- 381 -
ЦЕЗУ́РА (от лат. caesúra — рубка, рассечение) — постоянный словораздел в стихе. В антич. стихосложении Ц., как правило, приходилась на середину стопы (отсюда название) и делила стих на два полустишия, одно с восходящим, другое с нисходящим ритмом; но место ее в стихе не было постоянным и могло колебаться в пределах 2—3-й стоп:
Гнев, богиня, воспой | Ахиллеса, Пелеева сына,
Гнев роковой, | что премногих стал бед для ахейцев причиной
(«Илиада», пер. Н. И. Гнедича).
В силлабо-тонич. стихосложении, наоборот, Ц., как правило, совпадает с границей стоп и делит стих на полустишия с единообразным восходящим или нисходящим ритмом: так, в цезурованном 5-стопном ямбе Ц. стоит после 2-й стопы, в 6-стопном ямбе и хорее — после 3-й, в 4-стопном амфибрахии (иногда) — после 2-й стопы и т. д.:
Еще одно | последнее сказанье...
Дни поздней осени | бранят обыкновенно...
Гляжу, как безумный, | на черную шаль...
(Все примеры из А. С. Пушкина).
- 382 -
Чем длиннее стих, тем более он нуждается в Ц. В рус. 5-стопных ямбе и хорее Ц. употреблялась в раннюю пору разработки этих метров и затем была оставлена; в 6-стопном ямбе она осталась обязательной до наст. времени. В 6-стопном хорее и более длинных размерах ее ощутимость еще более подчеркнута тем, что предцезурная стопа несет обязат. ударение. При нем Ц. может даже смещаться с постоянного места на один слог и более («передвижная Ц.»):
Нет на свете мук | сильнее муки слова...
Холоден и жалок | нищий наш язык!(С. Я. Надсон).
Являясь обычно сильной интонац. паузой, Ц. приобретает нек-рые черты, сближающие ее со стихоразделом. Так, послецезурная стопа, подобно анакрусе, чаще принимает сверхсхемные ударения:
Скучна мне оттепель; | вонь, грязь; весной я болен...
(А. С. Пушкин).
Предцезурная стопа с обязат. ударением, подобно клаузуле, может принимать усечения и наращения, а также рифму. Пример усечения:
Страшно в могиле, | хладной и темной!
Ветры здесь воют, | гробы трясутся...(Н. М. Карамзин).
При усечениях, наращениях и рифмах такого рода Ц. часто звучит настолько сходно со стихоразделом, что представляется, будто перед читателем не один стих из двух полустиший, а два стиха, записанные в одну строку. Однако решающим признаком членения на стихи в совр. поэзии остается графика: написание в одну строку (т. е. с Ц.) указывает на бо́льшую степень интонац. связности, написание в две строки (т. е. со стихоразделом) — на меньшую.
Изредка встречаются стихи с 2 или 3 Ц.. разделяющими стих на «третьестишия» или «четвертостишия»:
«Я был простерт, я был как мертвый. | Ты богомольными руками |
мой стан безвольный обвила...»
(В. Брюсов).
Иногда Ц. называют всякий словораздел в стихе или (как в античности) всякий словораздел, разрезающий стопу (в отличие от диерезы, словораздела, совпадающего с границей стоп); в таком случае Ц. в обычном значении именуется «большой цезурой» или медианой.
Лит. см. при ст. Стихосложение.
М. Л. Гаспаров.