- 205 -
ХАМЗА́, Хакимзаде Ниязи [22.II(6.III).1889, г. Коканд, — 18.III.1929, г. Шахимардан, ныне пос. им. Хамзы Хакимзаде Ферганской обл.] — узб. сов. поэт, драматург и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Нар. поэт Узб. ССР (1926). Род. в семье лекаря. Учился в 1899—1908 в Коканде и Намангане. В 1910—14 работал учителем (Ташкент, Маргелан, Коканд). Стихи начал писать с 1899 под влиянием творчества узб. просветителей Мукими и Фурката. Осн. произв. дореволюц. творчества Х., рукописный стихотв. «Диван» («Девон», 1905—14) на узб. и тадж. языках, был опубл. посмертно. В нек-рых газелях «Дивана» наряду с традиц. образами неразделенной любви присутствуют мотивы обличения социального неравенства, защиты науки и просвещения. Этими же мотивами проникнуты и первые опубл. произв. Х.: стих. «Рамазан» (1914), повесть «Новое счастье» («Янги саодат», 1915), пьеса «Отравленная жизнь» («Заҳарли ҳаёт», 1916). В 1916—19 Х. выпустил семь сб-ков стихов о розе, отразивших постепенный переход поэта с позиций революц.-демократич. просветительства на позиции революц. борьбы. Включенные в сб. «Душистая роза» («Атир гул», 1919) стихи «Мы — рабочие», «Эй, эй, стреляем!», «Проснись!», «Труженик» и др. стали первыми образцами пролет. поэзии на узб. яз.
После Октябрьской революции Х. учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театр. труппу, обслуживавшую части Красной Армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. В 1925—1929 Х. жил в кишлаках близ Ферганы, продолжая принимать активное участие в социальных и политич. мероприятиях Сов. власти. Творчество Х. пореволюц. периода носит ярко выраженный агитац. характер. В 1918 он создал пьесу «Бай и батрак» («Бой ила хизматчи»), ставшую первым произв. узб. сов. драматургии, а позже написал ряд одноактных драм («Земельная реформа» — «Ер ислоҳоти», 1926; «Перед выборами» — «Сайлов олдида», 1926; «Вороньё» — «Кузғунлар», 1927), сатирич. стихи, высмеивающие противников борьбы за раскрепощение женщин: «Жалобы напуганного „ответственного работника“», «Узбекской женщине», «Песня свободных женщин», «Сегодня 8 марта», «На смерть Турсунай» и др. (1927—28). Популярностью
- 206 -
пользуются пьесы Х. «Проделки Майсары» («Майсаранинг иши», 1926) и «Тайны паранджи» («Паранжи сирларидан», 1927), в к-рых говорится о тяжелой доле узб. женщин в дореволюц. годы. Х. был убит разъяренной толпой религ. фанатиков.
Х. — основоположник лит-ры социалистич. реализма на узб. яз. Он обогатил классич. поэтич. метрику (аруз) за счет форм нар. стиха (бармак). Х. оставил заметный след в истории развития социалистич. культуры Узбекистана не только как поэт и драматург, но и как театр. деятель, композитор и музыкант. Имя его присвоено Узб. гос. академич. театру.
Соч.: Асарлар, т. 1—2, Тошкент, 1960; Шеърлар, Тошкент, 1964; Асарлар, т. 1—2, Тошкент, 1969—71; в рус. пер. — Соч., т. 1—2, Таш., 1960; Избр. произведения. Л., 1970.
Лит.: Султанов Ю. С., Хамза. Очерк жизни и творчества, Таш., 1959; Базаров У. Б., Идейные основы творчества Хамзы Хаким-заде Ниязи, Таш., 1960.
С. Н. Иванов.