Т. В., В. Ж. Условные языки // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 841—842.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-8413.htm

- 841 -

УСЛО́ВНЫЕ ЯЗЫКИ́ — искусственные языковые подсистемы, употребляемые замкнутыми группами лиц как средство выражения своей общности, обычно с целью скрыть содержание речи от окружающих. Они создаются на базе общенац. языка, но отличаются от него гл. обр. лексикой.

Осн. средства создания условной лексики: а) неологизмы («темнуха» — ночь, «лаёк» — собака); б) заимствования («хилять» — от цыг. «хилэс» — идти, «хаза» — притон, от нем. Haus — дом); в) переосмысление («пришить» — убить, «прачка» — адвокат, защитник); г) перестановка слогов («лосома» — солома); д) перестановка с конца в начало звуков или букв слова («но

- 842 -

яндогес тедуб амод» — он сегодня будет дома); е) наращение одного или двух слогов к каждому слогу слова («яфита нефита пойфита дуфита» — я не пойду). Последнее чаще всего наблюдается в детском (в т. ч. школьном) арго. У. я. известны как в примитивных обществах (у прошедших обряд посвящения, жрецов), так и в социально развитых. Проф. У. я. возникают в средневековье в связи с развитием цехового устройства, позднее — у групп, связанных с торговлей и отхожими промыслами (торговцев, нищих, коробейников, портных). Воровские арго известны с 13 в. (Франция, Германия).

Использование различных видов У. я. можно обнаружить еще в антич. лит-ре (комедии Плавта, Аристофана, «Сатирикон» Петрония), в лит-ре раннего и позднего средневековья (Дж. Боккаччо «Декамерон», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»), в произв. У. Шекспира, Вольтера и др. Еще больше элементов У. я. — в лит-ре 19 в. (В. Гюго «Отверженные», Э. Золя «Чрево Парижа», Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», М. Твен «Приключения Гекльбери Финна», В. В. Крестовский «Петербургские трущобы» и др.). Чаще всего это элементы воровских жаргонов и др. арго. Широко используются те или иные виды У. я. в худож. лит-ре 20 в.: У. я. (арго) различных молодежных групп (школьников, студентов и др.), жаргоны воров и гангстеров (напр., на Западе: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «День сардины» С. Чаплин, «Бремя страстей человеческих» С. Моэма). В сов. лит-ре 20—30-х гг. У. я. широко использованы в книге Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид», в «Дневнике Кости Рябцева» Н. Огнева, в поэме И. Сельвинского «Вор», в рассказах И. Бабеля «Конармия», в повести В. Каверина «Конец хазы» и др.

От У. я. надо отличать социальные диалекты (пользующиеся ими относятся к разным социальным группам — классам, сословиям, кастам) и проф. языки (они попадают в худож. лит-ру вместе с описанием работы и быта людей тех или иных профессий), а также коды и шифры — искусств. системы условных знаков или сигналов, употребляемые для передачи секретных сведений. См. Арго, Воровские жаргоны, Жаргон, Сленг.

Лит.: Виноградов Г., Детские тайные языки, в сб.: Сибирская живая старина, в. 2, Иркутск, 1926; Поливанов Е., За марксистское языкознание, М., 1931; Язык и литература, т. 7, Л., 1931; Бондалетов В. Д., Алексеев Д. И., Лексика условных языков и ее изучение, в сб.: Вопросы русской диалектологии, Куйбышев, 1965.

Т. В., В. Ж.