73

АРХИ́ВЫ ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ ЗА РУБЕЖО́М — собрания рукописных (реже — в т. ч. и печатных), в новейшее время — машинописных, иконографич., изобразит. материалов (в последние десятилетия к ним могут присоединяться кинофотоматериалы и звукозаписи), документирующих биографию и творч. путь писателя, деятельность лит. групп и обществ. лит. процесс в данной стране за всю ее историю или в к.-л. эпоху, мировой лит. процесс.

Представление о том, что лит.-архивные источники по своей специфич. природе (особенности фондообразования архивных комплексов, функциональное назначение собираемых и хранимых материалов и т. д.) отличны

74

от общей массы архивных источников, вполне сложилось только в 19—20 вв., но культурные и научно-методич. предпосылки этого выделения появились на рубеже средних веков и нового времени. Отношение общества к лит.-архивным материалам менялось в зависимости от эволюции фундамент. представлений о лит-ре в целом, от изменения условий бытования лит. текста, от развития науки о лит-ре и становления вспомогат. филологич. дисциплин. История А. л. тесно переплетена с историей б-к, архивов, музеев.

Письм. лит-ра на Западе и на Востоке вплоть до позднего средневековья могла существовать только в рукописном виде (в т. ч. гравировка текста на камне или металле, глиняная клинопись и т. п.). Позднейшему противопоставлению «печатное — рукописное» в известной степени соответствовало противопоставление «изданное — неизданное». Лит. ценностью обладал только текст «опубликованный». Подготовит. материалы к произведению, документально-биографич. материалы, переписка писателя (за исключением тех случаев, когда писатель предназначал письма к лит. «публикации» — см. Эпистолярная литература), в новое время составляющие осн. и специфич. фонд А. л., «изданию» и, как правило, хранению не подлежали. Для авторского и читат. сознания отд. лит. произв. и творчество писателя в целом вполне адекватно воплощалось в выверенной рукописи; такие признаки рукописи, как автографичность или авторизованность, древность и т. п. не соотносились с ее лит. ценностью. Все, что имело лит. значимость для древности и средневековья, хранилось в библиотеках; в архивах, если они существовали, лит. материалы не собирались.

Долгое время, несмотря на рост авторского самосознания и усиление индивид. начала в лит. творчестве, господствует стремление уберечь в возможной неприкосновенности только «изданный» текст. В 1342 исп. писатель Хуан Мануэль передает в монастырскую б-ку изготовленную под его присмотром рукопись своих произв. Начиная с раннего Возрождения в европ. лит-ре утверждается представление о том, что отд. произв. и творчество писателя в целом имманентно связаны с личностью автора в многообразии ее жизненных связей и проявлений. Как следствие — авторская или авторизованная рукопись оказывается единств. источником подлинного текста, а ценность издания тем выше, чем ближе оно к авторскому тексту. Подлинные рукописи Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо становятся предметом собирательства и тщательного хранения; лит. ценность приобретают и неоконч. произв., черновики, письма и т. п.; во 2-й пол. 16 в. огромную коллекцию такого материала собрал известный франц. библиограф Круа дю Мен. Даже разрозненный листовой материал переплетается и приобретает форму кодекса (так дошла до нас большая часть лит. наследия, например, Леонардо да Винчи). Это вызвано условиями и техникой хранения лит. произведений, с др. стороны, кодекс оказывается материальным знаком того, что лит.-архивный материал обладает самостоятельной ценностью и нек-рой структурной целостностью, определяемой на основе авторской принадлежности или тематич. однородности собранного под переплетом рукописного материала. Поэтому и после изобретения книгопечатания противопоставление печатной книги рукописной зачастую оказывается нереализованным и лит.-архивный материал откладывается в составе б-к, отличаясь от печатной продукции по признаку уникальности. Именно в форме книги-кодекса лит.-архивный материал представлен в европ. б-ках вплоть до 19 в. С др. стороны, личный А. л. писателя и ученого в эту эпоху в значительной степени складывается в виде собрания книг с маргинальными пометами, со специально вплетенными чистыми листами, предназначенными для замечаний и

75

усовершенствований по основному печатному тексту; зачастую входящая корреспонденция также переплетается и хранится в виде кодексов.

Важнейшим стимулом развития лит.-архивного дела стал философ. и науч. историзм, характернейшее порождение культуры Возрождения. С 14 в. начинаются напряженные поиски рукописей, содержащих тексты антич. авторов; собирание этих манускриптов отвечает потребности филологич. изысканий, направленных на установление подлинного текста памятников древней лит-ры. Вскоре в круг собираемых рукописей входят библейские и евангельские тексты, соч. отцов церкви, ср.-век. историч. памятники. К 16 в. предметом науч. интереса и собирательства становятся довозрожденч. памятники романо- и германоязычной словесности. Ценнейшие коллекции лит.-архивного материала складываются в составе б-к итал. меценатов, напр. Медичи (Медичеа-Лауренциана, осн. 1444; на 40 000 печатных книг приходится 10 000 манускриптов и 8000 разрозненных писем и документов), д’Эсте и др., в папской Ватиканской б-ке, в составе книжных собраний франц., исп. королей, монастырских, университетских и частных б-к. Присутствие в этих собраниях и текстов новой лит-ры показывает, что областью лит.-архивных интересов становится вся мировая история письменности, от егип. иероглифов до современности.

