- 32 -
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА — наука о фольклоре. В разное время Ф. воспринималась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания, то как отдел истории культуры, то как вспомогат. дисциплина социологии, социальной психологии («психологии народов»), антропологии. Обособлению Ф.
- 33 -
предшествовал длительный процесс ее становления в сфере названных наук.
Истоки Ф. восходят к эстетике древнего мира, к описаниям путешественников, к отдельным высказываниям писателей и композиторов прошлого. Характеристика фольклора как особой области культуры встречается в теоретич. работах эпохи Возрождения. Параллельно предпринимаются первые опыты собирания и публикации лирич. песен, баллад, эпоса (с 14—15 вв.), тогда же распространяются лит. обработки нар. сказок, легенд, мифов. Возникновению науч. интереса к фольклору способствовала деятельность Дж. Вико и просветителей 18 в. Собирание фольклора усиливается в сер. 18 в. и нач. 19 в., что создает предпосылки для собственно научного его исследования.
Начало специального изучения фольклора было связано с развитием предромантизма и романтизма, с идеями народности. Интерес ученых 18—19 вв. к мифам вызвал (на основе эстетики Ф. Шеллинга и бр. А. и Ф. Шлегелей) первое направление в Ф. — мифологическую школу, к-рая возводила разные жанры нар. поэзии к древним мифам, считая ее плодом безличного и бессознательного коллективного творчества «народной души» (бр. В. и Я. Гримм, А. Кун — в Германии, М. Мюллер — в Англии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев — в России и др.). В пределах романтич. увлечения фольклором развивался и прогрес. фольклоризм Дж. Г. Байрона, К. Ш. Фориеля, А. Мицкевича, рус. декабристов, чеш. романтиков.
От романтич. концепций отличалось просветит. отношение к фольклору (см. Просветительство). Отталкиваясь от понятия «естественности» фольклора, просветители выявляли его демократич. характер, единство нац. и общечеловеческих начал, открыли синкретич. природу фольклора. Вместе с тем они критически относились к выражению в фольклоре предрассудков и ограниченности эстетич. идеалов народа феод. эпохи (Дж. Аддисон, Дж. Браун — в Англии, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо — во Франции, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте — в Германии). На просветит. позициях стояли нек-рые слав. деятели (Й. Добровский, В. Копитар, З. Ходаковский и др.). В России просветит. традиции оказались наиболее устойчивыми. Они зародились в фольклоризме М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского и А. Н. Радищева, проявились в деятельности нек-рых членов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» и «Общества любителей российской словесности» (И. М. Борн, А. Х. Востоков, Н. И. Гнедич и др.) и особенно в фольклористич. концепции революц. демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин), создавших в 40—50-е гг. 19 в. оригинальное направление в Ф., основанное на материалистич. эстетике. Их идеи восприняли многочисл. последователи в России и в странах Восточной Европы.
С сер. 19 в. широкий размах приобретает собират. деятельность, осн. на науч. принципах записи и изданий фольклора. Накопление материалов стимулировало развитие Ф. и вызвало новые направления в разработке методологии и методики изучения фольклора. Возникла миграционная теория, односторонне объяснявшая сходство фольклора разных народов заимствованиями сюжетов и образов одним народом у другого (Т. Бенфей — в Германии, Г. Парис — во Франции, А. Клаустон — в Англии, А. д’Анкона — в Италии, Й. Поливка — в Чехословакии, А. Н. Пыпин, В. В. Стасов, Ф. И. Буслаев — в России и др.). В конце 60-х и в 70-е гг. 19 в. в европ. и амер. Ф. сложилась «антропологическая школа» (см. Самозарождения сюжетов теория), стремившаяся объяснить сходные явления в
- 34 -
фольклоре разных народов и рас биологич. единством человеческого рода, общностью психич. законов и законов духовного творчества. Знаменуя прогрес. развитие Ф., антропологич. школа вместе с тем не могла дать материалистич. объяснения закономерностям духовной культуры. Гл. представители ее: Э. Тайлор, А. Ланг, Дж. Дж. Фрейзер (Англия), В. Манхардт (Германия) и др. В России она оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и особенно Александра Н. Веселовского.
Близкой к антропологич. школе была «народно-психологическая школа» конца 19 — нач. 20 вв., сосредоточившая, вслед за Х. Штейнталем, М. Лацарусом и В. Вундтом, внимание на законах коллективного творчества, давая им идеалистич. толкование (в России — школа Д. Н. Овсянико-Куликовского: Е. В. Аничков, К. Тиандер и др.). В 20 в. идеалистич. тенденции получили наиболее последоват. выражение в «психоаналитической школе» последователей З. Фрейда (К. Абрахам, О. Ранк, Т. Райк, Э. Фромм, Э. Джонс, Г. Рохейм, Ш. Бодуэн и др.) и позднее — в «неомифологической» школе последователей А. Леви-Брюля — К. Юнга, исходящей из признания «мистического коллективного представления» и исконных «архетипов» в мифах и сказках (Ян де Фрис, Ж. Дюмезиль, Ф. Рэглан и др.). Аналогичный характер имеет «магически-ритуалистическая школа» в США (С. Хаймен, Дж. Кэмпбелл, Р. Карпентер, Г. Вейзингер и др.). (См. ст. Ритуально-мифологическая критика, т. 9.)
