646

ШЕВЧЕ́НКО, Тарас Григорьевич [25.II(9.III).1814, с. Моринцы Звенигородского у. Киевской губ., ныне Звенигородского р-на Черкасской обл., — 26.II(10.III).1861, Петербург] — укр. поэт, художник, мыслитель, революц. демократ. Род. в семье крепостного крестьянина. Раннее детство Ш. прошло в с. Моринцы, затем — в с. Кириловка (ныне — Шевченково). Он рано осиротел и познал бесправность крепостного. Грамоте учился в селе у дьячка. Еще в детстве у Ш. обнаружилось влечение к рисованию, но обучаться этому тогда не пришлось: 14-летнего подростка определили в «казачки» в дом помещика П. В. Энгельгардта в с. Вильшана. С 1829 он жил в доме Энгельгардта в Вильно, а с нач. 1831 — в Петербурге. Барин решил сделать из своего «казачка» домашнего живописца и законтрактовал его в 1832 в обучение к В. Ширяеву. В 1836 Ш. познакомился с укр. художником И. М. Сошенко и при его посредстве — с К. П. Брюлловым, В. И. Григоровичем, В. А. Жуковским, А. Г. Венециановым, М. Ю. Виельгорским, Е. П. Гребёнкой, к-рые решили освободить молодого художника из крепостного состояния. В 1838 был разыгран в лотерее написанный Брюлловым портрет Жуковского и на вырученные 2500 руб. Ш. выкупили у помещика. В том же году он был принят в Академию художеств, где стал любимым учеником и товарищем Брюллова. В академии Ш. трижды был удостоен серебряной медали, овладел мастерством рисунка и живописи, техникой акварели, сепии, офорта. Именно в эти годы формируется его мировоззрение, складываются философ., обществ.-политич., эстетич. взгляды. Он жадно читал, изучал иск-во. Хорошо знал творчество укр. писателей: И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, нек-рые произв. Г. С. Сковороды и др. Огромное влияние на него оказала прогрес. рус. лит-ра.

Т. Г. Шевченко. Фотография.

Одной из ранних лит. попыток сам Ш. назвал балладу «Порченая» («Причинна», 1838), напечатанную в альманахе Гребёнки «Ластівка» («Ласточка») в 1841, но в 1963 найдена еще одна из ранних попыток — стих. «Нудно мені, тяжко...». В 1840 в Петербурге опубл. первый его укр. сб. стихов «Кобзарь», в к-рый вошло 8 произв. Сборник этот знаменовал новую эпоху в истории укр. лит-ры. Позже И. Франко писал: «эта маленькая книжечка сразу открыла словно новый мир поэзии, вырвалась, будто источник чистой, холодной воды, засияла неведомым доселе в украинской лит-ре блеском,

647

простотой и поэтической грацией выражения» («Нарис історії українсько-руської літератури до 1890 p.», Львів, 1910, с. 107). Раннее творчество Ш. развивалось в русле романтизма, в жанрах баллады, поэмы, «думки» (лирич. стихотворения, близкого к песне). Уже в ранней лирике поэта высказан протест против крепостнич. действительности. Наиболее значит. произв. раннего периода — поэма «Катерина» (1838) о страданиях и гибели поруганной женщины-матери. Крупнейшим во всем творчестве Ш. произв. на историч. тему была лиро-эпич. поэма «Гайдамаки» (1841). В ней отражено нар. восстание против польских феодалов в 1768. С болью в сердце повествует поэт о трагич. событиях прошлого, призывая к единству братские слав. народы. В этой поэме и в отрывке из драмы «Никита Гайдай» (1842, на рус. яз.) Ш. показал подлинных виновников кровопролития — жестоких феодалов, фанатиков-иезуитов. На рус. яз. также написаны поэмы «Слепая» (1842), «Бесталанный» (в отд. изд. под назв. «Тризна», 1844). В 1843 создана драма «Назар Стодоля» (сохранился лишь укр. текст). Романтизм в раннем творчестве Ш. сочетался с реалистич. тенденциями, к-рые вскоре стали ведущими. Уже в первых произв. поэта ярко проявилось его новаторство: кровная связь с народом, его судьбой, непосредственность поэтич. чувства, взволнованность, глубокая народность как в мыслях, эмоциях, так и в языке, образах. Нар. ритмику Ш. сочетает с классической — видоизмененным, «шевченковским» ямбом (см. Шевченковский стих). Передовая русская критика положительно оценила выход в свет первого «Кобзаря».

