- 745 -
ШЛЕ́ГЕЛЬ (Schlegel), Фридрих (10.III.1772, Ганновер, — 12.I.1829, Дрезден) — нем. критик, философ и поэт. Брат А. В. Шлегеля. Изучал классич. филологию в Лейпциге, с 1794 — приват-доцент в Берлине и Йене. В молодости испытал влияние идей просветительства, приветствовал Великую франц. революцию. В 1798—1800 издавал в Йене вместе с А. В. Шлегелем журн. «Атенеум» — орган раннего нем. романтич. движения, т. н. «йенских» романтиков. Ведущий теоретик романтизма, Ш. в заостренно-полемической, нередко парадоксальной форме выразил идеалы романтизма, разработал ряд его важнейших категорий («ирония», «прогрессивная поэзия» и т. д.), обычно пользуясь новой худож. формой теоретич. высказывания — фрагментом («Критические фрагменты», 1797, «Фрагменты», с участием Новалиса, Ф. Шлейермахера и А. В. Шлегеля, 1798, «Идеи», 1800; рус. пер. фрагментов в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, 1934).
Осн. теоретич. соч. Ш. «йенского» периода — «Разговор о поэзии» («Gespräch über die Poesie», 1800), куда вошли также «Речь о мифологии» и «Письмо о романе», содержащее поэтику романа как универсального жанра романтич. иск-ва. Несовершенный в худож. отношении роман Ш. «Люцинда» (1799, не закончен) адекватно выражает процесс брожения и становления романтич. движения. Тема романа — положение личности в обществе;
- 746 -
идея «воспитания» переосмысливается в самосознание, обретение внутр. свободы, чувства космич. целого; картина общества отсутствует, брак — прообраз обществ. космоса. Обществ. кризис, запечатляемый в психологии остро чувствующего, сосредоточенного на своих переживаниях индивида, становится и проблемой формы: роман фрагментарен. Эротизм романа и непривычность формы вызвали в Германии почти единодушное осуждение. В драме «Аларкос» (1802) Ш. на основе исп. романса (см. Романсы испанские) создал жестокую «трагедию рока»; это соч. также вызвало протесты. Поэтич. соч. Ш. были изд. в 1809.
Романтич. энтузиазм «йенского» периода быстро иссякает. Ш. отходит и от демократич. убеждений прежних лет (работы о Г. Форстере и Г. Э. Лессинге, 1797), сосредоточиваясь на занятиях историей лит-ры («Лекции о древней и новой литературе» — «Geschichte der alten und der neuen Literatur», 1813) и языковедением (санскрит). В 1808 перешел в католичество, стал одним из теоретиков политич. реставрации. Как философ Ш. разрабатывал «философию жизни» — вариант позднеромантич. философии. Издавал журн. «Европа» (1803—05), «Немецкий музей» (1812—13) и «Конкордия» (1823). В 1801 издал роман своей жены Доротеи Шлегель «Флорентин».
Соч.: Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. von E. Behler [u. a.], [Bd 1—19], Münch. — [u. a.], 1958—71 — (изд. продолжается); Lucinde, Hamb., 1964; Alarcos, hrsg. von P. Kluckhohn, Lpz., 1936; в рус. пер. — Люцинда, в кн.: Нем. романтич. повесть, [вступ. ст. Н. Я. Берковского], т. 1, М. — Л., 1935.
Лит.: Степун Ф., Трагедия творчества, в кн.: Логос, кн. 1, М., 1910; Schlagdenhauffen A., Fr. Schlegel et son groupe, Р., 1934; Klin E., Die frühromantische Literaturtheorie Fr. Schlegels, Wrocław, 1964; Polheim К. К., Die Arabeske. Ansichten und Ideen aus F. Schlegels Poetik, Münch. — [u. a.], 1966; Behler E., F. Schlegel in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1966.
А. В. Михайлов.