- 22 -
А́БЭ КО́БО (псевд.; наст. имя — Кимифуса; р. 7.III.1924, Токио) — япон. писатель. Сын врача. Окончил мед. ф-т Токийского ун-та (1948). Выступил как поэт в 1947. Известность А. К. принесла повесть «Стена. Преступление господина S. Карума» («Кабэ. — С. Карума си-но хандзай», 1951, пр. им. Акутагавы, 1951). Осн. содержание постоянных для А. К. коллизий — романы «Женщина в песках» («Сунано онна», 1963, рус. пер. 1966), «Чужое лицо» («Танинно као», 1964, рус. пер. 1967), «Сожжённая карта» («Моэцукита тидзу», 1967, рус. пер. 1969), «Человек-ящик» («Хако отоко», 1973, рус. пер. 1976) — связано с представлением писателя о жестокости и бессмысленности жизни, с процессом отчуждения личности, трагич. одиночеством человека, утратившего иллюзии
- 23 -
по отношению к миру и к самому себе — мотивами, сближающими его творчество с лит-рой экзистенциализма. Однако все эти абсолютизируемые писателем характеристики бытия не ведут к оправданию этич. произвола страдающей личности. А. К. приводит своих занятых нравств. переоценкой героев к обретению трезвого сознания, способного в «пограничных ситуациях» сохранить достоинство личности, противопоставив его анонимной равнодушно-разрушит. силе общества отчуждения.
Такого же типа конфликты в основе пьес «Охота на рабов» («Дорэй кари», 1955), «Призраки среди нас» («Юрэй-ва кокони ару», 1958, рус. пер. 1970), «Сказание о великанах» («Кёдзин дэнсэцу», 1960), «Крепость» («Дзёсай», 1962), «Мужчина, превратившийся в дубинку» («Бо-ни натта отоко», 1969). Если в романе «Женщина в песках» поиски смысла жизни приводят героя к готовности пойти навстречу людям, разделить с ними свое суровое прозрение, то в романах «Чужое лицо» и «Человек-ящик» А. К. показывает безвыходность ситуации, в к-рую попадает герой, спасающийся «бегством от жизни», что писатель рассматривает как форму бегства от самого себя, утверждая несостоятельность и обреченность такого жизненного «выхода». Общечеловеческая проблематика прозы А. К. слита со специфически нац. мотивами. Философ. символика его романов, их близость к совр. жанру параболы (т. 9) (отсюда известная рационалистичность конструкции романов) своеобразно сочетается с фантастич. гротеском и традицией реалистич. психологич. прозы, остротой социально-критич. анализа.
Соч.: Абэ Кобо дзэнсакухин, т. 1—15, Токио, 1972—74; в рус. пер. — Четвертый ледниковый период, М., 1965; Тоталоскоп, М., 1965; Совсем как человек, в кн.: Продается Япония, М., 1969; Пьесы, М., 1975.
Лит.: Палиевский П., Путь к преодолению, «Ин. лит-ра», 1966, № 5; Гривнин В., Трилогия Кобо Абэ, там же, 1969, № 10; Рехо К., Совр. япон. роман, М., 1977; Такано Тосими, Абэ Кобо рон, Токио, 1971.
Я. Невулич.