В мае 1843, после 14-летнего перерыва, Ш. приехал на Украину, путешествовал по ней до февраля 1844, посетил родных, наблюдал жизнь народа, видел его страдания. Украину он запечатлел в сотнях сделанных им во время поездки рисунков, выпустил альбом «Живописная Украина» (1-й вып., 6 офортов, изд. 1844) — первое произведение критич. реализма в украинской графике. К сожалению, продолжить издание Ш. не смог.

В 1844 в Петербурге переизданы первые лит. произв. Ш. под назв. «Чигиринский Кобзарь» и «Гайдамаки». По возвращении в Петербург он окончил Академию художеств, получив звание «неклассного (свободного) художника». Весной 1845 Ш. вторично отправился на Украину, намереваясь окончательно осесть в Киеве. В качестве художника Киевской археографич. комиссии (Временная комиссия для разбора древних актов) много путешествовал по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям. К этому времени окончательно определяются его революц.-демократич. взгляды. Он знакомится с нек-рыми из петрашевцев (напр., Н. А. Момбелли). Окрепла революц. муза Ш., он писал стихи, вынашивал замыслы больших произв. обличит. характера. Понимая, что новые поэтич. произв., направленные против социального и нац. гнета, не будут разрешены цензурой к печати, Ш. записывал их в альбом, озаглавленный им «Три года» («Три літа»), читал знакомым, разрешал переписывать. Стихи эти, написанные в 1843—45, знаменуют новый этап в развитии поэзии Ш. Центр. произв. в альбоме является поэма («комедия») «Сон» (1844) — гневная сатира, направленная против всей системы самодержавно-крепостнич. строя. В произв. «Кавказ» (1845) воспета борьба народов России против колониального гнета, а образ Прометея символизирует бессмертие народа-титана. Если в раннем творчестве Ш. содержались лишь отд. элементы сатиры, то теперь сатирич. обличение становится одной из осн. черт его политич. поэзии. Лирическая, интимно-эмоциональная тональность сочувственных строк, обращенных к народу, звучит подчеркнуто контрастно по отношению к пафосу шевченковской социальной сатиры. Это противопоставление, выраженное не только в содержании,

648

но и в отборе лексики, в выборе слов, ритма, звукописи, мастером к-рой был поэт, обусловливает особое воздействие поэзии Ш. на читателя.

В поэме «Еретик» (1845) создан образ Яна Гуса — нар. борца за социальную справедливость, утверждается мысль о будущем братстве слав. народов. В посвящении чехословацкому ученому и обществ. деятелю П. Й. Шафарику поэт, вопреки панславистам и славянофилам, призывал к единству угнетенных слав. народов в революц. борьбе. Поэму «Еретик» Ш. послал позже в Прагу Шафарику, а поэму «Кавказ» — А. Мицкевичу, к-рый жил тогда в Париже. Свое глубокое уважение к деятелям передовой рус. культуры поэт выразил в стихах «Гоголю» (1844) и «Зачаруй меня, волшебник» (1844), посв. М. С. Щепкину.

Осуждение помещичьего либерализма и псевдопатриотизма, нац. ограниченности составляет гл. мысль стих. «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим, на Украине и не на Украине сущим, мое дружеское послание» (1845). В стих. «Разрытая могила» (1843) и ряде других выражен резкий протест против нац. угнетения Украины царскими колонизаторами и их пособниками из среды укр. панства. В поэмах «Сова» (1844), «Наймичка» (1845), «Ведьма» (1847) поэт вновь обращается к образу обездоленной матери, с большой худож. глубиной раскрывая эту постоянную свою тему. Завершается сб. «Три года» стих. «Как умру, похороните...» (1845), получившим в народе название «Заповіт» («Завещание»), — открытым призывом к свержению царизма и крепостничества. Положенное на музыку учителем Г. Гладким, стихотворение стало в условиях царизма нар. гимном.

