122
БЕРДЯ́ЕВ, Николай Александрович (6.III.1874, Киев, — 24.III.1948, Кламар, Франция) — рус. философ, публицист. Идейный путь Б., начавшийся с революц. увлечений, привел его к «легальному марксизму», а затем — к богоискательству (участник антиреволюц. сб. «Вехи»), к-рое складывается в самостоят. миропонимание. В 1918 Б. развернул деятельность религ.-филос. об-ва «Вольная академия духовной культуры». В 1922 был выслан за границу. Жил в Берлине, а с 1925 — в Париже, где возглавлял журнал «Путь» (1925—40). На Западе получил известность как гл. представитель «рус. религ. ренессанса» и критик коммунизма.
Б. наряду с Л. Шестовым выступает инициатором экзистенциализма. Один из предтечей совр. зап. культурологии; еще в 1915, до О. Шпенглера, Б. возвещает о «сумерках Европы» и грядущей «ее варваризации»; ему принадлежит ранний анализ потребительского сознания и «массовой культуры».
Двуполярность мировоззренческих установок Б., борьба между отталкивающимся от мира экзистенциалистским бунтарем-романтиком с его пафосом ничем не обусловленной человеческой личности и христ. аксиологом с резко выраженным этич. акцентом разрешается в «философии творчества» Б. победой романтич. эстетика. Здесь Б. ближе всего к нем. романтизму, культивирующему гениальность, и к Ф. Ницше как идеологу духовного аристократизма, пропагандисту сверхчеловеческих потенций личности. Над принципами преображающего реальный мир теургич. иск-ва, унаследованными от В. С. Соловьёва, у Б. в конце концов доминирует культ творческого акта как такового, стремление к самому эстетич. переживанию.
В культурфилософии двойств. позиция Б. сохраняет динамич. равновесие, оттого оценки эпох и плодов человеческой культуры у него амбивалентны. Но явный перевес смысловой ориентации над волюнтаристско-романтич. подходом обнаруживается в критике модернизма (очерки об А. Белом, М. Метерлинке, П. Пикассо); чем ближе знакомится Б. с продукцией авангардистского иск-ва (см. Авангардизм, т. 9), тем дальше он отходит от идеологии «дерзновенного» новаторского творчества. В программной кн. «Миросозерцание Достоевского» (1923) Б. изобразил писателя отчасти своим единомышленником-экзистенциалистом, для к-рого безосно́вная свобода представляет последнюю глубину человеческой личности; так или иначе Достоевский выступает здесь выразителем рус. нац. характера и носителем религ. идеи, к-рая, впрочем, и является, по Б., смысловым центром рус. мысли и худож. лит-ры (ср. кн. «Русская идея», 1946). Б. оказал влияние на европ. критич. культурологию, на франц. экзистенциализм.
Соч.: Sub specie aeternitatis, СПБ, 1907; А. С. Хомяков, М., 1912; Смысл творчества, М., 1916; Кризис иск-ва, М., 1918; Смысл истории, Берлин, 1923; Константин Леонтьев, Париж, 1926.
Лит.: Dennert E., Die Krisis der Gegenwart und die kommende Kultur, Lpz., 1928; Allrich R., The concept of creativity in the anthropology of N. Berdyaev, N. Y., 1948; Bulletin de l’association Nicolas Berdiaev, № 4, P., 1975 (библ. о нем с. 49—60).
Р. А. Гальцева.