- 1072 -
ЯКУ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра якут. народа. В первой трети 20 в. прошла ускоренный путь становления как лит-ра письменная и начала с освоения реализма, опираясь на традиции живого, бытующего фольклора и на опыт рус. классич. лит-ры. Якут. народ донес до Октябрьской революции свое духовное богатство в виде разнообразных жанров фольклора. Якут. олонхо — монумент. сказание о подвигах богатырей, защищающих людей от злых чудовищ подземного мира. Мечты народа о лучшей доле, творения его неиссякаемой фантазии воплощены в сказках (волшебных, социально-бытовых и сказках о животных). Песенный фольклор якутов представлен эпич. поэмами о мироздании, социально-бытовыми, лирическими, любовными, хороводными песнями (тойук, туойсуу, ohyo-хай). Нар. предания повествуют о появлении предков якутов на их совр. территории, о приходе рус. землепроходцев на Лену в нач. 17 в., о введении христианства, внедрении землепашества, о байско-шаманском засилье, о голоде и эпидемиях, уничтожавших целые поселения, о нар. герое Манчары, боровшемся против богачей. Многообразны и афористич. жанры якут. фольклора — пословицы и поговорки, загадки и сатирич. скороговорки.
Взаимоотношения фольклора и лит-ры сложились своеобычно: ряд представителей первого поколения якут. сов. писателей — П. Ойунский (Слепцов; 1893—1939), Кюннюк Урастыров (В. Новиков; р. 1907), Эрилик Эристин (С. Яковлев; 1892—1942) и др. сами были исполнителями олонхо (олонхосутами). В свою очередь, нек-рые нар. сказители-олонхосуты становились на путь самостоят. творчества: С. Зверев (1891—1973), Е. Иванова (1891—1964), Н. Степанов (р. 1897), П. Ядрихинский (р. 1901).
После вхождения Якутии в состав России (1632) изменились условия экономич., социального и культурного развития края. В зарождении тех или иных жанров и стилей в Я. л. сыграла свою роль рус. классич. литература. Начиная с М. В. Ломоносова и К. Ф. Рылеева, в рус. лит-ру вошла тема Якутии и Ленского края. В 19 — нач. 20 вв. усилиями рус. политич. ссыльных и ученых-энтузиастов были созданы предпосылки для зарождения якут. письменности и лит-ры. В крае велась работа по сбору и публикации образцов фольклора, изучению языка — «Верхоянский сборник» (изд. 1890) И. А. Худякова (1842—76), «Образцы
- 1073 -
народной литературы якутов» (т. 1—3, 1907—18) и «Словарь якутского языка» (т. 1—3, 1907—30) Э. К. Пекарского (1858—1934), «О языке якутов» («Ueber die Sprache der Jakuten», 1848) О. Бетлингка (1815—1904), по составлению якут. алфавита и созданию печати.
Появление письменной Я. л. связано с Революцией 1905—07, с оживлением обществ. жизни края в это время. Возникают газ. «Якутский край» (1907—08), «Якутская жизнь» (1908—09) и журн. «Саха саҥата» («Голос якута», 1912—13), на страницах к-рых печатались произв. первых якут. писателей. У истоков письменной Я. л. стояли поэт, фольклорист и языковед А. Кулаковский (1877—1926), драматург, поэт и прозаик А. Софронов (1886—1935) и первый якут. комедиограф, а также прозаик Н. Неустроев (1895—1929). Это были писатели-просветители, демократы, выступавшие за просвещение родного народа, за приобщение его к рус. культуре. В своих произв. они критиковали нравы царско-тойонской Якутии, развращающее влияние зарождавшихся в крае бурж. отношений, выступали против колониализма и империалистич. войн. Однако в начальный период их творчества заметна печать нац. и историч. ограниченности. В дореволюц. Я. л. шло постепенное формирование реализма. В своих поэмах-очерках Кулаковский дает почти все осн. социально-сословные типы дореволюц. якут. общества («Скупой богач», «Песня пьяного буржуя», «Улусная женщина», «Городская девушка» и др.). Есть у него и положит. образы современников («Красивая девушка», «Благословение среднему поколению» и др.). Начав с просветит. реализма, Я. л. примерно с сер. 10-х гг. 20 в. осваивает критич. реализм: социально-философская поэма Кулаковского «Сон шамана» (1910), социально-психологич. драмы Софронова «Бедный Яков» (1914) и «Любовь» (1916). Последоват. реалистом, умевшим показать драматизм повседневности, был Неустроев.