Наряду с теориями, стремившимися проникнуть в психологич. законы творчества, в конце 19 в. и особенно в 20 в. в бурж. Ф. обнаруживается стремление к социологич. изучению фольклора (Е. Гофман-Крайер, А. Ван Геннеп, П. Сентив, А. Мариню, мн. ученые латиноамер. стран), к-рое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Б. М. Соколов, М. Н. Сперанский и др.). Последняя стремилась изучать фольклор в связи с нац. историей, применяя позитивист. метод сопоставления фольклора с действительностью. Наряду с достижениями социологич. направления в буржуазной Ф. необходимо отметить его ограниченность и характерное для нек-рых его представителей убеждение в «аристократическом» или клерик. происхождении фольклора (в Германии — Г. Науман, во Франции — Ж. Бедье, в России — В. Ф. Миллер, В. А. Келтуяла и др.).
Особым направлением в Ф. кон. 19 в. и 20 в. явилась финская школа (историко-географич. школа), стремящаяся установить историко-географич. ареалы распространения сюжетов и разрабатывающая принципы классификации, систематизации и картографирования фольклора (Ю. и К. Круны, А. Аарне, В. Андерсон, Й. Больте и др.). Влияние этой школы распространено в Зап. Европе (К. Ранке и др.) и в США (С. Томпсон, А. Тейлор и др.).
С сер. 1950-х гг. в мировой Ф. особенно динамичным, хотя и неоднородным направлением оказался структурализм (см. Структурализм в литературоведении), к-рый представляют К. Леви-Строс, Р. Барт, К. Бремон, А. Греймас, Р. Абрахамс, А. Дандис, М. Джэкобс, Р. Джорджес, Е. Кёнгяс, П. Маранда, Т. Себеок и др. Недостатки его методологии проявляются в представлении об имманентном характере функциональных отношений между разл. элементами фольклора, в одностороннем внимании к синхронистич. анализу (в ущерб историч. изучению) и лишь к инвариантным связям. Вместе с тем нек-рые положит. результаты и специфич. приемы исследования привлекают внимание к структурализму и части тех ученых, к-рые стоят на иных методологич. позициях. Распространение структурализма в Ф. сопровождается острой дискуссией и научной критикой.
- 35 -
Диалектико-материалистич. изучение фольклора берет начало в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Оно разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, К. Цеткин; в России — Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким и др. Большое методологич. значение для марксист. Ф. имеет теоретич. наследие В. И. Ленина. Сов. Ф. складывалась в трудных исканиях новой методологии, что определяло как успехи, так и известные ошибки исследователей 20—30-х гг. Начало сов. Ф. положили работы М. Х. Абегяна, М. К. Азадовского, Н. П. Андреева, Б. В. Асафьева, А. М. Астаховой, Е. Э. Бертельса, П. Г. Богатырева, Р. М. Волкова, В. М. Жирмунского, К. В. Квитки, А. М. Лободы, Н. Я. Марра, С. Ф. Ольденбурга, В. Я. Проппа, Б. М. и Ю. М. Соколовых, А. П. Скафтымова и др. Многонац. сов. Ф., преодолевая как догматизм и вульгаризацию, так и рецидивы идеалистич. заблуждений, основывается на методологии творч. марксизма-ленинизма, критически использует опыт отечеств. и заруб. Ф., ставит и разрабатывает актуальные проблемы теории и истории нар. творчества. Она изучает фольклор как общественно обусловленную, исторически развивающуюся форму творч. деятельности масс, исследует взаимодействие и нац. своеобразие фольклора разных народов, стремится познать его специфику, выяснить судьбы фольклора в совр. обществ. условиях, особое внимание уделяет отражению историч. действительности, нац.-освободит. и революц. борьбы в фольклоре, совершенствует методику полевых исследований, разрабатывает принципы текстологии.
