48

ФОНТА́НЕ (Fontane), Теодор (30.XII.1819, Нёйруппин, — 20.IX.1898, Берлин) — нем. писатель. Сын аптекаря. В молодости служил провизором. Упорным самообразованием приобрел глубокие и разносторонние знания. Лит. деятельность начал в конце 30-х гг. — писал стихи, был членом берлинского лит. объединения прусско-консервативной ориентации «Tunnel über der Spree» («Туннель через Шпрее»). В 50—60-е гг. был сотрудником прусской правительств. прессы, подолгу жил в Англии. Был воен. корреспондентом во время войн с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870—71); с 1870 перешел на положение свободного проф. писателя. С 1894 — д-р honoris causa Берлинского ун-та. Заметный след в нем. лит-ре оставили его баллады; лучшие из них (написанные в духе шотл. нар. поэзии «Арчибальд Дуглас», «Замок Эгер», «Джон Мейнард») приобрели хрестоматийную популярность. Романам и повестям Ф. предшествовали его очерково-репортажные книги 50—70-х гг. об Англии, Шотландии, Франции. Историч. и этнографич. очерки в 4 тт. «Странствия по марке Бранденбург» («Wanderungen durch die Mark Brandenburg», 1862—82) послужили подготовит. школой к его «прусским» романам.

Т. Фонтане.

Романы и повести Ф., созданные в последние 20 лет жизни, — высшее достижение нем. критич. реализма. В повести «Шах фон Вутенов» (1883) он окончательно порвал с консервативными старопрусскими идеалами. На совр. материале эта тема была продолжена в повести

49

«Поггенпулы» (1896) и романе «Штехлин» (1899). Несмотря на симпатии к нек-рым представителям прусского дворянства с его традициями и культурой, Ф.-реалист показывал безнадежный разлад юнкерского сословия со временем. С еще большей резкостью критиковал он буржуазию. В повести «Грешница» («L’Adultera», 1882) и особенно в романе «Госпожа Женни Трайбель» (1892) Ф. заклеймил тип вульгарного выскочки с «мировоззрением денежного мешка». В романе «Пути-перепутья» («Irrungen, Wirrungen», 1888) и особенно повести «Стина» (1888) Ф., обратившись к теме социального неравенства, вскрыл деспотич. сущность господствовавших в нем. об-ве сословных предрассудков. Итог творчества Ф. — роман «Эффи Брист» (1895), отличающийся особой глубиной психологизма, подытоживающий темы, идеи, конфликты произв. 80—90-х гг. Частная история обретает и здесь обобщающий смысл, обнажая лживость юнкерской сословной морали, пустоту казенных идеалов прусско-герм. государственности.

«Пути-перепутья» (Москва, 1971). Фронтиспис А. Голицына.

«Пути-перепутья» (Москва, 1971). Фронтиспис А. Голицына.

Свободный от патриарх. иллюзий и консервативных утопий, Ф. сознавал необратимость историч. развития и сумел увидеть порочность и обреченность не только дворянства, но и капиталистич. строя. Хотя смелые прозрения грядущих революц. перемен, засвидетельствованные в переписке Ф. (в частности, о роли «четвертого сословия» — рабочего класса), не нашли воплощения в его творчестве, созданная им «человеческая комедия» бисмарковской Германии содержала замечательную реалистич. картину бурж. мира — внутренне несостоятельного, идущего навстречу неизбежной гибели. В 1949 в ГДР учреждена ежегодная Премия по иск-ву и лит-ре им. Т. Фонтане.

Соч.: Werke in Einzelausgaben, hrsg. von Chr. Coler, Bd l—16, B., 1954—63; Sämtliche Werke, hrsg. von E. Groß u. a., Bd l—24, Münch., 1959—64; Aufzeichnungen zur Literatur, B. — Weimar, 1969; в рус. пер. — Эффи Брист, М., 1960; Шах фон Вутенов. — Пути-перепутья. — Госпожа Женни Трайбель. Предисл. И. Фрадкина, М., 1971.

Лит.: История нем. лит-ры, т. 4, М., 1968; Манн Т., Старик Фонтане, Собр. соч., т. 9, М., 1960; Spiero Н., Theodor Fontane, Wittenberg, 1928; Lukács G., Der alte Fontane, в его кн.: Deutsche Realisten des 19. Jahrhunderts, B., 1951; Biener J., Fontane als Literaturkritiker, Rudolstadt, 1956; Schillemeit J., Theodor Fontane. Geist und Kunst seines Alterswerks, Z., 1961; Schultze C., Theodor Fontane und die russische Literatur, «Fontane — Blätter» [Potsdam], 1965, № 1; Brinkmann R., Theodor Fontane. Über die Verbindlichkeit des Unverbindlichen, Münch., [1967]; Reuter H. H., Theodor Fontane, Bd 1—2, B., 1968; Fontanes Realismus, B., 1972.

И. М. Фрадкин.