Сб. «Три года» обогатил укр. поэзию новыми жанрами, впервые придал ей политич. звучание, сохраняя особую задушевность, эмоциональность, разнообразие стиля, образности, ритмомелодики. В предисловии к новому, проектировавшемуся изданию «Кобзаря» поэт выразил мысль о необходимости направить укр. лит-ру по пути реализма и подлинной народности.

В феврале 1847 Ш. был зачислен на освободившуюся должность учителя рисования в Киевский ун-т, но вследствие ареста не мог начать преподавание. В 1846 он вступил в тайное политич. об-во Кирилло-Мефодиевское братство, члены к-рого были арестованы по доносу провокатора. При въезде в Киев 5(17) апр. 1847 Ш. был арестован и на следующий день отправлен в Петербург, где его заключили в каземат Третьего отделения. За революц. стихи в сб. «Три года», отобранном при аресте, Ш. сослали в солдаты в Оренбургский отд. корпус и назначили в 5-й батальон, расположенный в Орской крепости, куда Ш. прибыл 22 июня 1847. На приговоре Николай I дописал: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». Ссылкой, запрещением писать и рисовать царь и его окружение надеялись сломить Ш., погубить его как художника и поэта, но даже в каземате Третьего отделения он писал стихи и вывез их в ссылку. Позже он назвал этот цикл «В каземате». Он прятал маленькие самодельные книжечки за голенища сапог. В Орской крепости в 1847 написано стих. «N. N.», где строка «Терзаюсь, мучаюсь..., но все ж не каюсь!» свидетельствует о верности поэта революц. убеждениям. В произв. «невольничьей музы», как назвал сам поэт свои стихи, созданные в ссылке, революц. мотивы усилились. В стих. «П. С.» (инициалы помещика Петра Скоропадского) поэт клеймит рьяного крепостника; в поэме «Княжна» (1847) выведен потерявший человеческий облик князь-помещик. В поэмах «Варнак» и «Марина» (обе 1848) основой сюжета является народная месть притеснителям. В цикле «Цари» (1848) звучит призыв к расправе со всеми кровавыми венценосцами. Как и прежде, Ш. обращается к историч. темам, связывая героич. прошлое народа с настоящим —

649

его освободит. борьбой: «Чернец», «Платок», «Иржавец» (все — 1847), «Швачка» (1848). В лирич. стихах изливал поэт обостренную ссылкой горячую любовь к Украине: «Мне, право, все равно, я буду...», «Сон» («Горы мои высокие...»; оба — 1847), «И вырос я в краю чужом...» (1848). Но любовь эта неотделима от братского чувства к трудящимся др. национальностей, в частности — к казахам; «Топор был за дверью у господа бога» (1848) и др. С Пушкиными Лермонтовым Ш. перекликается в стих. «Пророк» (1848), «Мне кажется, я сам не знаю...» (1850), «Огни горят, музыка играет...» (1850). Особенную силу обобщения в период ссылки приобретает автобиографич. лирика поэта: «N. N.» («Мне тринадцатый минул»), «А. О. Козачковскому» (оба — 1847), «Когда б вы знали, баричи...» (1850). Сложные социальные и морально-этич. проблемы Ш. поднимает в поэмах «Солдатов колодец» («Москалева криниця», 1847), «Дочь ктитора» («Титарівна», 1848), «Сотник» (1849), «Петрусь» (1850) и др. В ссылке создано немало лирич. стихотворений в жанре нар. песни: «В огороде, возле брода...», «В лес-дуброву я ходила...» (оба 1848) и др. Ш. продолжает, расширяет и обогащает осн. идейно-худож. направленность сб. «Три года». Растет худож. мастерство поэта и в лирич. жанрах достигает своей вершины.

