- 267 -
ДЕТА́ЛЬ ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ (от франц. detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность произв., несущая значит. смысловую и идейно-эмоц. нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к Д. х. относят преим. подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа (см. т. 9), портрета, интерьера, частной ситуации, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи, когда она становится предметом воспроизведения (т. н. речевая характеристика).
Интерес к Д. х. и ее правдоподобию отчетливо обозначился в раннюю эпоху становления реализма нового времени. Первоначально Д. х. осознавалась как средство изображения (описания) объемности, конкретности предметного мира и служила гарантией жизненной достоверности и худож. правды. В дальнейшем эстетич. функции детали усложнились, хотя «верность деталей» осталась одним из признаков классич. реализма 19 в.
Эстетич. природа Д. х. заключает в себе естеств. противоречие между частным положением ее в системе многочисл. элементов и компонентов произв. и устремлением сказать больше, чем она — как реалия — представляет, неявной претензией на обобщение, на целостный захват предмета, образа, идеи. В зависимости от конкретной реализации такого эстетич. диапазона деталь м. б. уточняющей, проясняющей, обнажающей замысел писателя, но она м. б. и смысловым фокусом, конденсатором сцены, образа, идеи и, если при этом повторяется, становится лейтмотивом; частный случай такого рода — создание одновременно реалистич. и символич. детали (У. Фолкнер).
Д. х. бывают выделенными, демонстрирующими собственную представительность и идеологич. значимость — у Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого (к-рый, по мнению исследователей, как бы «пристает к читателю» с худож. подробностью) и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст (Э. Хемингуэй). А. П. Чехов, использующий разные виды детализации, создал особый тип «случайных» деталей: их значение не стягивается прямо и непосредственно к художественно-смысловому центру
- 268 -
произв., но они больше др. элементов поэтики несут в себе сложность «целого», что свидетельствует об углублении реализма, стремлении сохранить «реальные пропорции» бытия.
С т. з. стилистич. окрашенности и по своему предметному содержанию детали бывают эффектными, экзотическими (В. Катаев, Ю. Олеша) и сдержанными, «скромными», даже тривиальными, не теряя, однако, своей характерологичности (И. А. Гончаров). Иск-во худож. детализации зависит от культурных традиций (страны, региона), от лит. направления, школы, жанра, индивидуального стиля писателя.
Поэтич. приемы, тропы и фигуры стилистические обычно к Д. х. не относят, но они могут быть средством ее изображения, усиливая значимость или стилистич. окраску Д. х.
Нередко детали менее экспрессивные и менее характерные называют просто «подробностями». Если Д. х. являются важным средством индивидуализации и типизации, то подробности выступают как относительно нейтральные и одномоментные «строительные» элементы худож. образа. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова картина быта богатого торг. села складывается из таких явно акцентированных автором Д. х., как «Дом с надписью: училище, / Пустой, забитый наглухо...», и из менее значительных, но живописных подробностей (таково описание вывески на сел. гостинице: «С большим носатым чайником / Поднос в руках подносчика, / И маленькими чашками /, Как гусыня гусятами, / Тот чайник окружен». Понятия «Д. х.» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения, средства худож. характеристики (в широком смысле).
Особую функцию несет Д. х. в лирике, где она обычно является акцентированным, ударным словом (словосочетанием) или тяготеет к микрообразу, воспроизводящему худож. целостность стихотворения.
Лит.: Рус. писатели о лит. труде, т. 1—4, Л., 1954—56 (см. предметный указ.); Щеглов М., Верность деталей, в его кн.: Литературно-критич. статьи, 2 изд., М., 1965; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория лит-ры..., [кн. 2], М., 1964; Шкловский В., Повести о прозе, т. 1—2, М., 1966; Чичерин А. В., Идеи и стиль, 2 изд., М., 1968; Поспелов Г. Н., Проблемы лит. стиля, М., 1970; Чудаков А. П., Поэтика Чехова, М., 1971; Антонов С. П., Я читаю рассказ, М., 1973; Белкин А. А., Чудесный зонтик, в его кн.: Читая Достоевского и Чехова, М., 1973; Гинзбург Л. Я., О лирике, 2 изд., Л., 1974; Галанов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974; Добин Е. С., Искусство детали, Л., 1975; Сахарный Н. Л., Реализм детали, в его кн.: «Илиада». Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы, М., 1976; Гардзіцкі А. К., Пра майстэрства дэталі, Мінск, 1969; Якобсон Р., О худож. реализме, в сб.: Readings in Russian poetics, Ann Arbor, 1971 (Michigan Slavic Materials, № 2).
Ф. В. Путнин.