- 900 -
ФАРС (франц. farce, от народнолат. farsa, от лат. farcio — начиняю) — малый комич. жанр зап.-европ. средневекового театра. Ф. возник, очевидно, уже в 12 в., но расцвета достиг в 14—16 вв., прежде всего во Франции. Франц. Ф. близок нем. фастнахтшпилю, англ. интерлюдии, исп. «пасос» (напр., Л. де Руэды) и интермедии, итал. комедии Беолько и комедии масок. В Ф. использовался восьмисложный стих.
У Ф. два совершенно разных источника: шутливые вставки в молитвы (отсюда и название), перешедшие затем в литургическую драму, а оттуда в мистерию, и площадные карнавальные представления, отличавшиеся
- 901 -
безудержным весельем, непристойностями, антифеод. и антиклерик. характером. Т. о. уже генетически Ф. был связан с самыми демократич. слоями ср.-век. общества; он стал одним из наиболее распространенных жанров сатиры позднего средневековья. По своим задачам противостоя серьезным театр. жанрам, он черпал сюжеты из действительности, давая ее сниженную трактовку. Поэтому Ф. лишен аллегоричности и реалистичен по природе. В отличие от соти, бывших праздничной травестией религ. театра и вообще всего феодально-церк. миропорядка, Ф. был обращен к частной жизни человека, и в этом его близость к новелле раннего Возрождения. Осн. место в тематике Ф. занимает жизнь города; его герои — горожане, в т. ч. представители низов. Крестьяне изображаются всегда отрицательно и враждебно, как и представители мелкого дворянства (отсюда возник тип неудачливого вояки). На первом плане в пьесах этого типа социально (или сословно) обобщенные образы, переходящие из одного произведения в другое. Так возникают образы-маски, что позволяет говорить о процессе циклизации фарсового материала (группы пьес о глупых мужьях и дурных женах, о мошенниках, тупых судьях, о псевдоученых и т. д.). Но в ходе эволюции Ф. возникали не только ситуации-типы, постепенно углублялась и индивидуализировалась характеристика образов-масок.
Ф. лишен морально-дидактич. направленности, он чаще высмеивает и не всегда разоблачает; в нем много остросюжетных положений, буффонады, эксцентрики (особенно в поздних памятниках и переработках — у Мольера и др.), каламбуров и острот. Он утверждает мироощущение нового, индивидуализированного человека (в этом его предвозрожденческий характер); носители старых обычаев и устаревших знаний высмеиваются и терпят в Ф. поражение; проделки же мошенников, изворотливость плутов, вообще находчивость и удачливость изображаются сочувственно. Это, а также свобода формы (при всей противоположности Ф. моралите и соти можно обнаружить немало переходных и смешанных форм) обеспечили Ф. долгую жизнь; его, очевидно, писали Ф. Рабле и К. Маро; Маргарита Наваррская оставила три Ф., правда, проникнутые свойственной ей религ. проблематикой. Из Ф. 15 в. наиболее популярен цикл об «Адвокате Патлене». Ф. писались и исполнялись на протяжении всего 16 в. и в 17 в. (Табарен, ок. 1584—1626), успешно соперничая с ученой гуманистич. комедией, а соединение этих двух традиций привело к созданию комедийного театра Мольера. Ф. частично был возрожден в конце 19 и в 20 вв. в сатирич. пьесах Б. Брехта, А. Жарри («Король Убю»), Ж. Ромена и др.
Изд.: Nouveau recueil de farces françaises des XV et XVI siècles, éd. par B. Picot et Ch. Nyrop, P., 1880; Recueil de farces françaises inédites du XV siècle, éd. par G. Cohen, Camb., 1949; Recueil Trepperel. Les farces, éd. par E. Droz et H. Lewicka, Gen., 1961; в рус. пер. — Три фарса об адвокате Пателене, М., 1951; в кн.: Мокульский С., Хрестоматия по истории зап.-европ. театра, 2 изд., т. 1, М., 1953.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 188—191; История зап.-европ. театра, т. 1, М., 1956; Бояджиев Г., Мольер. Историч. пути формирования жанра высокой комедии, М., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1969; Petit de Julleville L., Les comédiens en France au Moyen âge, P., 1885; его же, La comédie et les moeurs en France au Moyen âge, P., 1886; его же, Histoire du théâtre en France. Répertoire du théâtre comique en France au Moyen âge, p., 1886; Beneke A., Das Repertoir und die Quellen der franzôsischen Farce, Jena, 1910; Harvey H. G., The theatre of the Basoche. The contribution of the law societies to French mediaeval comedy, Camb., 1941, p. 70—173; Lewicka H., La langue et le style du théâtre comique français des XV et XVI siècles, t. 1—2, P., 1960—68.
А. Д. Михайлов.