В 1848 капитан-лейтенант А. И. Бутаков включил Ш. как художника в состав своей экспедиции по обследованию Аральского м. Материалы экспедиции обрабатывались в Оренбурге. В ссылке и в особенности во время Аральской экспедиции Ш. много рисовал и создал более 350 акварельных пейзажей и портретов. В апр. 1850 в Оренбурге поэт был арестован по доносу одного из офицеров, по этапу направлен в Орскую крепость и заключен в каземат. Предупрежденный до ареста о грозящем ему обыске, Ш. успел передать друзьям стихи и нек-рые письма. Дело разбирало Третье отделение. Начальству сделано внушение, а Ш. перевели в более отдаленный 1-й линейный батальон в Новопетровском укреплении на п-ове Мангышлак Каспийского м. (ныне г. Форт-Шевченко). Несмотря на усиленный надзор, Ш. в 1851 снова включен как художник в состав геологич. экспедиции в горы Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления Ш. в свободные от службы часы писал повести на рус. языке, надеясь напечатать их под псевд. Кобзарь Дармограй в рус. журналах. Темы и сюжеты их близки его поэзии, но в худож. отношении они несколько уступают поэтич. наследию. Первые повести написаны на сюжеты созданных ранее и частично даже одноименных поэм: «Наймичка», «Варнак» (Ш. поставил под ними законспирированные фиктивные даты), «Княгиня» (1853). Сюжеты др. Повестей оригинальны: «Музыкант» (1854—1855), «Несчастный» (1855—56), «Близнецы» (1855), «Художник» (1856), «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1858). В повестях «Княгиня», «Несчастный», «Близнецы» Ш. обращается к теме морального вырождения дворян-крепостников; в «Варнаке», «Музыканте», «Художнике», «Прогулке...» автора привлекает судьба «крепостного интеллигента» — тема, близкая и рус. лит-ре 30—40-х гг. 19 в. Во многих повестях имеются автобиографич. моменты. Поэт — и по преимуществу лирик, ибо и в поэмах эпич. склада Ш. лиричен, — он не вполне справился с задачами, к-рые ставит перед писателем реалистич. проза, но в повестях его предстает перед читателем личность автора, по-своему, пошевченковски, с революционно-демократич. позиций оценивающего изображаемые события. Лит. судьба повестей сложилась неудачно: ни одна из них не была напечатана при жизни автора. Опубликованные полностью лишь в 80-х гг., они оказались оторванными от того периода, когда были созданы.

В Новопетровском укреплении Ш. создал много пейзажей, портретов, жанровых рисунков. Крупнейшим

650

достижением Ш.-художника этого периода является серия жанровых сепий «Притча о блудном сыне», в к-рых выражен протест против самодержавно-крепостнич. строя. Узнав о предстоящем освобождении, поэт стал вести дневник, называя его «записками», «хроникой», но преимущественно — «журналом». Вел его с 12 июня 1857 по 13 июля 1858. «Журнал» — интимный человеческий документ и вместе с тем яркое свидетельство своеобразия обществ.-политич. и лит.-эстетич. взглядов поэта. В это же время Ш. снова начал писать стихи. Для «пробы сил» он создал новую редакцию (1857) поэмы «Солдатов колодец» («Москалева криниця»).

После смерти Николая I Ш. был освобожден по амнистии не сразу, а лишь благодаря длительным и настойчивым хлопотам друзей. По предписанию начальства он должен был направиться в Уральск, но комендант Новопетровского укрепления Усков, не зная намерений начальства, разрешил ему в августе 1857 выехать через Астрахань в Петербург. Поэт прибыл в Астрахань, а оттуда пароходом в Нижний Новгород. Здесь он вынужден был задержаться на длит. время, так как ему запрещен был въезд в обе столицы. В Нижнем Новгороде написана поэма «Неофиты» (1857), где в аллегорич. образах первых христиан выведены борцы против царизма. Такую же направленность имела и неоконч. поэма «Юродивый» (1857). В триптихе «Доля», «Муза», «Слава» (1858) выражено политич. и эстетич. кредо Ш. — мысль о духовном слиянии поэта и народа.

