280

ДОКУМЕНТА́ЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — научно-худож. проза, во всех фактич. подробностях основанная на документ. материалах и представляющая собой их полное или частичное буквальное воспроизведение, подборку и компоновку или вольное изложение их содержания. Не являясь собственно Д. л., с ней граничат журнально-газетные жанры: очерк, записки, хроника, репортаж.

Д. л. иногда необоснованно называют всякое повествование о реальных лицах и происшествиях. При таком расширит. толковании термина в разряд Д. л. попадают мемуары, дневники (см. Дневник), письма, автобиографии и историч. романы без вымышленных персонажей или с минимумом таковых; в результате понятие Д. л. теряет границы и четкий смысл. От научно-историч. исследований произв. Д. л. отличаются установкой на худож. синтез: воссоздание яркой, предельно конкретной картины событий, живого, портретно-психологич. облика историч. лица. При этом роль писательского воображения в Д. л. строго ограничена: в принципе всякий домысел, будь то реплика, бытовая деталь или описание эмоций, должен быть оговорен либо косвенно документирован. Характерными приемами Д. л. являются монтаж и развернутое сопоставление, а также фактологич., стилистич. и психологич. анализ документов, их инсценирование (перевод несобственно-прямой речи в диалог и т. д.).

В произв. Д. л. силен момент худож. исследования, отбора, изучения и критич. оценки документ. свидетельств о к.-л. происшествиях: на суд читателя предлагается своя законченная версия событий, существенно дополняющая, а порой и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В этом смысле можно говорить о детективном начале в Д. л., тем более, что нередко она использует материалы уголовной хроники, предпринимая как бы дополнит. разбирательство неразрешенного или неясного дела (например, убийства Дж. Ф. Кеннеди). Д. л. широко пользуется публицистич. стилем (см. Публицистика).

Истоки Д. л. — в популяризации историч. исследований; в лучших своих образцах она сохраняет такие их черты, как достоверность, аргументированность, концептуальность. Одна из первых вех в развитии Д. л. — «История французской революции» (1837) Т. Карлейля, к-рую совр. критики именовали драмой и эпосом истории. Эти же определения приложимы и к опубликованной четырьмя годами раньше «Истории Пугачева» А. С. Пушкина. Иные возможности Д. л. намечены в соч. У. Ирвинга «Астория» (1836) — хронике возникновения и разрастания амер. городка и «Приключения

281

капитана Бонневилля» (1837) — одном из первых произв. о судьбе амер. индейцев. Постепенно обособляется от историч. романов, с одной стороны, и от научных трудов, с другой, подвид Д. л. — жанр «беллетризованной биографии» (biographie romancee), к-рый развивали Стендаль («Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», 1817; «Жизнь Россини», 1824), Карлейль («Кромвель», 1845; «История Фридриха II Прусского», 1858—65) и др. писатели. Как примеры открыто пристрастного, полемич. переосмысления биографии путем апелляции к документу интересны «Людвиг Берне» Г. Гейне, «Легенда о Викторе Гюго» П. Лафарга, «Легенда о Лессинге» Ф. Меринга. В 20 в. «беллетризованные биографии» создавали Р. Роллан, А. Барбюс, С. Цвейг, А. Моруа. Приемы худож. освоения документа разрабатывались в романах и публицистике Ф. М. Достоевского, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, в очерках и хрониках В. И. Даля, Н. С. Лескова и др. Тонкий анализ историч. свидетельств, их худож.-публицистич. раскрытие содержатся во мн. статьях герценовского «Колокола». Переосмысление документа было импульсом полемич. эссеистики В. В. Розанова («У церковных стен» и др.).

В журналах «Русский архив», «Русская старина», «Былое», «Голос минувшего», «Красный архив», в таких изданиях, как «Звенья», «Литературное наследство», «Советские архивы», «Прометей» широко публикуются и изучаются документы истории рус. освободит. движения, истории отечеств. и заруб. культуры. На базе материалов Чрезвычайной следств. комиссии по делам б. царских министров создана кн. А. А. Блока «Последние дни старого режима» (1919).

Характерным и перспективным сочетанием репортажа с анализом сопутствующих документов явилась кн. Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» (1919). Освоение документ. материалов, пафос фактографич. точности отличает мн. произв. сов. прозы 20-х гг. Фактография была провозглашена ведущим принципом худож. творчества в журн. «Новый Леф» (1927—28). Однако защищаемая теоретиками журнала «литература факта» страдала односторонностью и упрощенным пониманием событий. Аналитич. углубленность Д. л. была ей чужда, личностный аспект событий, как правило, оставался вне поля зрения автора. Лефовцы фетишизировали документ, в то время как суть Д. л. — в его оживлении, своеобразном высвечивании.