В совр. науке социалистич. стран развиваются нац. традиции, используется и опыт советской Ф. Наряду со старейшими учеными (М. Арнаудов, Х. Вакарелски, М. Василевич, Й. Горак, К. Горалек, И. Графенауэр, И. Гаваззи, Б. Гунда, В. Жганец, Ю. Кшижановский, И. Кицимия, З. Кодай, В. Латкович, Д. Неделькович, Д. Ортутай, М. Поп, В. Стоин, В. Штейниц и др.) Ф. в социалистич. странах создают их многочисл. сотрудники и ученики. Совр. марксистскую Ф. отличает тенденция к комплексному изучению фольклора, к тесному сотрудничеству фольклористов-филологов, этнографов, музыковедов, что создает перспективу для Ф. как науки синтетической. Влияние марксист. методологии возрастает и среди прогрес. фольклористов капиталистич. стран.
Ф. развивается как в рамках этнографич., литературоведч., музыковедч. научных учреждений, так и в ряде спец. институтов и обществ. Она представлена рядом периодич. изданий. Старейшими нац. фольклористич. орг-циями являются: англ. фольклорное об-во «Folk-lore Society» (осн. 1878) с изданиями — «Folk-lore Record» (1878—82), «Folk-lore Journal» (1883—89), «Folk-lore» (с 1890); франц. об-во «Société des traditions populaires» (осн. 1886) с изд. — «Revue des traditions populaires» (1886—1919), об-во «Société d’Ethnographie national et d’Art populaire» (осн. 1895) с изд. — «Revue d’ethnographie et des traditions populaires» (1920—29); амер. об-во «American Folk-lore Society» (осн. 1888) с изд. — «Journal of American Folk-lore» (с 1888); нем. об-во «Verein für Volkskunde» (осн. 1891) с изд — «Zeitschrift des Vereins für Volkskunde» (c 1891; с 1929 — «Zeitschrift für Volkskunde»). Др. осн. совр. издания: бельг. «Le folklore Brabançon» (с 1921), исп. «Revista de dialektologia у tradiciones populares» (c 1944), итал. «Il folklore italiano» (с 1925), нем. (ФРГ) «Fabula» (с 1957), финл. «Proverbium» (c 1965), франц. «Arts et traditions populaires» (c 1953), «Folklore de France» (с 1950), браз. «Revista brasileira de folclore» (с 1897), инд. «Indian folklore» (c 1956; с 1959 — «Folklore»), сев.-амер. «Journal of the Folklor institut» (с 1964) и др.
В России фольклористич. деятельность первоначально велась в Географич. об-ве (осн. 1845), издававшем «Этнографический сборник» (в. 1—6, 1853—64), «Записки русского географич. общества по отделению этнографии» (т. 1—44, 1867—1925) и журн. «Живая старина» (1890—1916), а также в Отделении рус. языка и словесности АН, в Об-ве истории и древностей российских, в Об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии, издававшем «Труды этнографического отдела» (1868—1913) и журн. «Этнографическое обозрение» (1889—1916), и в др. обществах.
В СССР специальными центрами и периодич. изданиями были и являются: Фольклорная секция Гос. академии худож. наук (1923—30), изд. «Художественный фольклор» (т. 1—5, 1926—29); Фольклорная секция Ин-та по изучению национальностей
- 36 -
(1928—33), с 1933—Ин-та этнографии АН СССР (в 1937—1939 — Фольклорная комиссия), изд. «Советский фольклор» (в. 1—6, 1934—1941); Отдел фольклора народов СССР Ленингр. ин-та лит-ры (с 1939), изд. «Советский фольклор» (в. 7, 1941); Сектор нар. творчества Ин-та русской лит-ры (с 1949), изд. «Русский фольклор» (с 1956); Сектор фольклора Ин-та этнографии АН СССР (с 1946); Сектор фольклора Ин-та мировой лит-ры АН СССР (с 1953; с 1968 — сектор по академич. изданию эпоса народов СССР); Ин-т укр. фольклора АН УССР (1936—41), изд. «Український фольклор» (1937—39), «Народна творчість» (1939—41); сектор фольклора Ин-та искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, изд. «Народна творчість та етнографія» (с 1957) и аналогич. секторы в академич. учреждениях др. союзных и автономных республик, а также кафедры фольклора МИФЛИ (1934—41), МГУ, ЛГУ, Тбилисского ун-та; Секция фольклора Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии; кабинеты фольклора Моск. консерватории, Ленингр. консерватории; Секции фольклора при СП и Союзе композиторов; Координационная комиссия АН СССР по изучению фольклора (1958; с 1963 — Научный совет по нар. творчеству при Отделении лит-ры и языка АН СССР); Секция фольклора Комиссии комплексного изучения художеств. творчества АН СССР (с 1969).
