Чентиева М. Д. Чеченская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 8: Флобер — Яшпал. — 1975. — Стб. 498—500.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-4983.htm

- 498 -

ЧЕЧЕ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра чеч. народа, живущего в Чеч.-Ингуш. АССР. Возникла после Октябрьской революции, в 20-е гг., вместе с зарождением чеч. письменности и развивалась в тесной взаимосвязи с лит-рой ингуш. народа, родственного по языку и этногенезу. Первые шаги Ч. л. делала, опираясь на устное нар. творчество. Большое влияние на ее развитие оказала

- 499 -

рус. советская и классич. лит-ра. Первые писатели были собирателями чеч. фольклора: А. И. Нажаев (1895—1937), М. С. Сальмурзаев (1900—58), А. Дудаев (1901—37), Ш. К. Айсханов (1907—37), С. С. Бадуев (1904—43). В конце 20-х и в 30-е гг. Бадуев — автор повестей, рассказов, а также пьес, положивших начало нац. драматургии: «Закон отцов» (1929), «Красная крепость» (1930), «За большевистский сев» (1932) и др. В сб. рассказов «Адаты» (1930) писатель выступил против косных обычаев старины. Видное место в Ч. л. занимает роман Бадуева «Петимат» (1930), позднее переработанный им в пьесу. В центре романа — образ женщины-горянки, поднявшей бунт против устоев адата и религ. догм. Социальному раскрепощению горянки, ее участию в социалистич. строительстве посв. рассказы Айсханова «Белая курица» (1933), «Зайнаби», «Хава» (оба — 1935) и др. В 30-е гг. появились пьесы Айсханова «Борьба» (1932), «Будем учиться» (1933), Н. Д. Музаева (р. 1913) «Утро и вечер» (1933), «Росток нашей эпохи» (1934), его поэма «Лесная поляна» (1933), публицистически насыщенные стихи Бадуева, Нажаева, М. А. Мамакаева (1910—73). В сатирич. стихах последний обличал служителей культа. В нач. 30-х гг. с произв. о революции выступили прозаики С. А. Арсанов (1889—1968), Х. Д. Ошаев (р. 1898).

Нарушения ленинских норм парт. жизни нанесли ущерб и Ч. л. Жертвами незаконных репрессий стали писатели Бадуев, Айсханов, Нажаев, Дудаев. Нек-рые писатели были надолго оторваны от лит. деятельности: М. Мамакаев, Ошаев, Арсанов и др.

В 40-е гг. антифашист. и антиимпериалистич. темы становятся ведущими в Ч. л. На сцене нац. театра были поставлены пьесы А. Мамакаева (1918—58) «Разведка» и «Гнев» (1940). Музаев выпустил сб. стихов «В сверкании молний» (1940), М. А. Сулаев (р. 1920) опубл. отрывок из поэмы «Солнце победит» (1944). Выселение в 1944 чеченцев и ингушей в Казахстан и Ср. Азию нарушило развитие Ч. л. В 1957 Чеч.-Ингуш. республика была восстановлена в своей автономии. Активизация деятельности чеч. и ингуш. писателей началась в 1956 в Казахстане. В 1957 в Алма-Ате вышел сб. «Дружба» на чеч. яз. В 1959 в Москве издана «Антология чечено-ингушской поэзии». В эти годы поэзия оставалась ведущим жанром Ч. л.

В конце 50-х — нач. 60-х гг. вышли сб-ки стихов А. Мамакаева «Долина Терека» (1958), М. Мамакаева «Моя путевка» (1958), «Дороги Родины» (1960), Музаева «Сказание о Чечено-Ингушетии» (1958), «Горсть земли» (1960), Р. С. Ахматовой (р. 1928) «Республика родная» (1958), «Трудная любовь» (1963), З. А. Муталибова (р. 1922) «От всего сердца» (1958), В. С. Саидова (р. 1914) «Миру мир» (1958), Х. Э. Эдилова (р. 1922) «Свет Октября» (1958), Сулаева «Зори Родины» (1961) и др. Глубоко интернационалистическая и в то же время патриотическая чеч. поэзия обретает к этому времени худож. зрелость, становится жанрово разнообразной, выходит на всесоюзную арену. Происходит и дальнейшее становление прозы. Для Ч. л. характерно стремление осмыслить прошлое своего народа. Крупным событием явился выход в свет историч. романа Арсанова «Когда познается дружба» (1956, на рус. яз.), в к-ром прослеживается развитие революц. сознания горцев, отражена борьба чеченцев и ингушей под руководством рус. пролетариата за освобождение от капиталистического гнета. В романе М. Мамакаева «Мюрид революции» (1962) показан нелегкий путь к революции чеч. народа, преодоление ошибок, заблуждений и нац. ограниченности в формировании революц.-марксист. сознания. Действие историч. романа того же автора «Зелимхан» (1968) охватывает время с 1901 по 1913 и посв. жизни нар. мстителя Зелимхана. Антиколониальной

- 500 -

борьбе горцев Кавказа посв. роман А. Айдамирова (р. 1933) «Долгие ночи» (1973).

