372

КОММУНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПАРТИ́ЙНОСТЬ — осознанная классовая позиция политика, теоретика, художника, прямой и бескомпромиссный выбор между двумя

373

общественными перспективами в пользу коммунистич. идеалов.

Учение о К. п. худож. творчества, выдвинутое и обоснованное В. И. Лениным, опирается на традиции прогрес. культуры прошлого, тех писателей и критиков, к-рые выступали как страстные поборники тенденциозности иск-ва, отстаивали мысль о плодотворности для художников идейности, народности, участия в обществ. борьбе на стороне передовых сил своего времени. Важнейшим теоретич. источником учения о К. п. являются положения марксизма о классовом характере процессов обществ. развития, непосредств. высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса о худож. культуре. Основоположники марксизма с последовательно парт. позиций оценивали классовое содержание произведений Э. Сю, О. Бальзака и др. художников, с большим вниманием относились к зарождению лит-ры рабочего класса, в частности «...социалистического тенденциозного романа...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333), боролись за последовательную коммунистич. направленность худож. творчества.

Необходимость дальнейшего развития марксистского учения о классовости различных форм обществ. сознания, выдвижения и обоснования принципа партийности была связана с новыми чертами мирового революц. процесса в конце 19 — нач. 20 вв.: резким размежеванием классовых интересов пролетариата и буржуазии, приближением первой социалистич. революции, созданием в России коммунистич. партии нового типа. В ряде работ этого времени, прежде всего в статьях «Партийная организация и партийная литература» (т. 9), «Социалистическая партия и беспартийная революционность» (1905), Ленин раскрыл проблему партийности как в общеполитич. плане, так и применительно к худож. культуре, затронул важнейшие аспекты К. п., к-рые разрабатываются сов. наукой: К. п. и объективность науч. исследования, К. п. и худож. правда, К. п. и свобода худож. творчества, К. п. и народность лит-ры и иск-ва, К. п. и партийное руководство развитием худож. культуры. Неклассовые лит-ра и иск-во, считал Ленин, окажутся возможными лишь в будущем «...социалистическом внеклассовом обществе...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104). Поэтому К. п. рассматривалась им как форма выражения классового сознания, присущая всей эпохе революций и классовых битв, перехода человечества к новой обществ. формации.

Неизменными принципиальными основами К. п. являются материалистич. марксистско-ленинское мировоззрение художника, убежденность в правоте коммунистич. идеалов, стремление содействовать своим творчеством их осуществлению. При этом К. п. не сводится к политич. взглядам художника и даже к идейной направленности произведений. Являясь могучей побудительной силой худож. творчества, органическим качеством таланта, К. п. проявляется на всех этапах создания произведения, пронизывает прямым или опосредованным образом его содержание и форму. Содействуя верному осмыслению сложных явлений и процессов действительности, К. п. создает благоприятные возможности для достижения художественной правды. Тесная связь этой категории с народностью определяется тем, что К. п. неотделима от самого последовательного демократизма лит-ры и иск-ва, общественно-значимой проблематики произведений, их передовой идейной направленности, сознательной ориентации художника на широкую народную аудиторию. К. п. является идейно-творч. основой социалистического реализма, предполагающего отображение действительности в революц. развитии, в свете идеалов нового строя.

374

Духу ленинского учения отвечает конкретно-историч. подход к пониманию партийности, внимательный учет расстановки классовых сил и др. особенностей различных этапов обществ. развития. Каждым новым поколением художников К. п. «открывается» в реальной творч. практике вновь и вновь, является результатом сложного взаимодействия иск-ва и жизни.