Основные фольклористич. периодич. издания в социалистич. странах Европы: болг. — «Известия на Етнографския институт» (с 1953); венг. — «Acta ethnographica» (c 1950); нем. (ГДР) — «Deutsches Jahrbuch für Volkskunde» (с 1955), «Demos» (с 1960); польск. — «Lud» (с 1895), «Polska Sztuka Ludowa» (с 1947), «Literatura Ludowa» (c 1957); рум. — «Studii şi cercetări de istoria literatură şi folclor» (c 1952), «Revista de folclor» (c 1956; с 1964 — «Revista de etnografie şi folclor»); чехословац. — «Český lid» (c 1892), «Československá ethnografie» (1953—62), «Slovenský národopis» (c 1953), «Národopisné aktuality» (c 1964); югославские — «Прилози за књижевност, језик, историју и фолклор» (с 1921), «Гласник Земальског музејa у Сарајеву» (с 1889; новая серия с 1946), «Bieten Instituta za proučavanje folklora» (1951—55), «Glasnik Inštituta za slovensko narodopisje» (c 1956), «Народно стваралаштво» (c 1962), «Narodna umjetnost» (c 1962), «Македонски фолклор» (с 1968).
Междунар. фольклористич. орг-ции: Фольклорное товарищество (Folklore Fellows, основано 1907 в Хельсинки), изд. «Folklore Fellows Communications» (FFC, с 1910); Комиссия искусств и нар. традиций (Commission Internationale des Arts et Traditions Populaires — CIAP), осн. 1928 в Праге, с 1949 — при ЮНЕСКО, в 1964 реорганизована и переименована в Междунар. об-во этнологии и фольклора (International Society for Ethnology and Folklore-ISEF); Междунар. совет нар. музыки (International Folk Music Council — IFMC, осн. 1947 в Лондоне), издающий «Journal of the IFMC» (с 1949); Междунар. об-во изучения нар. прозы (International Society for Folk Narrative Research, осн. 1955, учредит. конгресс 1962); Междунар. центр изучения рабочих песен (Centre International pour les Recherches de la Chanson Ouvriére, осн. 1961 в Праге, с 1965 — в Будапеште), издающий «Bulletin».
Лит.: Чичеров В. И., Маркс — Энгельс о фольклоре. Библиографич. материалы, «Сов. фольклор», 1936, № 4—5; Бонч-Бруевич В. Д., В. И. Ленин об устном нар. творчестве, «Сов. этнография», 1954, № 4; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы лит-ры, 2 изд., М., 1968; Гусев В. Е., Марксизм и рус. фольклористика кон. XIX — нач. XX в., М. — Л., 1961; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970.
Соколов Ю. М., Очередные задачи изучения рус. фольклора, «Худож. фольклор», 1926, № 1; Проблемы изучения нар.-поэтич. творчества (коллектив авторов под рук. И. А. Орбели), «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1959, т. 18, в. 6; Емельянов Л. И., Понятие «фольклор» в сов. фольклористике, «Рус. фольклор», 1961, т. 6; Путилов Б. Н., Соколова В. К., Осн. проблемы сов. фольклористики, «Сов. этнография», 1964, № 4; Гусев В. Е., Фольклористика в ряду обществ. наук, в сб.: От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона», Л., 1969; Чистов К. В., О взаимоотношении фольклористики и этнографии, «Сов. этнография», 1971, № 5; Богатырев П. Г., Вопросы теории нар. иск-ва, М., 1971; Земцовский И. И., Фольклористика как наука, в сб.: Слав. муз. фольклор, М,. 1972.
Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 1—4, СПБ, 1890—92; его же, История рус. лит-ры, 4 изд., т. 3, СПБ, 1911; Соколов Ю. М., Рус. фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История рус. фольклористики, т. 1—2, М., 1958—1963; Українська народна поетична творчість, т. 1—2, Київ, 1958; Кошелев Я. Р., Рус. фольклористика Сибири (XIX — нач. XX вв.), Томск, 1962; Бандарчык В. К., Гїсторыя беларускай этнаграфіі XIX ст., Мїнск, 1964; Березовский І. П., Українська радянська фольклористика, Київ, 1968; Очерки истории рус. этнографии, фольклористики и антропологии, в. 1—6, М., 1956—74; Соколова В. К., Сов. фольклористика к 50-летию Октября, «Сов. этнография», 1967, № 5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, «Изв. АН СССР, ОЛЯ», 1972, т. 31, в. 6; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в совр. зарубежной науке, «Вопросы лит-ры», 1957, № 2; Землянова Л. М., Прогрессивная общественность Англии в борьбе за передовую фольклористику, «Изв. АН СССР, ОЛЯ» 1954,
- 37 -
т. 13, в. 5; ее же. Борьба реакционных и прогрессивных сил в совр. фольклористике США, «Сов. этнография», 1962, № 4.
Иностр. лит. по Ф. см. Wildhaber R., International Folklore Bibliography, Bale-Bonn, 1949—.
См. также Лит. при ст. Народное поэтическое творчество.
В. Е. Гусев.