Теме Гражд. войны посвятил тетралогию «Пламенные годы» (кн. 1—4, 1959—64) Ошаев. Пафос произведения — дружба и братство народов, объединенных общей борьбой за торжество пролет. революции. Большое значение в развитии Ч. л. имели конференции писателей Чечено-Ингушетии в 1961 и 1963, а также 2-й съезд писателей РСФСР (1965). В конце 50-х — нач. 60-х гг. чеч. проза приблизилась к реалистич. отражению образа нашего современника. Появились рассказы, повести, романы о жизни и труде чеч. народа в сов. время. Героика повседневного труда на Дальнем Севере — осн. тема сб. рассказов М. Мамакаева «Подвижка» (1958). В 1966 опубл. роман Сулаева «Тавсултан уходит с гор», охватывающий жизнь чеч. народа с 30-х по 60-е гг. Совр. рабочему классу Чечено-Ингушетии посв. романы М. С. Исаевой (р. 1898) «Корень счастья» (кн. 1—2, 1964—70), «Созидатели» (1970), М. М. Мусаева (р. 1915) «После выстрела» (1969), Музаева «Сила мечты» (1971). К концу 60-х гг. проза в Ч. л. мужает, осн. жанром становится роман.

Интенсивно развивалась и драматургия. В 1958 возобновил работу Чеч.-Ингуш. нац. театр. На темы Гражд. войны написаны пьесы «Асланбек Шерипов» (1958) Ошаева и «Девушка гор» (1960) А. Хамидова (1920—69). Событиям Великой Отечеств. войны посв. пьесы «Волны Терека» (1961) Мусаева и «Бессмертные» (1969) Хамидова. Пьеса Музаева «Верить человеку» (1961) направлена против косности и бюрократизма; в его же пьесах «Самые дорогие» (1958), «Асет» (1961), «Светлый путь» (1961) отражены жизнь колх. села, тема интернац. дружбы народов. В сб. маленьких пьес и повестей «Абубешар» (1958) Хамидов поднял на новую ступень сатирич. жанр в Ч. л.; примечательным явлением стала постановка комедии Хамидова «Падение Бож-Али» (1967). В конце 50-х — нач. 60-х гг. интенсивно развивается детская лит-ра; особенно успешно работают У. Гайсултанов (р. 1920), автор сб-ков повестей и рассказов «Чуткие уши» (1962), «Пусть всем смеется солнце» (1967) и др., Эдилов (рассказы «По следам зверей», 1965; поэма-сказка «Железный волк», 1966, и др.), Мусаев (повесть «Анзор», 1966). Произв. чеч. писателей переведены на нек-рые языки народов СССР; на рус. яз. вышли книги Ошаева, М. Мамакаева, Ахматовой, Музаева, Эдилова, Мусаева, Муталибова, Сулаева и др. На чеч. яз. переведены произв. русской классической и сов. лит-ры, а также книги писателей других народов СССР: Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, М. Горького, Ш. Руставели, Р. Гамзатова и др.

Лит. критика развивается с нач. 60-х гг. В 1961 вышли подготовленные коллективом авторов «Очерки истории чеченской советской литературы» (с участием и под общей ред. М. Д. Чентиевой, р. 1917). Опубл. работы «Чеченская литература на путях социалистического реализма» (1963) Музаева, «Рожденная Октябрем» (1968) Сулаева, «Поэтический образ Родины» (1968) В. Дыхаева (р. 1935), «Чеченская советская поэзия. 20—40-е годы» (1971), «Чеченский рассказ» (1971) Х. В. Туркаева (р. 1938) и др.

Лит.: Очерк истории чечено-ингушской лит-ры, Грозный 1963; Мальсагов А. У., Туркаев Х. В., Писатели Сов. Чечено-Ингушетии, Грозный, 1969.

М. Д. Чентиева.