Друзья Ш. (семья вице-президента Академии художеств Ф. П. Толстого, художник Н. О. Осипов, бр. Жемчужниковы) добились для Ш. разрешения жить в Петербурге. В марте 1858 Ш. прибыл в Москву, где встретился с М. С. Щепкиным, С. Т. Аксаковым, М. А. Максимовичем и др. 27 марта поэт приехал в Петербург и сразу оказался в центре внимания всей прогрес. общественности. Он сблизился с кругом «Современника», «Искры», познакомился со многими рус. и польскими революц. демократами, в частности с Н. Г. Чернышевским, З. Сераковским, бр. Курочкиными и др. В мае 1859 Ш. получил разрешение выехать на Украину. Третье отделение установило за ним строгий надзор. В июле поэта арестовали в 3-й раз по доносу о революц. агитации. После допроса в Киеве его освободили, но обязали немедленно выехать в Петербург. Худож. интересы Ш. сосредоточились гл. обр. на иск-ве офорта. Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры (1860).

В годы революц. ситуации в России обличение крепостничества и самодержавия в творчестве поэта стало еще более разящим. Зная о готовящейся крепостниками реформе, поэт в стих. «Я на здоровье не в обиде...» (1858) призывал народ добиваться свободы революц. путем. Он использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революц.-демократич. идей: «Подражание 11 псалму», «Подражание Иезекиилю. Глава 19», «Осии, глава 14. Подражание» (все — 1859), поэма «Мария» (1859) и др. В нек-рых стихах выражены мечты о светлом будущем народа: «Сон» («На барщине пшеницу жала...», 1858), «Исайя. Глава 35. Подражание» (1859). К вершинам революц. лирики Ш. принадлежит краткое, но необычайно смелое и сильное стих. «Свете тихий! Свете ясный!...» (1860) — одно из тех, к-рые дали основание А. В. Луначарскому сказать в 1911 о поэте в докладе «Великий народный поэт (Тарас Шевченко)»: «Велик Шевченко, как национальный украинский поэт, но еще более велик он, как поэт народный. И всего более он велик, как поэт глубоко революционный и, по духу своему, социалистический» (Статьи о литературе, М., 1957, с. 439). Задумав перевод «Слова о полку Игореве», Ш. успел перевести лишь отрывки.

Поэзия Ш. в целом глубоко лирична, необыкновенно эмоциональна, экспрессивна. Не случайно многие его

651

стихи и отрывки из баллад и поэм стали любимыми нар. песнями: начало баллады «Порченая» — «Реве та стогне Дніпр широкий», стих. «Думы мои, думы мои», «Завещание» и др. Темы и образы лирики навеяны, как правило, размышлениями о нелегкой собственной судьбе, но Ш. никогда не замыкается в узко личных переживаниях и стихи его носят всенародный, гуманистич., философ. характер. После возвращения из ссылки Ш. подал в цензуру большую рукопись под назв. «Поэзия Тараса Шевченко. Том 1», в к-рую включил и новые произв. Но цензура разрешила к печати лишь прежние, ранее опубликованные стихи. Поэт вынужден был возвратиться и к прежнему названию «Кобзарь» (1860), которое отныне стало традиционным. Книга получила высокую оценку всей прогрес. критики. Н. А. Добролюбов писал в своей рецензии: «Он — поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у себя... Мы не сомневаемся, что Украйна с восторгом примет „Кобзаря“, давно уж ей, впрочем, знакомого. Он близок к народной песне, а известно, что в песне вылилась вся прошедшая судьба, весь настоящий характер Украйны» (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142, 146). Нек-рые революц. произв. из цикла «Три года» были переданы друзьями поэта за границу и изданы в Лейпциге в кн. «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки» (1859). Стихи Ш. изданы там же и отдельно под назв. «Поезії Тараса Шевченька» (1859). Отд. произв. опубл. под редакторскими назв. в альманахе П. Кулиша «Хата» (1860). В журн. «Народное чтение» опубл. автобиография Ш. в форме письма к редактору (1860). Ее почти полностью приводит Добролюбов в рецензии на сб. «Кобзарь». О революц.-просветит. деятельности Ш. свидетельствует изданный им «Букварь южнорусский» (1861).