Творчество основоположника сов. Я. л. Ойунского началось с переводов («Песня рабочего», 1917; «Интернационал», 1921) и создания оригин. «Песни свободы» (1922). Сов. Я. л. с самого начала была тесно связана с жизнью и борьбой народа. Народность, коммунистич. партийность, оптимизм, проявившиеся в творчестве Ойунского, стали основой развития всей лит-ры Якутии; на становление революц.-романтич. направления в Я. л. социалистич. реализма оказали влияние характерные для этого писателя романтич. патетика, внимание к исключит. фактам и событиям, обращение к монументально-условным образам. В 20-е гг. работали поэт, драматург и прозаик А. Иванов-Кюндэ (1898—1934), прозаики Г. Бястинов (1903—34) и Н. Тюгюнюров (1905—28). Во 2-й пол. 20-х гг. выступили прозаик Н. Мординов (псевд. — Амма Аччыгыйа; р. 1906), драматург Д. Сивцев (псевд. — Суорун Омоллон; р. 1906), поэты С. Кулачиков-Элляй (р. 1904), Кюннюк Урастыров, Эрилик Эристин, С. Васильев-Борогонский (р. 1907), А. Кудрин-Абагинский (1907—60), Е. Сивцев (псевд. Таллан Бюрэ; р. 1909), А. Бэрияк (р. 1912), драматург С. Ефремов (р. 1904), сатирик-баснописец С. Саввин (псевд. — Кюн Джирибинэ; 1903—70), лит. критик и прозаик Н. Заболоцкий (псевд. — Чискан; р. 1908) и др. Начинается становление отд. родов и жанров лит-ры: политич., пейзажной, интимной лирики, массовой песни, злободневной басни и фельетона. Появляются первые поэмы и повести, развиваются жанры рассказа (Ойунский, Неустроев, Иванов-Кюндэ, Д. Сивцев, Мординов), очерка (Бястинов, Тюгюнюров), социально-бытовой драмы и комедии (Неустроев).
В Я. л. 20-х гг. еще заметны разл. линии идейно-эстетич. поисков, что объясняется контрастами нового и старого в самой якут. действительности тех лет.
- 1074 -
Представители дореволюц. демократич.-просветит. течения Кулаковский, Софронов и Неустроев продолжали свои худож. поиски в целом еще в русле критич. реализма. Но уже в драматич. поэме Ойунского «Красный шаман» (1925) звучал пафос обновления мира и утверждения человека-борца и преобразователя. Ойунский первым в якут. поэзии создал образ коммуниста-интернационалиста (стих. «Не все ли равно?», 1919), затем развернутый в драме «Большевик» (изд. 1928). В 20-е гг. якут. писатели впервые обратились к образу В. И. Ленина (стихи Ойунского, Элляя, Кудрина-Абагинского, рассказ Мординова «Косари», 1928). Я. л. обновляла лексику и образную систему. Ойунский в 20—30-е гг. теоретически обосновал и практически ввел в якут. стихосложение силлабич. стих и рифму.
В 30-е гг. в Я. л. вошло новое поколение писателей: поэты И. Винокуров-Чагылган (1914—52), П. Туласынов (1916—49), Г. Макаров (псевд. — Джуон Джангылы; 1914—56), прозаики Н. Седалищев (псевд. — Джеге Аныстыров; 1913—44), И. Никифоров (р. 1915), М. Догордуров (1906—61), драматург и прозаик В. Протодьяконов (псевд. — Кулантай; р. 1912), драматург Н. Слепцов (псевд. — Туобулахов; 1912—64), а в конце десятилетия — поэты Семен Данилов (р. 1917), П. Тобуроков (р. 1917), Л. Попов (р. 1919), К. Туйарский (р. 1915), прозаик Софрон Данилов (р. 1922), детский писатель Т. Сметанин (1919—47) и др. Происходят значит. расширение тематики и углубление поднимаемых лит-рой идейно-эстетич. проблем. Тема подвига, совершаемого во имя революц. идеи, звучит в стихах Ойунского, в поэме Элляя «В годы бурь и битв» (1930), в драме Ефремова «Братья» (1934), в повести Эрилика Эристина «Исполнение завещания» (1939). В этих произв. народ выступает как решающая сила истории. Пафос обновления мира якут. крестьянина, его приобщения к коллективному труду — в поэмах «Артель Романа» (1929) и «Стая журавлей» (1935) Васильева-Борогонского, «Коммунист Семен» (1932) Кюннюка Урастырова. Нравств. возрождение ранее униженной человеческой личности прослежено в повести Ойунского «Выход из тины» (1936), поиски и сомнения человека во время крутого поворота истории — в драме Д. Сивцева «Кузнец Кюкюр» (1932). Конкретную, живую обстановку якут. улуса в годы коллективизации воссоздают драмы «Разрыв паутины» (1937) Мординова и «Селькор Семен» (1939) Слепцова-Туобулахова. Широко входит в Я. л. тема Сов. Родины, создаются произв. о жизни братских народов. Главным в Я. л. в 30-е гг. было утверждение в ней социалистич. реализма как осн. творч. метода. В это же время оформился в целом якут. литературный язык.