Задача «изображения» биографич. документа решалась в книгах основанной М. Горьким серии «Жизнь замечательных людей». Новейшие выпуски этой серии продолжают и углубляют начинания 20—30-х гг., являя образцы подлинно Д. л. (напр., «Лев Толстой» В. Б. Шкловского, «Достоевский» Л. П. Гроссмана, «Лунин» Н. Я. Эйдельмана).

Д. л. переживает подъем после 1945, когда подвергаются всестороннему рассмотрению события 2-й мировой войны и им предшествующие. Для Д. л. характерны, напр., книги болг. писателей: «Возмездие» И. Пауновского, написанное по материалам Чрезвычайного нар. суда 1944—45 над пособниками гитлеровцев; «Менахо, или Террорист» Д. Овадии — повесть о борце Сопротивления, «Искры под землей» В. Иванова — эпос коммунистич. подполья. В Венгрии выходят «Кто был Миклош Хорти?» Е. Пинтера, «Ленин и Октябрь» Л. Дюрко, «Сто тысяч несокрушимых и гражданская война» А. Дожи и Д. Милеи; писатели идут в глубь истории, пытаясь передать размах событий, приведших к торжеству социализма в странах Вост. Европы. Среди произв. Д. л. в ГДР — «Димитров против Геринга» А. Куреллы, «Эрнст Тельман» В. Бределя, его же «Среди башен и мачт» — трудовая хроника жизни Гамбурга. Д. л. обогатили книги поляков: Л. Бартельского «Мокотув 1944» (о Варшавском восстании), Е. Путрамента «20 июля», М. Варненьской «Далекие звезды», 5-томная документ.

282

эпопея М. Брандыса «Козетульский и другие» и его же «Конец мира кавалеристов», о драматич. судьбе поляков — участников наполеоновских войн, серия «Истории, написанные жизнью» К. Конколевского. Яркий пример документально-худож. исследования — книга рум. писателя Ш. Неделку «Рыцари справедливости», памятник рум. участникам франц. Сопротивления.

Тема героики Сопротивления привлекает и итал. писателей: книги О. Барбьери «Мосты через Арно» и А. де Яко «Восставший город», а также хроника-эпопея К. Дзангранди «Долгое путешествие через фашизм». Для Д. л. капиталистич. стран характерен пафос разоблачения: он одушевляет книги англ. писателя Н. Льюиса «Почитаемое общество» — о деятельности мафии, итал. авторов Ф. Киланти «Мафия над Римом» и Д. Дольчи «Расследование в Палермо», а также строго документ. памфлет Р. Фаэнцы о председателе христианско-демократич. партии А. Фанфани. Изыскания об истоках преступности в зап. мире представлены в книгах Т. Капоте «Обыкновенное убийство», Дж. Эстерхази «Апокалипсис Чарли Симпсона», Дж. Херси «Преступление в мотеле „Алжир“». Документ как свидетельство нарастания революц. активности пролетариата привлекает внимание М. фон дер Грюна (ФРГ), норв. писателя Хельмсбакка («Ночная вахта, сумерки»).

Среди многочисленных и разнообразных по тематике произв. Д. л., созданных в последние десятилетия в СССР, — «Семья Ульяновых» М. С. Шагинян, «Рихард Зорге» и «Голос Рамзея» С. Голякова и В. Понизовского, «Во глубине сибирских руд» А. И. Гессена, «Берлин, май 1945» Е. М. Ржевской, «Нюрнбергский процесс» А. Полторака, книги С. С. Смирнова о героях Брестской крепости, сканд. очерки Г. Фиша, «Хатынская повесть» А. М. Адамовича, «Арденнские страсти» Л. И. Славина. Своеобразное явление совр. Д. л. — пьесы, представляющие собой сценич. аранжировку документов: таковы драмы «Розенберги не должны умереть» А. Деко (Франция), «Дознание» П. Вайса (ФРГ), «Состояли или состоите?» Э. Бентли (США), «Милый лжец» Дж. Килти (Великобритания), «Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина (СССР).

Лит.: Литература, документ, факт, «Ин. лит-ра», 1966, № 8; Козлов И., Сила и обаяние документалистики, «Правда», 1974, 20 нояб.; Палиевский П. В., Документ в совр. лит-ре, в его кн.: Пути реализма, М., 1974; Обязанности свидетеля, права художника, «ВЛ», 1974, № 4; Храпченко М. Б., Лит-ра и иск-во в совр. мире, «Новый мир», 1977, № 9; Juncker B., Fiktion eller virkelighed. En studiebog i dokumentarisme, København, 1976.

В. С. Муравьев.