Сорок седьмую годовщину рождения Ш. встретил тяжело больным (расстройство печени, сердца, водянка). Его посетили ближайшие друзья, прочитали телеграммы, полученные из Полтавы и Харькова. Под утро поэт скончался. В его комнате-мастерской в Академии художеств ныне организован музей Ш.

Смерть поэта была большой утратой для всех народов России. Над его гробом были произнесены речи на разных языках: на украинском (П. А. Кулиш, В. И. Белозерский, Ф. А. Хартахай), русском (Н. С. Курочкин, Н. И. Костомаров), польском (В. Ю. Хорошевский). На похоронах присутствовали также А. С. Афанасьев-Чужбинский, Ф. М. Достоевский, бр. Жемчужниковы, В. С. Курочкин, бр. Лазаревские, Н. С. Лесков, М. Л. Михайлов, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Н. Пыпин, Н. Г. Помяловский, М. Е. Салтыков-Щедрин, бр. Серно-Соловьевичи, Г. Н. Честаховский, Н. В. Шелгунов и мн. др. Современник так писал о похоронах Ш.: «За гробом шло много студентов, почти весь университет, вся академия, все профессора и масса публики. Вся Университетская набережная от Дворцового до Николаевского моста была буквально запружена народом» («Историч. вестник», 1896, № 4, с. 57). Гроб несли студенты до самого Смоленского кладбища. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко» (опубл. 1886). В апреле — мае 1861 гроб с прахом поэта перевезли в сопровождении художника Г. Н. Честаховского в Киев, а затем на пароходе — в Канев, где 10(22) мая похоронили на Чернечьей (ныне Тарасовой) горе.

Ш. является общепризнанным основоположником новой укр. лит-ры, хотя и до него уже выступали отд. писатели нового направления. Но только автор «Кобзаря» завершил процесс становления новой укр. лит-ры как явления лит-ры мировой. Все творчество Ш. отдано было служению трудовому народу, борьбе против самодержавно-крепостнич. строя. Реализм сочетался в его творчестве с революц. романтикой. По пути критич. реализма и подлинной народности, проложенному Ш., развивалось

652

все лучшее в укр. лит-ре 19—20 вв. (Марко Вовчок, Л. Глебов, С. Руданский, А. Свидницкий, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, П. Грабовский, В. Стефаник и др.). Ш. — поэт укр. народа, революц. демократ, известен не только всем народам России. Имя его приобрело мировое звучание. Еще при жизни поэта его произв. начали переводить на рус. яз. (Н. В. Гербель, 1856, за ним А. Н. Плещеев и др.). В 1860 издан «Кобзарь Тараса Шевченко в переводе русских поэтов» под ред. Н. В. Гербеля. Также при жизни Ш. начали переводить его произв. и на польск., чеш. языки. В 1863 появились болгарские, в 1868 — сербские, в 1870 — немецкие, в 1876 — французские, в 1887 — хорватские, в 1889 — итальянские, в 1899 — словацкие, в 1907 — словенские, в 1911 — англ. переводы. В письме четырнадцати крупнейших болг. писателей в 1939 сказано: «Влияние Шевченко на болгарскую литературу в период ее зарождения и роста, во второй половине прошлого столетия, столь значительно, что без него почти немыслимы некоторые из наших крупных писателей и поэтов, напр., Любен Каравелов, Ботев и др. Часть огня, бушевавшего в поэзии Шевченко, перешла, таким образом, в кровь и плоть болгарского народа в эпоху его национально-освободительной борьбы» («VI Пленум правления Союза советских писателей СССР», Бюллетень № 4, К., 1939, с. 15). В сов. время поэзия Ш. широко переводится на языки народов СССР. Произв. Ш. переводятся на все большее число иностранных языков (румынский, венгерский, японский, вьетнамский и др.).