В годы Великой Отечеств. войны преобладали стихи и песни, публицистич. статьи, очерки и рассказы. В 1942 вышла кн. очерков Мординова «Война». В жанрах очерка и публицистики выступали писатели Д. Сивцев, Н. Золотарев-Якутский (р. 1908), Д. Федоров (псевд. — Дмитрий Таас; 1914—51) и др. Мн. писатели ушли на фронт: И. Никифоров, И. Эртюков (р. 1917), Слепцов-Туобулахов, С. Тимофеев (р. 1921), С. Никифоров (р. 1923), Кюн Джирибинэ, Джуон Джангылы, Ю. Шамшурин (1921—73), Сметанин, Джегэ Анастыров и др. В годы войны опубл. первые якут. романы «Молодежь Марыкчана» (1942) Эрилика Эристина — о боевых подвигах якут. молодежи в годы Гражд. войны и «Весенняя пора» (1944) Мординова — о судьбе личности и народа в революц. эпоху. Была издана документ. повесть Софрона Данилова и Попова «Герой Советского Союза Ф. К. Попов» (1944). В драматургии воен. лет успешно работали Д. Сивцев, написавший историко-революц. драму «Сайсары» (1943, 2-я ред. 1958), Ефремов, создавший пьесы «Долг» (1943) и «Враги» (1944), Протодьяконов — автор драмы «Партизан Морозов» (1943).
- 1075 -
В первые послевоен. годы продолжается разработка тематики, связанной с минувшей войной: повести «Егор Чэрин» (1947) Сметанина, «Солдаты» (1951) И. Никифорова, поэмы «Жизнь, ставшая песней» (1948) Попова и «Северная радуга» (1947) Кюннюка Урастырова. Тематич. диапазон Я. л. расширяется, ведущими становятся темы борьбы за мир и героич. созидат. труда сов. народа. Сделаны первые шаги в изображении рабочего класса. Появляются очерки, стихи, рассказы и повести из жизни алмазников, геологов, строителей. Однако на развитии лит-ры отрицательно сказывались проявления риторики, иллюстративности и схематизма, а также т. н. «теория бесконфликтности» в драматургии (см. Бесконфликтности «теория»).
Примерно с сер. 50-х гг. начинается новый этап развития Я. л. Восстановление партией ленинских норм идеологич. работы, успехи в развитии экономики и культуры республики сопровождались сдвигами в лит. процессе. В поэзии активизировались поиски в области худож. формы и освоения новых жанров. Нач. 60-х гг. отмечено подъемом эпич. поэзии; появляются романы в стихах «Младший сын» (1960) Васильева-Борогонского, «Солнечная гора» (1962) И. Гоголева (р. 1930), «Сыновья и невесты» (1964) Р. Багатайского (р. 1931). Совершенствовалась и лирич. поэзия, все глубже проникавшая в духовный мир современника. В прозе развиваются жанры романа и повести. После «Весенней поры» Мординова роман социально-историч. типа закреплен в трилогии Золотарева-Якутского «Судьба» (кн. 1—3, 1960—64). Нелегкая женская доля в прошлом, приход в революцию лучших представителей народа показаны в романе А. Сыромятниковой (р. 1915) «Кыыс-Хотун» (1965). Романы социально-психологич. плана посвящены в основном современности. Своеобразием и остротой конфликта, значимостью обществ. и морально-этич. проблем выделяется роман Софрона Данилова «Пока бьется сердце» (1963—66). Актуальностью проблематики отмечены роман В. Яковлева (р. 1934) «На водоразделе рек» (1967) о совр. якут. деревне и его повесть «Ливень лучей» (1969) из жизни ученых-космофизиков. На стыке 60—70-х гг. заметно тяготение к документализму: документ. повести И. Данилова (р. 1916) «Песнь о Якутии» (1969), П. Филиппова (р. 1915) «Годы и люди» (1967) и др. Дальнейшее развитие получает очерк (С. Федотов, р. 1935; И. Федосеев, р. 1929, и др.). Несколько отстает в своем развитии драматургия, но и здесь созданы такие значительные произв., как драмы Софрона Данилова «От имени якутов» (1961), Д. Сивцева «Перед восходом солнца» (1970, рус. пер. 1970) и др.
