814

«ШУ́ЦЗИН» («Книга исторических преданий», «Книга истории», «Книга документов»), второе назв. — «Шан шу» («Древнейшее писание»), — памятник древнекит. лит-ры. Входит в конфуцианский канон. Состоит из отд. произв. и документов, расположенных в хронологич. порядке. Делится на «Писания» легендарных династий Юй и Ся (3—2-е тыс. до н. э.), династий Шан (18—11 вв. до н. э.) и Зап. Чжоу (11—8 вв. до н. э.).

815

Наиболее древние части, по-видимому, восходят к 14—11 вв. до н. э. По преданию, составлен Конфуцием (551—479 до н. э.). В 213 до н. э. в числе др. книг подвергся сожжению, во 2 в. до н. э. частично восстановлен по памяти («новый текст») и рукописным находкам («древние тексты»). Мн. главы утеряны. Сохранилось 58 глав. Среди них: «Уложения» мифич. «совершенно-мудрых» государей древности, «Указы» правителей, их клятвы и обращения к народу. «Ш.» содержит элементы мифов, героич. сказаний, историч. преданий, образцы ораторского иск-ва. Ценнейший памятник конфуцианской и доконфуцианской мысли, «Ш.» свидетельствует о развитом иск-ве слова; в нем использованы риторич. приемы, содержатся зачатки летописного стиля. При общей разностильности, язык в целом лапидарен. Тексты очень трудны для понимания, обросли огромным конфуцианским комментарием. Сравнительно простым языком изложены поздние тексты (28 глав), напр. речи Чжоу-гуна. В «Ш.» впервые в Китае дано определение поэзии. Памятник оказал огромное влияние на всю кит. культуру.

Изд.: Шаншу чжэнъи, т. 1—2, Пекин, 1957; Karlgren В., The book of documents, «The Museum of Far Eastern Antiquities. Bulletin 22», Stockh., 1950; в рус. пер. — «Муза», 1796, № 4, с. 193—95; в кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, М., 1963; в кн.: Древнекит. философия, т. 1, М., 1973.

Лит.: Федоренко Н. Т., Шуцзин, в кн.: Лит-ра древнего Китая, М., 1969; Maspero H., Légendes mythologiques pans le Chou King, «Journal Asiatique», 1924, t. 204, p. 1—100.

И. С. Лисевич.