Велико значение творчества Ш. в истории укр. лит. языка, к-рый был развит и утвержден поэтом как нац. лит. язык. Ш. был поэтом-новатором, он творчески переосмыслял и настойчиво расширял возможности использования живой нар. речи. Благодаря поэзии Ш. обрели новую жизнь мн. слова книжной, древнеславянской, интернац. лексики, получив в его творчестве новое смысловое значение и разнообразные функции.

Наследие Ш. сыграло свою роль в развитии демократич. рус. лит-ры, в также лит-р др. народов России, в особенности белорусской (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович). Преемственность, живое преломление традиций Ш. ощутимы и в творчестве мн. сов. поэтов (Э. Багрицкий, П. Бровка, А. Венцлова и др.). Традиции автора «Кобзаря» творчески развивают укр. сов. писатели. «Правда» писала: «У Шевченко училась и учится богатая украинская литература. Нет на Украине выдающегося поэта и писателя, который не испытал бы на себе могучего влияния титана украинской поэзии. Он оплодотворяет литературу своего народа художественной силой и простотой слова, горячей любовью к народу, революционной страстью. Советская украинская литература бережет и обогащает наследие своего великого учителя» («Правда», 1939, 6 марта, с. 1).

Личность Ш. и образы его поэзии нашли отражение в творчестве мн. художников и скульпторов: И. Репина, И. Крамского, К. Трутовского, А. Сластиона, В. Касияна, М. Манизера и др. Муз. произв. на его сюжеты создали композиторы Н. Лысенко, М. Аркас, Я. Степовой, К. Стеценко, С. Людкевич, М. Вериковский, Г. Майборода и др.

Жизнь и творчество Ш. были известны К. Марксу. В его библиотеке сохранилась брошюра М. Драгоманова с пометками на страницах, посв. поэту. В. И. Ленин высоко ценил революц. значение творчества Ш. В 1914 он писал по поводу запрещения царским правительством отмечать столетие со дня рождения поэта: «Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя» (Полн. собр. соч.,

653

5 изд., т. 25, с. 66). 30 июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет о сооружении памятников деятелям социализма, революции. Наряду с именами Чернышевского и Добролюбова здесь названо имя Ш.

Изучением наследия Ш. занималась и занимается плеяда исследователей на Украине, в др. республиках, а также за рубежом. Значит. вклад принадлежит И. Франко. В сов. время шевченковедение выделилось в самостоят. область обществ. наук. В 1926 создан Н.-и. ин-т Тараса Шевченко в Харькове с филиалом в Киеве. В 1936 в составе АН УССР создан Ин-т им. Т. Г. Шевченко в Киеве. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе, с. Шевченково, с. Моринцы, Ленинграде, Орске, Форт-Шевченко и др. городах и селах. Памятники Ш. сооружены в Москве, Киеве, Харькове, Каневе, Ашхабаде, Ворошиловграде, Шевченко и др., а также в ряде городов за рубежом. В УССР учреждена гос. премия им. Т. Г. Шевченко.

Илл. см. на вклейке к стр. 671—672.

Соч.: Повне зібрання творів у 10 тт., К., 1939—64; Повне зібрання творів у 6 тт., К., 1963—64; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—5, М., 1964—65.