Для совр. Я. л. характерны расширение связей с братскими лит-рами и развитие переводч. дела. На якут. яз. переведены мн. произв. рус. классич. и сов. лит-ры, а также произв. мировой классики и совр. писателей сов. народов. Я. л. все шире выходит ко всесоюзному читателю — произведениями Эрилика Эристина, Мординова, Якутского, Элляя, Кюннюка Урастырова, Кудрина-Абагинского, Баал Хабырыыса (Г. Вешникова, 1918—69), Чагылгана, Семена Данилова, М. Ефимова (р. 1929) и др. Нек-рые книги якут. писателей печатаются в Венгрии, Польше, Чехословакии, ГДР и др. странах.
Худож. лит-ра в Якутии создается на пяти языках: якут., рус., эвенском, эвенкийском и юкагирском. Еще до Октябрьской революции 1917 издан сб. местного рус. поэта П. Н. Черных-Якутского (1882—1933) «Тихие струны» (1909). В годы Сов. власти этот писатель продолжал творч. работу, связанную с жизнью Якутии. Рассказы и повести рус. писателя Шамшурина из жизни Крайнего Севера и его роман «Счастье в твоих руках»
- 1076 -
(ч. 1—2, 1961—62), посв. якут. геологам, известны за пределами республики. В Якутии жил и работал зачинатель эвенской лит-ры Н. С. Тарабукин (1910—50), работают эвенские поэты В. Лебедев (р. 1934) и П. Ламутский-Степанов (р. 1920). Творчеством Н. Спиридонова (псевд. — Текки Одулок; 1906—38) начиналась юкагирская лит-ра. Как заметное явление сов. прозы оценен критикой роман юкагирского писателя С. Курилова (р. 1935) «Ханидо и Халерха» (на рус. яз., кн. I, 1969).
В детской Я. л. активно работали и продолжают работать мн. писатели-прозаики, поэты, драматурги. Юным читателям адресованы поэма Семена Данилова «В поисках счастья» (1959) и сб. его стихов «Собрание шалунов» (1968), мн. сб-ки стихов Тобурокова, пьесы-сказки и сб-ки сказок и рассказов Д. Сивцева, рассказы и повести Сыромятниковой и др.
Якут. лит-ведение и критика достигли успехов с нач. 60-х гг. Создан «Очерк истории якутской советской литературы» (1970), являющий собой определенный итог развития якут. лит-ведения. С отд. исследованиями и статьями выступали и выступают Г. Башарин (р. 1912), Г. Боескоров (р. 1915), Н. Канаев (р. 1908), Г. Окороков (р. 1925), Ю. Прокопьев (р. 1932), И. Пухов (р. 1904), Г. Сыромятников (р. 1926), Г. Тарский (р. 1908), Г. Эргис (1908—68), Эрчимен (Е. Шестаков, р. 1928) и др.
В 1935 создан СП Якут. АССР. 1-й съезд сов. писателей Якутии состоялся в 1939, 2-й — в 1948, 3-й — в 1953, 4-й — в 1959, 5-й — в 1963, 6-й — в 1965, 7-й — в 1968, 8-й — в 1973.
Лит.: Боескоров Г. К., Развитие жанров прозы в якут. сов. лит-ре, Якутск, 1961; его же, Вопросы сюжета и композиции в якут. прозе, Якутск, 1965; Пасютин К. Ф., Якутия в рус. худож. лит-ре. (Дооктябрьский период), Якутск, 1964; Канаев Н. П., Рус.-якутские лит. связи, М., 1965; Сыромятников Г. С., Становление социалистич. реализма в якут. прозе, Якутск, 1967; его же, Идейно-эстетич. истоки якут. лит-ры, Якутск, 1973; Прокопьев Ю. Н., От рассказа к роману, Якутск, 1968; Билюкина А. А., Якут. сов. драматургия в тридцатых годах, Якутск, 1971; Васильев Г. М., Живой родник. Об устной поэзии якутов, Якутск, 1973; Саха советскай литературатын историятын очерката, Якутскай, 1956; Эрчимен, Aһaҕас санаалар. Ыстатыйалар, рецензиялар, Якутскай, 1968; Тобуроков Н. Н., Күн хайатын күөнүгэр, Якутскай, 1971; Протодьяконов В., Алексеев Н., Писатели Якутии. Краткий биобиблиографич. справочник, Якутск, 1972.
Г. Г. Окороков.