Важные лит.-историч. материалы откладываются в архивах ун-тов, архивах центр. и местной церк. и светской власти, в нотариальных, вотчинных и семейных архивах, в к-рых также содержится ценнейшая историко-лит. документация, в т. ч. материалы цензуры и инквизиции, всевозможного рода личные патенты, грамоты, указы, имеющие отношение к лицам и событиям, важным с лит.-историч. точки зрения.

Первыми А. л. неличного происхождения следует признать архивы академий (Круска академия делла — 1582; Французская академия — 1635, и др.) и лит. об-в, распространившихся в Европе с эпохи Барокко. В этих архивах откладывался исключительно историко-лит. материал: произв. членов этих обществ. протоколы заседаний, лит. и ученая переписка.

В 16—17 вв. складываются и др. специфич. виды А. л. Огромный лит.-историч. интерес представляют архивы издателей и изд-в (позже — журналов, газет, в наст. вр. также радио- и телекомпаний, театров), где сохраняются авторские рукописи изданных и неизд. произв., авторские и редакц. корректуры, переписка с авторами и т. д.

В 18—19 вв. А. л. существуют по сути дела в тех формах, к-рые определились в предыдущие столетия. Роль лит-ры в жизни общества, укрепление престижа лит. труда ведут к повышению интереса как отд. лиц, так и науч. учреждений (б-к, академий, ун-тов, ученых об-в) к собиранию лит.-архивных материалов. Однако осн. предметом коллекционирования остаются в эту эпоху ср.-век. и ренессансные рукописи, доминирует тип А. л. «древлехранилище» — собрание манускриптов, каждый из к-рых имеет самостоят. ценность, помимо своей соотнесенности с др. элементами собрания. Ведущая роль в собирании лит.-архивного материала постепенно переходит к б-кам; складываются крупнейшие мировые коллекции рукописей: Британского музея (осн. 1753, в наст. вр. 75 000 манускриптов), франц. Нац. б-ки (преемницы королевской б-ки, в наст. вр. 155 000 манускриптов) и др. Важную роль играет и частное собирательство; частные коллекции, иногда достигая самых значит. размеров (напр., англичанин Т. Филлипс собрал в 1824—72 ок. 500 000 рукописей), порой обогащают публичные собрания. Часто личные собрания закладывают основу новых культурных институтов, к-рые становятся важнейшими нац. А. л. (напр., польский «Оссолинеум», осн. 1817).

76

В 19 в. начинается широкое и планомерное собирательство документов совр. лит. процесса; первый аукцион автографов (Франция, 1822) окончился финансовым провалом, но вскоре этого рода материал привлекает пристальное внимание коллекционеров и публичных б-к. Рождается еще одна форма А. л.: рукописные отделы в рамках лит. музея. Они возникают иногда на основе органически сложившихся музейно-архивных комплексов (дом или квартира писателя превращается в музей со всем наличным архивом, б-кой, мебелью и т. д.); чаще — в виде специально подобранных коллекций лит.-архивного и мемориального материала.

Однако для истории А. л. 19 и 20 вв. знаменательны не столько темпы и объем собирательства, сколько разработка теоретич. и методологич. основ лит.-архивного дела, в связи с бурным развитием вспомогат. филологич. дисциплин. Важнейшее практич. следствие развития общего архивоведения — создание специализир. архивов, в т. ч. А. л. как самостоят. учреждений с особыми задачами и методами работы (один из первых примеров — Архив Гёте и Шиллера в Веймаре, осн. 1885, собирающий и хранящий документы по истории нем. классич. лит-ры). Этот вид А. л. теперь является самым совр. и жизнеспособным, его организац. и методич. принципы приняты и в деятельности всех др. видов А. л.; в последние десятилетия необходимость создания спец. А. л. завоевывает повсеместное широкое признание. Во мн. странах организуются А. л. вне рамок б-к с их исторически сложившимися рукописными отделами. Наиболее полное выражение принцип выделения лит.-архивных материалов из массы архивных источников получил в СССР, где созданы первые в мире государственные А. л. (см. Архивы литературные в СССР).

В развивающихся странах представлены оба основных совр. типа А. л. В странах древней рукописной традиции сохраняются библиотеч. комплексы, содержащие в большом объеме рукописный материал (б-ка университета аль-Азхар, Египет, осн. в 10 в. — 80 000 книг и 20 000 манускриптов). Но по мере развития архивно-библиотеч. дела и в этих странах возникают специализированные А. л.: в 1965 осн. Б-ка Пехлеви (Иран, «древлехранилище» мусульм. рукописного наследия, 450 000 манускриптов в подлинниках и фотокопиях), в Индии ин-т Нагри Прачарни Сабха (Варанаси) собирает материалы по истории лит-ры на яз. хинди, а ун-т Вишва-Бхарати — материалы о Р. Тагоре.

Т. о., совр. состояние лит.-архивного дела характеризуется сосуществованием двух форм: исторически сложившихся рукописных собраний в составе б-к, музеев (иногда — архивов) и достаточно широкой сетью специализированных А. л. Обзор организации лит.-архивного дела по странам дан в докладе Н. Б. Волковой на VII Междунар. конгрессе архивов (см. Волкова Н. Б., Архивы литературы и искусства, М., 1972).

Лит.: История архивного дела классич. древности, в Зап. Европе и на мусульм. Востоке, П., 1920; Бржостовская Н. В., Архивы и архивное дело в заруб. странах. (История и совр. организация), М., 1971; Brenneke A., Archivkunde. Ein Beitrag zur Theorie und Geschichte des Europäischen Archivwesens. Bearb. von W. Leesch, Lpz., 1953; Schellenberg T. R., The management of archives, N. Y. — L., 1965.

Н. В. Котрелёв.