На этапе бурж.-демократич. революции в России Ленин, партия большевиков, утверждая лозунг «... открытой, честной, прямой, последовательной партийности...» (там же, с. 100), заботились о классовом воспитании трудящихся масс, творч. интеллигенции как необходимом условии подготовки социалистич. революции. «Многоадресность» ленинской статьи «Партийная организация и партийная литература» определялась ее главной задачей. Не отрицая специфики «литературного дела», Ленин стремился показать, что в случае победы бурж.-демократич. революции работники печати, издательств, публицисты, писатели, художники окажутся перед неизбежным общим выбором: либо «...плен буржуазно-торгашеских литературных отношений», «...замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания», либо последовательная К. п., позволяющая «...и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса» (там же, с. 102, 104, 105). Этот ленинский вывод о подлинной и мнимой свободе худож. творчества полностью сохраняет свое значение для условий совр. капиталистич. общества. Теоретич. постановка проблемы К. п. совпала по времени с началом практич. воплощения этого принципа в худож. практике. Роман М. Горького «Мать», пьеса «Враги» и др. произв. были пронизаны пафосом революц. переделки старого мира, выражали идеалы и стремления рабочего класса. В русле К. п. развивалось творчество Д. Бедного, рабочих поэтов «Звезды» и «Правды» 1912—14. В деятельности партии принцип К. п. включал в себя использование лучшей части культурного наследия для политич. просвещения масс, марксистский критич. анализ явлений лит-ры и иск-ва, борьбу с буржуазными концепциями худож. творчества, идейное воспитание писателей и деятелей иск-ва, принимавших участие в революц. движении.

Как предвидели основоположники марксизма, после победы социалистич. революции оказался неизбежным период революц. перехода от одной формации к другой, построения основ социализма, формирования и утверждения новых обществ. отношений. Особенностями этого периода явились резкая поляризация классовых сил как внутри страны (в пору революции и Гражданской войны), так и в мировом масштабе, предельная острота борьбы с империалистич. реакцией и ее ударным отрядом — фашизмом, глубокая «политизация» обществ. сознания, восприятие всех явлений через призму противостояния двух миров. Эти и др. историч. факторы определили интенсивность процессов формирования идейного единства сов. творч. интеллигенции, утверждения принципов социалистич. реализма и вместе с тем наложили печать историч. своеобразия на проявление этих принципов в худож. творчестве. Эти же факторы способствовали укреплению фронта социалистич. лит-ры во всем мире (М. Андерсен-Нексё, Л. Арагон, А. Стиль, В. Незвал, А. Зегерс, И. Бехер, Я. Ивашкевич, П. Неруда, Н. Хикмет, Лу Синь и др.).

Целенаправленная работа Коммунистич. партии создала особую, невиданную до той поры нераздельность творч. и обществ. деятельности писателей, многие из к-рых пришли в лит-ру с фронтов Гражданской войны (М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, Д. А. Фурманов, В. В. Вишневский, А. П. Гайдар, Н. А. Островский

375

и мн. др.). К. п. молодой сов. лит-ры находила эстетич. выражение в страстном пафосе социалистич. преобразования мира, в отображении красоты человека из народа, поднимающегося к сознательному историч. творчеству. К. п., открывшая взору художников «становые жилы закономерностей» (А. Н. Толстой) и ведущую роль трудящихся масс в историч. процессе, вызывала тяготение писателей к широкому эпич. отображению действительности как неостановимого движения человечества к коммунистич. будущему (поэма «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского, романы-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, ряд выдающихся историч. романов). К. п. деятелей лит-ры и иск-ва со всей убедительностью проявилась в годы Великой Отечеств. войны, когда они отдали весь свой талант защите завоеваний революции, избавлению страны и всего человечества от угрозы фашистского порабощения (публицистика И. Г. Эренбурга, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и др.).

Совр. сов. лит-ра продолжает традиции основоположников социалистич. реализма на новом историч. этапе — этапе развитого социалистич. общества. Важнейшей из этих традиций является традиция К. п. худож. творчества, содержание к-рой обогащается в связи с новыми условиями и задачами коммунистического строительства и появлением новых выдающихся произведений социалистич. иск-ва («Русский лес» Л. М. Леонова, романы К. А. Федина, К. М. Симонова, Ю. В. Бондарева и др.).

Значение ленинского принципа К. п. в совр. условиях отмечалось на XXIII, XXIV, XXV съездах КПСС, в пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972) и др. партийных документах. Сделан важный теоретич. вывод о том, что «с продвижением нашего общества по пути коммунистического строительства возрастает роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1974, с. 87). Подчеркнуто, что «главным критерием оценки общественной значимости любого произведения... была и остается его идейная направленность» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 80).

