866

ЭЛЕ́ГИЯ (греч. ἐλεγεία) — жанр лирич. поэзии. В антич. лит-ре отличит. признаком Э. был особый размер, т. н. элегический дистих. Родоначальником Э. считается Каллин (1-я пол. 7 в. до н. э.). В Др. Греции Э. писали также Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Фокилид, Ксенофан и др. Их стихи охватывали широкий круг тем и мотивов: прославление войны и доблести ее участников, любовь, философ. размышления, политич. и нравоучит. сентенции. Рим. элегики Катулл, Галл, Тибулл, Проперций, Овидий культивировали гл. обр. любовную Э., но и в их стихах наряду с миром интимных чувств и ситуаций находит место и более широкая проблематика. Рим. Э., вызвавшая впоследствии многочисл. подражания, явилась одним из важнейших антич. источников европ. любовной лирики и вплоть до 19 в. оказывала значит. воздействие на развитие элегич. жанра.

Первые Э. нового времени создаются в подражание латинским в эпоху Возрождения (П. Ронсар, Ж. Дю Белле и др. поэты «Плеяды» во Франции, Э. Спенсер в Англии, Л. Камоэнс в Португалии, Б. Лобковиц в Чехии, К. Яницкий в Польше и т. д.). В 17 в. завоевывают популярность Э. графини де ла Сюз. В 18 в. в ряде лит-р, прежде всего в английской, получают распространение медитативные меланхолич. Э. — пространные стихотворения, посв. грустным размышлениям о жизни и любви, о тщете земных благ, об уединении на лоне природы; образец — «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея (1751). Подобные стихи создавали У. Шенстон, Э. Юнг, Р. Блэр, Л. Хёльти, молодой А. Ламартин. Своеобразной попыткой реставрировать Э. лат. типа были написанные элегич. дистихом «Римские элегии» И. В. Гёте, к-рые воспевали радости любви и плотские наслаждения.

Э. иного типа культивировали франц. лирики, корифеи «легкой поэзии»: Э. Парни, А. Шенье, Ш. Мильвуа. Для их стихов характерны глубокая эмоциональность, тонкость и верность психологич. рисунка, легкость и ясность стиля. Эпоха романтизма — период наибольшего расцвета элегич. поэзии нового времени; Э. становится наиболее распространенным и значит. жанром интимной

867

лирики. Элегич. темы и мотивы оказались подходящим средством для выражения романтич. неудовлетворенности жизнью. В эпоху романтизма были созданы непревзойденные образцы элегич. поэзии, в т. ч. русской.

Появление Э. в рус. лит-ре относится к 18 в.; наиболее значительны в эпоху классицизма элегии А. П. Сумарокова. Расцвет рус. романтич. Э. связан с именами В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, поэзия к-рых вызвала многочисл. подражания. В сер. 1820-х гг. рус. Э. пережила кризис, симптомом к-рого явились статья В. К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» и вызванная ею полемика. Пути внутр. обновления элегич. жанра, его тематики и стиля были найдены А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, Н. М. Языковым, позднее М. Ю. Лермонтовым и Н. А. Некрасовым. Э. занимают большое место в поэтич. наследии А. А. Фета. Во 2-й пол. 19 и 20 вв. Э. писали К. М. Фофанов, А. А. Блок, И. А. Бунин; из зарубежных поэтов — Х. Ботев, Р. М. Рильке, Н. Гильен, Б. Брехт; в советской литературе — А. А. Ахматова, Л. Н. Мартынов, Л. А. Озеров, Д. С. Самойлов, А. Т. Твардовский, В. С. Шефнер и др.

Пример рус. Э. — «Признание» (1823) Е. А. Баратынского:

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты пра́ва, в нем уж нет прекрасного огня

        Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой, и прежние мечтанья:
        Безжизненны мои воспоминанья,
        Я клятвы дал, но дал их выше сил.

        Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли,
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
        И пламень мой, слабея постепенно,
        Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
        Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
        Нас только первая любовь.

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя
Судьбины полную победу надо мной;
Кто знает? мнением сольюся я с толпой;
Подругу, без любви — кто знает? — изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам
        И в храме стану рядом с нею,
Невинной, преданной, быть может, лучшим снам,
        И назову ее моею;
И весть к тебе придет, но не завидуй нам:
Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим,
        Мы не сердца под брачными венцами —
        Мы жребии свои соединим.
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
        Не властны мы в самих себе
        И, в молодые наши леты,
        Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Лит.: Остолопов Н. Ф., Словарь древней и новой поэзии, ч. 1, СПБ, 1821; Белинский В. Г., Римские элегии, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Корш Ф. Е., Рим. элегия и романтизм, [М., 18991; Гуковский Г. А., Элегия в 18 в., в его кн.: Рус. поэзия 18 в., Л., 1927; Медведева И. Н., Пушкинская элегия 20-х гг. и «Демон», в кн.: А. С. Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 6, М. — Л., 1941; Альми И. Л., Элегии Е. А. Баратынского 1819—1824 гг., «Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1961, т. 219; Флейшман Л. С., Из истории элегии в пушкинскую эпоху, «Уч. зап. Латв. гос. ун-та», 1968, т. 106; Фризман Л. Г., Жизнь лирич. жанра. Рус. элегия от Сумарокова до Некрасова, М., 1973; его же, Три элегии, в сб.: Иск-во слова, М., 1973; Potez H., L’Élégie en France avant le romantisme. (De Parny à Lamartine). 1778—1820, P., 1898; Beissner F., Geschichte der deutschen Elegie, 2 Aufl., В., 1961; Potts A. F., The elegiac mode. Poetic form in Wordsworth and other elegist, N. Y., 1967; Kroneberg В., Studien zur Geschichte der russischen klassizistischen Elegie, o. O., 1972.

Л. Г. Фризман.