- 999 -
ЮА́НЬСКАЯ ДРА́МА (юань цюй) — традиц. обозначение кит. классич. драматургии 13—14 вв. (от назв. династии монг. императоров, правившей в Китае в 1271—1368). К Ю. д. относят пьесы в жанре цзацзюй, т. к. произв. другого драматич. жанра той эпохи — наньси (см. Южная драма) до недавнего времени не были известны. Ю. д. зародилась в городах Сев. Китая, находившегося в нач. 13 в. под властью чжурчжэней, а затем монголов. После завоевания монголами Юж. Китая (1279) центр Ю. д. переместился из Ханбалыка (монг. назв. совр. Пекина) в Ханчжоу. Исполнялась в гор. балаганах, а также бродячими труппами в деревнях.
Ю. д. — одно из высших достижений гор. культуры ср.-век. Китая. Сочетая диалоги, поэтич. арии и декламац. стихотв. вставки, она продолжала традиции «высокой» поэзии, нар. песни, гор. сказа и фарсовых сценок. Ее прозаич. диалоги были понятны рядовому горожанину, поэтич. арии удовлетворяли утонченным вкусам образованных сословий. Известны названия более 700 драм, из к-рых сохранились (гл. обр. в более поздних редакциях) ок. 160. Можно считать установленным авторство ок. 100 пьес. Сведения о жизни драматургов почти не сохранились. Они, как правило, не занимали официальных постов и объединялись в своего рода лит. цехи — «книжные общества». Наиболее известны Гуань Хань-цин, Бо Пу, Ма Чжи-юань, Ван Ши-фу, Чжэн Гуан-цзу.
- 1000 -
Почти все сюжеты Ю. д. заимствованы из историч. и лит. источников нар. сказаний религ. легенд; действие обычно отнесено к другим историч. эпохам. Тем не менее авторам удалось вскрыть мн. социальные пороки своего времени — бесправие народа, засилье чиновников, угнетенное положение женщины. Во мн. пьесах прославляется борьба против иноземных завоевателей и произвола власть имущих, утверждается право на свободу чувства, на человеческое достоинство. Финалы пьес, как правило, мажорны: добро торжествует, хотя бы и после гибели героя. Но есть немало произв., популяризирующих реакц. стороны конфуцианской морали, свойственное буддизму и даосизму пессимистич. мировоззрение, уход от жизни, мистицизм. Герои драм персонифицируют обобщенные нравств.-социальные категории (честный сановник, трусливый военачальник и т. д.), но встречаются также попытки индивидуализации и психологизации образов.
В жанрово-тематич. отношении Ю. д. включает: историч. трагедии и драмы (напр., «Дождь в платанах» Бо Пу); социальные и бытовые драмы и комедии, в т. ч. пьесы о повстанцах и о расследовании преступлений («Обида Доу Э» Гуань Хань-цина, анонимная «Долина желтых цветов»); любовные комедии («Западный флигель» Ван Ши-фу, рус. пер. 1960); драмы на даоские и буддийские сюжеты («Бешеный Жэнь» Ма Чжи-юаня) и пьесы-сказки («Лю И передает письмо» Шан Чжун-сяня). Ю. д. оказала влияние на развитие позднейших жанров кит. драматургии — чуаньци, цзинси и др.
Изд.: Юань цюй сюань, т. 1—4, Пекин, 1955; Юань цюй сюань вай бянь, т. 1—3, Пекин, 1961; в рус. пер. — Юаньская драма, сост. и вступ. ст. В. Петрова, Л. — М., 1966.
Лит.: Федоренко Н. Т., Гуань Хань-цин..., М., 1958; Сорокин В. Ф., Классич. драма Китая в XIII—XVI вв., в сб.: Изучение кит. лит-ры в СССР, М., 1973; Ёсикава Кодзиро, Гэнцзацугэки кенкю, Токио, 1948; Ван Го-вэй, Сицюй луньвэнь цзи, Пекин, 1957; Фу Си-хуа, Юаньдай цзацзюй цюань му, Пекин, 1957; Ло Цзинь-тан, Сянь-цунь юаньжэнь цзацзюй бэньши као, Тайбэй, 1960.
В. Ф. Сорокин.