- 905 -
ФА́УСТ (Faust) — герой нем. легенды, возникшей в период Реформации, ученый, заключивший союз с дьяволом (см. Мефистофель) ради знаний, богатства и мирских наслаждений. Ф. — историч. личность, о нем сохранились свидетельства современников. В легенде о Ф. отложились старинные предания о магах, нар. анекдоты о бродячих школярах и шарлатанах, фантастич. мотивы раннехрист. житий и ср.-век. демонологич. лит-ры. В конце 16 в. Ф. становится героем нем. «народных книг». Первая из них — «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», изд. И. Шписом (1587). Несмотря на то, что Ф. осуждается как безбожник и эпикуреец, в этом образе дерзновенного искателя истины, отрастившего себе «орлиные крылья», явственно выступают черты новой прогрес. историч. эпохи. Эти черты Ф. — человека Возрождения — ярко воплощены в первой драматич. обработке легенды — «Трагической истории доктора Фауста» К. Марло (1588—89, изд. 1604). В Англии Ф. посвящались кукольные драмы и пантомимы; в репертуаре странствующих англ. комедиантов легенда вернулась в Германию и была освоена нем. низовым театром. Пьесы о Ф. широко включали элементы бытового реализма и нар. юмора; в роли слуги Ф. выступал традиц. комич. персонаж Гансвурст.
Во 2-й пол. 18 в. интерес к нар. легенде возрождают передовые деятели нем. лит-ры. В полемике с классицистами Г. Э. Лессинг ссылается на старинную комедию о Ф. как на произв., близкое по духу У. Шекспиру. В драматич. набросках Лессинга сюжет получает новое, чисто просветительское осмысление: Ф. должен
- 906 -
спастись, ибо стремление к истине не может стать достоянием сатаны. Ф. — излюбленный герой поэтов «Бури и натиска» («Жизнь и смерть доктора Фауста» Ф. Мюллера, «Адские судьи» Я. М. Р. Ленца, «Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду» Ф. М. Клингера). В первонач. редакции «Фауста» И. В. Гёте, т. н. «Прафаусте» (1773—75), «бурный гений» Ф. отвергает рассудочное книжное знание и бросается в мир, чтобы испытать полноту жизни. В период, последовавший за Великой франц. революцией, Гёте существенно изменил первонач. замысел, сделав Ф. представителем человеческого рода и воплотив в трагедии «Фауст» (1-я ч. — 1808, 2-я ч. — 1832) новые идеи, рожденные в эпоху революц. ломки феод. строя. Решение центр. проблемы «Фауста» — проблемы постижения жизни — подсказано Гёте верой в силу человеческого разума, в то, что человек способен переделать действительность.
В нач. 19 в. сюжет легенды охотно используется поэтами-романтиками («Фауст» А. Шамиссо, 1803; «Дон Жуан и Фауст» Х. Д. Граббе, 1829; «Фауст» Н. Ленау, 1836, и др.). Сохраняя реминисценции из Гёте, романтики вместе с тем широко вводят в свои произв. байронич. мотивы, подчеркивая в образе Ф. черты неудовлетворенного скитальца, «мирового скорбника». Особое место в нем. лит-ре занимает балетное либретто Г. Гейне «Доктор Фауст» (1851), отразившее контраст между ренессансным восприятием жизни и бюргерским благополучием. Самое значит. произв. новейшего времени на тему о Ф. — роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947), где автор обращается не к гётевскому Ф., а непосредственно к легенде, сопоставляя с трагич. судьбой Ф. судьбу своего героя, композитора Адриана Леверкюна, и шире — судьбу Германии.
Образ Ф. привлек внимание мн. рус. писателей. А. С. Пушкин в «Сцене из „Фауста“» (1825) показал, по словам В. Г. Белинского, человека «в эпоху общественного недуга». Имя Ф. носит герой «Русских ночей» В. Ф. Одоевского. Тема Ф. близка была И. С. Тургеневу (статья о «Фаусте» Гёте в пер. М. Вронченко, повесть «Фауст»). В период кризиса бурж. культуры намечается иррационалистич. интерпретация легенды о Ф. (К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др.). Прогрес. тенденцию в творч. освоении легенды представляет драма А. В. Луначарского «Фауст и город» (1918), развивающая тему Ф.-строителя, выраженную в финале гётевской трагедии. М. Горький видел в легенде о Ф. произв. коллективного творчества трудового народа. Образ Ф., как истинно мифологический, вышел за пределы лит-ры, вдохновив многих художников и композиторов.
Лит.: Белецкий А. И., Легенда о Фаусте в связи с историей демонологии, «Записки неофилологич. об-ва», 1911—12, в. 5, 6; Легенда о докторе Фаусте. Изд. подгот. В. М. Жирмунский, М. — Л., 1958; Нусинов И. М., «Сцена из „Фауста“» Пушкина и «Фауст» Гёте, в его кн.: История лит. героя, М., 1958; Голик И., Бессмертие нар. легенды, «ВЛ», 1962, № 11; Butler Е. М., The fortunes of Faust, Camb., 1952; Dédéyan Ch., Le thème de Paust dans la littérature européenne, v. 1—4, P., 1954—67; Henning H., Faust-Bibliographie, Bd 1—2, B. — Weimar, 1966—70; Schröder R., Gorkis Erneuerung der Fausttradition, B., 1971.
Л. Е. Генин.