249

ХЕ́ЙБЕРГ (Heiberg), Йохан Людвиг (14.XII.1791, Копенгаген, — 25.VIII.1860, Боннеруп, близ Рингстеда) — дат. критик, писатель. Род. в семье литераторов П. А. Хейберга и Т. К. Гюллембург. Был директором театра в Копенгагене в 1849—56. Его первая книга — «Театр марионеток» («Marionettheater», 1814); в нее вошли комедия «Дон Жуан» и романтич. драма «Вальтер-горшечник». В 1816—17 Х. полемизировал с романтиками Б. С. Ингеманом и Н. Ф. С. Грундтвигом (статьи «Новогодние шутки», 1816; «Новая азбука в честь юного Грундтвига», 1817). В водевилях «Царь Соломон и Иорген-шапочник» («Kong Salomon og Jørgen Hattemager», 1825), «Датчане в Париже» («De danske i Paris», 1833) и др., политич. пьесе «Первоапрельские дурачки» («Aprilsnarrene», 1826) сказалось иронич. отношение Х. к современной ему действительности. Писал романтич. драмы: «Холм эльфов» («Elverhøj», 1828), «Эльфы» (1835), «Фата Моргана» (1838), используя сказочные мотивы. Х. придавал большое значение вопросам худож. формы, понимая их в духе гегелевской философии (ст. «О свободе человека», 1824). В 40-е гг. обращался к жанру философской поэзии, к сатире. В комедии «Душа после смерти» («En sjoel efter døden», 1841) высмеяны обывательские взгляды на искусство.

Соч.: Samlede skrifter, bd 1—2, Kbh., 1861—62; Poetiske skrifter, udg. af Carl S. Petersen, bd 1—3, Kbh., 1931—32.

Лит.: Гозенпуд А. А., Дат. театр, в кн.: История зап.-европ. театра, т. 4, М., 1964; Brandes G., Essays, Kbh., 1889; Borup M., Johan Ludvig Heiberg, [bd] 1—3, Kbh., 1947—49.