264

ХЕРА́СКОВ, Михаил Матвеевич [25.X(5.XI).1733, Переяслав на Полтавщине, — 27.IX(9.X).1807, Москва] — рус. писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760—62), «Свободные часы» (1763). В 1763—1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Моск. ун-та. Видный деятель рус. масонства. В историю рус. лит-ры Х. вошел как крупнейший представитель рус. классицизма, в творчестве к-рого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпич. поэм. В дидактич. поэме «Плоды наук» (1761) Х., споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практич. и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посв. совр. теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны — покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» ее — рассказ о внутр. жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой франц. революции явилась поэма «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), в к-рой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Нек-рое влияние

М. М. Херасков.

265

поэмы-сказки Х. «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Последователем классицизма Х. выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобожденная Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубл. 1779) и др. Однако в первой и самой значит. трагедии Х. «Венецианская монахиня» (1758) заметны нек-рые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на совр. материале, в основе сюжета — любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слезных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и др. Х. изображает жизнь страдающих людей, используя приемы и мотивы сентименталист. драматургии.

Проза Х. эволюционировала от философ.-нравоучит. романа об идеальном гос-ве с царем-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика франц. революции: жители изображенного здесь о-ва Терзит (по имени отрицат. персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Х. тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Х., разнообразная по жанрам, медитативна, для нее характерны нравоучит. проповедь умеренности, сетование на испорченность совр. общества, к-рому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1—12, М., 1796—[1803]; то же, 2 изд., М., 1807—12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1—3, 5—6, 8—9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112—15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. — Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144—87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60—70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер.