210
«ВТОРА́Я ВОЛНА́» («The second wave») — явление в англ. драматургии сер. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. На смену экономич. нестабильности 50-х гг., породившей лит-ру «рассерженных молодых людей», приходит относит. экономич. устойчивость, сопровождаемая, однако, неуверенностью в будущем. Это состояние тягостных раздумий и неопределенности выразил лидер «В. в.» Д. Мерсер (см. т. 9). В его словах — «современное технологическое общество постепенно уничтожает все, что является человеческим в человеке, и глубоко разрушительно воздействует на человеческие ценности» — выражена позиция мн. драматургов «В. в.», ощущающих губительность бурж. «прогресса» для развития личности.
В пьесах Э. Бонда «Спасенные» (1965), «Лир» (1972), «Море» (1973) и др. пессимистич. взгляд на цивилизацию и будущее сочетается с верой в возможности отд. человека, выполняющего свой долг перед человечеством и самим собой. В пьесах «Бинго» (1974) и «Шут» (1976) Бонд выводит, соответственно, Шекспира и англ. поэта 19 в. Дж. Клэра, подтверждая свою мысль о бесполезности художника в совр. бурж. обществе, о его неспособности изменить духовную жизнь современников. Нравств. проблемы остро ставят в своих пьесах К. Хэмптон и Э. А. Уайтхед. Наиболее характерная фигура «В. в.» — Т. Стоппард, автор пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1967), отмеченной экзистенциальными мотивами. Философ. направленность особенно ощущается в его пьесе «Прыгуны» (1972). В пьесе «Художник, упавший с лестницы» (1973) драматург раскрыл взаимоотношения художника и общества. Уместность художника в грядущем «веке прогресса» — одна из осн. тем драматургии «В. в.» (напр., пьеса Мерсера «После Хэггерти», 1970). В пьесе «Грязное белье» (1976) Стоппард создает гротескные шаржи на англ. парламентариев, бурж. прессу. В 1967 пьесой «Вознесение Арнолда Миддлтона» в драматургии «В. в.» дебютировал прозаик Д. Стори (см. т. 9).
Важнейшая тема «В. в.» — политическая; она звучит в пьесах Бонда, А. Плейтера и др.; ее вершиной стала яркопублицистич. пьеса К. Хэмптона «Дикари» (1973). Продолжая традиции лит-ры «рассерженных молодых людей», драматурги «В. в.» преодолели спад, наметившийся в англ. драматургии 2-й пол. 60-х гг. Пьесы 70-х гг. зачастую служат подлинными образцами ангажированной литературы (см. т. 9). Среди произв. «В. в.» выделяются пьесы Д. Хэара, Х. Уильямса, Х. Брентона, С. Ивлинга, Т. Гриффитса и др.
Лит.: Совр. заруб. театр. Сб. ст., М., 1969; Аникст А., От Осборна к Мерсеру, «Театр», 1969, № 6; Ивашева В., Почему викторианцы?, «ВЛ», 1973, № 6; Taylor J. R., The second wave, L., 1971; Worth K. J., Revolutions in modern English drama, L., 1973.
Ю. Г. Фридштейн.