за освобождение колониальных и зависимых народов, ярко запечатлен в лит-рах Востока, где он обрел специфич. нац. колорит. В 20—30-е гг. в худож. трактовке образа Ленина на Востоке преобладает фольклорно-мифологич. элемент. Позднее
- 429 -
его образ приобретает все более конкретные черты. Притом очень часто для монгола он монгол, для индийца — индиец и т. д. Среди достижений вост. Л. — «Песня о Сухэ-Баторе» И. Гайтова (МНР), «В Горках» То Хыу (ДРВ), «Эпоха Ленина» Жале (Иран), «С Лениным вместе» У. Наоки (Япония), «Думы о нем» М. аль-Джавахири (Ирак), «Ленин» М. Икбала и «Народная обитель» С. Панта (Индия), «Мы с Лениным идем» Х. Бандахаро (Индонезия), «О Ленине» Сяо Сань (КНР) и др. Большой вклад в Л. внес Назым Хикмет: «Поэма о Ленине», стих. «Вместе с Лениным», «Родина родин», «Прощание с СССР», роман «Романтика».
Столетие со дня рождения Ленина вызвало новый поток живых и ярких худож. откликов (сб. «Бессмертие», 1970). Отвечая на анкету журн. «Иностранная литература» (1970, № 2—4), о роли Ленина в их жизни и творчестве рассказали К. С. Причард, Л. Ренн, Л. Стоянов, А. Карпентьер и другие. Работая над образом Ленина, заруб. писатели углубляют свое понимание революц. действительности нашего столетия.
Издания: Глазами иностранцев, М., 1932; О Ленине. Воспоминания заруб. современников, 2 изд., М., 1966; Землю всю охватывая разом... Стихи заруб. поэтов о Ленине. [Вступ. слово Р. Рождественского], М., 1969; Бессмертие. Иностр. писатели о В. И. Ленине. [Вступ. ст. А. А. Суркова], М., 1970; Глаза истории. Поэты Индии о В. И. Ленине, М., 1970; Приветствуя солнце. Стихи поэтов Азии и Африки о В. И. Ленине, Таш., 1970; Родина родин. Поэты мира Ленину, о Ленине, о революции, М., 1970; Вашим, товарищ, сердцем и именем..., М., 1976; O Leninie, Warsz., 1954; Er rührte an den Schlaf der Welt. W. I. Lenin im Werk deutscher Schriftsteller, B., 1954; Ленин. Стихове, раскази и очерци от български писатели, София, 1960; По-жив от живите, София, 1970; V. I. Lenin v cêské poezii, Hradec Králové, 1970; Даржаа Д., Хүслээр төрсөн хүн, Улан-Батор, 1970; Cinco poemas a Lenin, La Habana, 1970; Who is Lenin? American respond, N. Y., 1970; Lenin in profile, Moscow, 1975.
Лит.: Илличевский А. Ф., Образ В. И. Ленина в заруб. лит-ре, М., 1968; Лениниана Запада, в. 1—3, К., 1969; Ленин и заруб. писатели. Сб. ст., Саратов, 1970; Кондратьева Ю. Г., Паевская А. В., Ройзман П. И., Заруб. писатели о В. И. Ленине, М., 1970; Голик И., «Он дал нам жизнь...» (В. И. Ленин в нем. лит-ре), «Ин. лит-ра», 1970, № 2; Гиленсон Б., «Я выбираю путь Ленина», «Иностр. лит-ра», 1970, № 3; его же, З покоління в покоління. В. І. Ленін очима американців, «Всесвіт», 1970, № 4; Шатков Г. В., Прогрессивные сканд. писатели и публицисты о В. И. Ленине, в сб.: Сканд. сб-к, в. 16, Тал., 1971; Мотылева Т., Ленин и заруб. писатели, в ее кн.: Достояние совр. реализма, М., 1973; В. И. Ленин и лит-ра заруб. Востока. Сб. ст., М., 1971; Lenin’s impact on the United States, N. Y., 1970.
Б. А. Гиленсон.