40
АДО́РНО (Adorno), Теодор [фам. отца — Визенгрунд (Wiesengrund); 11.IX.1903, Франкфурт-на-Майне, — 6.VIII.1969, Бриг, Швейцария] — нем. философ, музыковед, лит. критик (ФРГ). Создатель совм. с М. Хоркхаймером «франкфуртской школы критической теории», соединившей гегелевскую диалектику, воспринятые от Маркса элементы критики капиталистических отношений и психоанализ З. Фрейда. Эстетические и лит.-теоретические концепции А. содержат «социологическую» апологию модернизма: лит-ра и иск-во — точный сколок с действительности (уродливой и кризисной в 20 в.), поэтому уродливая, искаженная форма в иск-ве суть протест против этой действительности («отрицание отрицания», по мысли А.). В кн. «Эстетическая теория» («Ästhetische Theorie», 1970) А. привлекает С. Беккета как наиболее характерную фигуру, выражающую кризисное состояние совр. зап. лит-ры и иск-ва. В статьях по теории лит-ры и критич. работах («Олдос Хаксли и утопия», «Заметки о Кафке» и др.) развивал идеи нем. социолога В. Беньямина и раннего Д. Лукача. Предложенная А. «Философия новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949) легла в основу муз. концепции в романе Т. Манна «Доктор Фаустус». Оказал влияние на совр. бурж. социологию и социологич. направление в лит-ведении, особенно на «новых левых» (т. 9) в ФРГ.
Соч.: Noten zur Literatur, Bd 1—3, Fr./M., 1966—69; Prismen, Münch., 1963; Dialektik der Aufklärung..., Fr./M., 1971 (совм. с M. Horkheimer).
Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31; Давыдов Ю., Негативная диалектика «негативной диалектики» Т. Адорно, «Сов. музыка», 1969, № 7, 8; Михайлов Ал. В., Концепция произведения искусства у Т. Адорно, в кн.: О совр. бурж. эстетике, в. 3, М., 1972; Zeugnisse, Th. W. Adorno zum 60. Geburtstag, Fr./M., 1963; Über Theodor W. Adorno, 3 Aufl., Fr./M., 1970.
Ю. И. Архипов.