Лит.: Новицький О., Шевченко як маляр, Львів, 1914; Дооктябрьская «Правда» об иск-ве и лит-ре, М., 1939; Раєвський С. Є., Життя і творчість художника Тараса Шевченка, К., 1939; Ревуцький Д., Шевченко і народна пісня, К., 1939; Бурачек М., Великий народный художник, К., 1939; Бельчиков Н. Ф., Тарас Шевченко, М., 1939; 2 изд., М., 1961; Шагинян М., Тарас Шевченко, М., 1941, 4 изд., М., 1964; Збірники праць наукових шевченківських конференцій, К., 1954—73; Франко І., Твори, т. 17, К., 1955; Спогади про Шевченка, К., 1958; Івакін Ю. О., Сатира Шевченка, К., 1959; его же, Стиль політичної поезії Шевченка, К., 1961; его же, Коментар до «Кобзаря» Шевченка. Поезії до заслання, К., 1964; его же, Коментар до «Кобзаря» Шевченка. Поезії 1847—1861 pp., К., 1968; Шубравський В. Є., Драматургія Шевченка, К., 1959; 2 вид., К., 1961; его же, Шевченко і література народів СРСР, К., 1964; Кирилюк Є. П., Тарас Шевченко, життя і творчість, К., 1959; 2 вид., К., 1964; его же, Шевченко і наш час, К., 1968; Хинкулов Л., Тарас Шевченко, 2 изд., М., 1960; Шабліовський Є. С., Народ і слово Шевченка, К., 1961; его же, Шевченко и рус. революц. демократы, М., 1962; его же, Гуманізм Шевченка і наша сучасність, К., 1964; Новиков М. И., Обществ.-политич. и философ. взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Рильський М., Поетика Шевченка, К., 1961; Прийма Ф., Шевченко и рус. лит-ра XIX в., М., 1961; его же, Шевченко і російський визвольний рух, К., 1966; Ткаченко М. М., Літопис життя і творчості Шевченка, К., 1961; Мольнар М., Тарас Шевченко у чехів і словаків, Пряшів [ЧССР], 1961; Кравчук П., Тарас Шевченко в Канаді, К., 1961; Т. Г. Шевченко в воспоминаниях современников, М., 1962; Тарас Шевченко, документи і матеріали, 1814—1963, К., 1963; Касіян В. І., Мистецтво Тараса Шевченка, К., 1963; Імедадзе В., Шевченко і Грузія, К., 1963; Шпильова О., Т. Г. Шевченко і болгарська література, К., 1963; Пільгук І. І., Традиції Т. Г. Шевченка в українській літературі (дожовтневий період), К., 1963; его же, Традиції Т. Г. Шевченка в українській радянській літературі, К., 1965; Кирилюк Є. П., Шабліовський Є. С., Шубравський В. Є., Т. Г. Шевченко. Біографія, К., 1964; Назаренко І. Д., Суспільно-політичні, філософські, естетичні та атеїстичні погляди Т. Г. Шевченка, 2 вид., К., 1964; Белецкий А. И., Дейч А. И., Тарас Шевченко. Критико-биографич. очерк, 2 вид., М., 1964; Рыльский М., Дейч А., Тарас Шевченко, К., 1964; Новиченко Л. М., Шевченко і сучасність, К., 1964; Світова велич Шевченка, т. 1—3, К., 1964; Тарас Шаўчэнка і беларуская літаратура, Мінск, 1964; Вервес Г. Д., Т. Г. Шевченко і Польша, К., 1964; Словник мови Шевченка, т. 1—2, К., 1964; Джерела мовної майстерності Т. Г. Шевченка, К., 1964; Білодід І. К., Т. Г. Шевченко в історії украінської літературної мови, К., 1964; Ващенко В. С., Мова Тараса Шевченка, К., 1963; Сидоренко Г. К., Ритміка Шевченка, К., 1967; Історія української літератури у восьми томах, т. 3, К., 1968; Русакієв С., Шевченко і болгарська література, К., 1968; Комишанченко М. П., З історії українського шевченкознавства. Творчість Т. Г. Шевченка в оцінці дожовтневого літературознавства, К., 1973; Т. Г. Шевченко. Бібліографія літератури про життя і творчість (1839—1958), т. 1—2, К., 1963; Багрич М. І., Т. Г. Шевченко. Бібліографічний покажчик (1917—1963), X., 1964; Сарана Ф. К., Т. Г. Шевченко. Бібліографія ювілейної літератури (1960—1964), К., 1968.

Е. П. Кирилюк.