В понятие К. п. худож. творчества ныне, как и прежде, входят определенность и бескомпромиссность позиции художника в главном противоборстве нашего времени — борьбе между социализмом и капитализмом, высокий идейный потенциал таланта при совершенной худож. форме. Вместе с тем социалистич. общество на совр. этапе развивается путем осознания и преодоления возникающих неантагонистич. противоречий. Решаются еще более сложные, чем раньше, задачи совершенствования обществ. отношений, формирования нового человека. В связи с этим возрастает значение К. п. как идейного «компаса» таланта в худож. познании жизни. Сферой проявления К. п. больше, чем в предшеств. периоды социалистич. лит-ры, становится область духовной проблематики. К. п. — это не только мера взыскательности и гражд. ответственности художника, но и сила его устремленности к насущным проблемам народной жизни, активность в утверждении коммунистич. идеалов, умение о любых явлениях действительности писать так, чтобы произведение ориентировало читателя в верном направлении, вооружало его новым социальным и нравств. опытом.

Совр. сов. лит-ра стремится показать величайшую жизненность того дела, к-рое было начато в годы социалистич. революции, осмыслить диалектику прошлого и настоящего, сделать достоянием новых поколений опыт социалистич. преобразования мира и человека.

376

Лит-ра помогает осознавать зарождающиеся противоречия, конфликты и др. жизненные процессы, распознавать всякие формы социального зла. Утверждая красоту и перспективность коммунистич. идеалов, нравств. ценностей социалистич. общества, лит-ра критически высвечивает все, что противоречит этим ценностям и идеалам, борется с цепкими, буржуазными по своему происхождению и по своей классовой природе проявлениями нац. эгоизма, мещанского индивидуализма, потребительского отношения к жизни (см. Тенденция в литературе). Эта направленность лит-ры и иск-ва получает всемерную поддержку со стороны Коммунистич. партии. На XXV съезде КПСС была отмечена «...дальнейшая активизация деятельности творческой интеллигенции, которая вносит все более весомый вклад в общепартийное дело строительства коммунистического общества» (там же, с. 79).

Произведения лит-ры в разной мере отвечают высоким критериям К. п., социалистич. реализма. Равным образом ведут к отходу от худож. правды бескрылость, фактография, неопределенность авторской позиции и такая трактовка К. п., к-рая сводится к оправданию худож. беспомощности, иллюстративности, схематизма. Общность идейных позиций и целей не исключает возможности разного подхода, поисков и ошибок при решении вопроса о том, как именно художник должен служить народу, осуществлять свой долг борца за идеалы коммунизма. Верное решение этих проблем в соответствии с интересами общества и творч. индивидуальностью художника является одной из гл. задач партийного руководства лит-рой и иск-вом.

Принцип К. п. худож. творчества, ставший знаменем мирового социалистич. иск-ва, утверждается в непримиримой борьбе с реакционными идейными течениями и тенденциями. Бурж. наука и пропаганда, теоретики ревизионистского толка на протяжении десятилетий выступают с нападками на принципы К. п., партийного руководства сферой худож. творчества, извращая их подлинную сущность. Решающим опровержением измышлений идеологич. противников служат растущий авторитет, выдающиеся завоевания социалистич. худож. культуры.

Лит.: Мейлах В., Ленин и проблемы рус. лит-ры конца XIX — нач. XX вв., 4 изд., Л., 1970; Дымшиц А., Партийность — душа нашей литературы, в его кн.: Проблемы и портреты, М., 1972; Гей Н., Пафос социалистического реализма, 2 изд., М., 1973; Куницын Г., Политика и лит-ра, М., 1973; Якименко Л., Ленинский принцип партийности и нек-рые проблемы социалистич. реализма, в его кн.: На дорогах века, М., 1973; Волков И., Партийность иск-ва и социалистич. реализм, М., 1974; Егоров А., Проблемы эстетики, М., 1974; Иванов В., Идейно-эстетич. принципы сов. лит-ры, 2 изд., М., 1975; Марков Д., Коммунистич. партийность иск-ва как высшее выражение гуманизма, в его кн.: Проблемы теории социалистич. реализма, М., 1975; Метченко А., Кровное, завоеванное, 2 изд., М., 1975; Новиков В., Ленинское предвидение, «Коммунист», 1975, № 17; Храпченко М., Творческая индивидуальность писателя и развитие лит-ры, 4 изд., М., 1977; Дубровин А. О., О партийности худож. творчества, М., 1977; Овчаренко А., Социалистич. реализм, М., 1977.

Ю. Б. Кузьменко.