922

ФЕЙХТВА́НГЕР (Feuchtwanger), Лион (7.VII.1884, Мюнхен, — 21.XII.1958, Лос-Анджелес, США) — нем. писатель. Род. в евр. бурж. семье. Получил филологич. образование. Занимался журналистикой, театр. критикой. Антивоен. позиция Ф. в 1914—18 выразилась в стихах, обработках «Персов» по Эсхилу (1917), «Мира» по Аристофану (1918), в пьесах «Военнопленные» («Die Kriegsgefangenen», 1919) и др. Вместе с Б. Брехтом Ф. обработал трагедию К. Марло «Жизнь Эдуарда II Английского» (1924), позднее написал драму «Сны Симоны Машар» (1942—43). По мотивам этой пьесы в 1944 Ф. написал роман «Симона» — о юной героине франц.

923

Сопротивления. Эмигрировав из Германии после гитлеровского переворота, Ф. жил во Франции, участвовал в междунар. движении в защиту культуры, редактировал совм. с Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936—39 журн. «Das Wort» («Слово»). Посетив СССР, Ф. написал кн. «Москва 1937» (1937, рус. пер. 1937). В 1939—40 Ф. был интернирован во Франции, застигнут нем. войсками и с трудом спасся, бежав в США, где провел последние годы жизни. В 1953 был удостоен Нац. премии ГДР.

Л. Фейхтвангер. Фотография

Место Ф. в истории нем. лит-ры определяют прежде всего романы. Осн. проблематика его творчества — альтернатива действия и филос. созерцания — обозначилась впервые в «драматич. романе» «Томас Вендт» (1920), написанном под впечатлением Ноябрьской революции 1918. На грязном торжище политич. деятельности — такова логика романа — благородные поборники справедливости терпят поражение, их активность оказывается бесплодной. Эту тему Ф. перенес в историч. прошлое в романах «Еврей Зюсс» («Jud Süß», 1920—22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и «Безобразная герцогиня» («Die häßliche Herzogin», 1923, рус. пер. 1935). Горький опыт жизни волевого, жестокого временщика и мудрой, доброй правительницы приводит их в конечном счете к одинаковому сознанию тщеты всякого историч. действия. В 1930 появился роман, составивший впоследствии 1-ю ч. трилогии «Зал ожидания» («Der Wartesaal»), «Успех» («Erfolg», 1930, рус. пер. 1935); другие романы — «Семья Оппенгейм» («Geschwister Oppenheim», 1933, рус. пер. 1935; в позднейших изд. — «Семья Опперман») и «Изгнание» («Exil», 1939, рус. пер. 1939). Персонаж «Успеха» Тюверлен верит в силу печати больше, чем в пулеметы; распространение знаний, правды он считает более верным способом достижения справедливости, нежели революц. насилие. Вместе с тем по глубине социального анализа «Успех» был выдающимся реалистич. произв., разоблачавшим гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в «Семье Оппенгейм» крах бурж. гуманизма, в романе «Изгнание» Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политич. борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображенной жизни на родине.

«Еврей Зюсс» (1938—39). Илл. С. Юдовина

«Еврей Зюсс» (1938—39).
Илл. С. Юдовина.

Центр. проблема историч. романов Ф. 30-х гг. — проблема личности, к-рая, воплощая в себе гуманистич. духовные ценности, находится в определ. отношении к народу и социальной практике. Герой трилогии «Иудейская война» («Der jüdische Krieg», 1932, рус. пер. 1937), «Сыновья» («Die Söhne», 1935, рус. пер. 1937), «Настанет день» («Der Tag wird kommen», 1942) Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного культурного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен нац. эгоизму и шовинизму. Фаш. варварство,

924

расовая исключительность — второй план трилогии, ее подтекст. Резкий антифаш. акцент присущ и роману «Лже-Нерон» («Der falsche Nero», 1936, рус. пер. 1937); здесь Ф., пользуясь историч. аксессуарами Древнего Рима, изобразил в сатирич. пародийных тонах приход к власти гитлеровской клики, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха. В романе «Братья Лаутензак» («Die Brüder Lautensack», 1943) подлинные историч. лица и события в Германии накануне фаш. переворота придали социально-политич. анализу происходящего бо́льшую конкретность и глубину.

«Лже-Нерон» (Москва, 1961). Илл. В. Селиванова.

«Лже-Нерон» (Москва, 1961). Илл. В. Селиванова.

«Лисы в винограднике» (Москва, 1959). Обложка Е. Ракузина

«Лисы в винограднике» (Москва,
1959). Обложка Е. Ракузина.

Обогащенный историч. опытом победоносной антифаш. войны и социалистич. преобразований в ряде европ. стран, Ф. приемлет и путь, которым эта победа была достигнута, — революц. активность нар. масс. Эти идеи, четко обозначившиеся уже в романе «Изгнание», нашли дальнейшее выражение в книгах Ф., тематически связанных с Великой франц. революцией 18 в. В романе «Лисы в винограднике» («Die Füchse in Weinberg», 1947, рус. пер. 1959) изображена Франция «старого режима», и на сцену, кроме Людовика XVI и Марии Антуанетты, выведены Бомарше и Б. Франклин. В романе «Гойя, или Тяжкий путь познания» («Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis», 1952, рус. пер. 1955) показана феод. Испания на рубеже 18—19 вв., потрясаемая громовыми раскатами, доносящимися из революц. Франции и влияющими на умы исп. художников, писателей, простых людей. Наконец, в пьесе «Вдова Капет» («Die Witwe Capet», 1956) и романе «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» («Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau», 1952, рус. пер. 1956) непосредств.

925

события Великой франц. революции составляют уже основу действия. Все эти произв. пронизывает идея насильств. уничтожения прогнившего строя как объективной историч. необходимости. То, что прежде отпугивало Ф. в массовых нар. движениях, теперь он расценивает как побочные явления великого прогрес. перелома. Роман о Руссо, как и роман о Гойе, утверждает единство мысли и действия творч. личности и революц. народа, подытоживает издавна назревавшую в творчестве Ф. мысль о преобразующей роли иск-ва, духовной деятельности в развитии общества.

Ф. создал новый тип историч. романа, к к-рому обращались в 30-е гг. Г. Манн, Б. Франк и др. Разновидность совр. интеллектуального романа — историч. роман Ф. параболичен и двупланов: его реально-бытовой план, развертывающийся в исторически отдаленной среде, скрывает за собой второй план, подразумевающий современность. Диапазон переходов и разновидностей достаточно широк: от «модернизации истории» («Еврей Зюсс») до «историзации современности» в романе аллюзий (намеков), представляющем собой в сущности костюмированную современность («Лже-Нерон»). Роман Ф. в известной степени рационалистичен, в традициях лит-ры Просвещения. При этом писатель умеет воссоздать «аромат эпохи», атмосферу времени, широко вводя историч. реалии и подробности. Свой худож. опыт и понимание сущности природы историч. романа Ф. развил в ряде теоретич. статей и эссе, напр. «Дом Дездемоны...» («Das Haus der Desdemona...», 1961). Многие произв. Ф. экранизированы.

Соч.: Centum opuscula, hrsg. von W. Berndt, Rudolfstadt, 1956; Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Bd 1—10, 12—14, B., 1959—64; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1, 8, М., 1938—39; Пьесы, Л. — М., 1960; Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1—12, М., 1963—68.

Лит.: Анисимов И. И., Судьба культуры и Лион Фейхтвангер, «Октябрь», 1935, № 9; Четунова Н., О романах Фейхтвангера, «Лит. критик», 1936, № 9; Фрадкин И. М., Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Лит-ра новой Германии, М., 1961; Рачинская H. H., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Jahn W., Die Geschichtsauffassung Lion Feuchtwangers in seiner Josephus-Trilogie, Rudolfstadt, 1954; Lion Feuchtwanger. Zum 70. Geburtstag, В., 1954; Brauer W., Tun und Nichttun. Zu Lion Feuchtwangers Geschichtsbild, «Neue Deutsche Literatur», 1959, № 6; Lion Feuchtwanger. Zum Gedenken, Rudolfstadt, 1959; Hartmann H., Die Antitetik «Macht — Geist» im Werk Lion Feuchtwangers, «Weimarer Beiträge», 1961, № 4; Batt K., Klio und Kalliope. Gedanken zu Lion Feuchtwanger, «Neue Deutsche Literatur», 1962, № 10; Leupold H., Feuchtwangers Weg zur materialistischen Geschichtsauffassung, «Neue Deutsche Literatur», 1963, № 12; его же, Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967.

И. М. Фрадкин.