- 808 -
УНАМУ́НО (Unamuno), Мигель де (29.IX.1864, Бильбао, — 31.XII.1936, Саламанка) — исп. писатель, философ. Один из гл. представителей н. т. «Поколения 1898 года». По национальности баск. Род. в семье коммерсанта. Окончил ф-т философии и лит-ры Мадрид. ун-та (1884). С 1891 — профессор греч. языка и лит-ры, а с 1901 — ректор ун-та в Саламанке; после выступления в 1914 против монархии смещен с поста. В 1924, после установления диктатуры Примо де Риверы, был выслан на Канарские о-ва, бежал во Францию. Вернулся на родину в 1930. В 1931—33 — депутат конституционных Кортесов. Академик с 1932. Разочаровавшись в бурж. республике, считая, что она не может обеспечить гражд. мир и нац. единство, выступил против нее. После недолгого колебания осудил фаш. мятеж; в окт. 1936 декретом Франко был отстранен от всех должностей. Выразил протест, удалившись в домашнее уединение.
В своих философ. трудах, романах, рассказах и эссе У. охватил широкий круг политич., этич., лит. и религ. проблем, подверг уничтожающей критике все институты дворянско-бурж. общества. Своими страстными выступлениями будил нац. сознание и обществ. совесть исп. народа. Мн. произв. У. запрещены католич. церковью. Выступал за возрождение нац. традиций, против изоляции Испании, за взаимовлияние культур («По поводу традиционализма» — «En torno al casticismo», 1892).
Молодой У. испытал влияние Г. Ф. В. Гегеля, в 90-х гг. тяготел к эмпирич. позитивизму спенсеровского толка, в дальнейшем подверг его критике в философ. романе «Любовь и педагогика» («Amor y pedagogía», 1902). У истоков философии У. — идеи его предшественников Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Философско-религ. концепция У. формируется после духовного кризиса, пережитого им в 1897. Она нашла наиболее полное выражение в осн. философ. трудах: «Жизнь Дон Кихота и Санчо» («Vida de Don Quijote y Sancho», 1905), «Трагическое ощущение жизни людей и народов» («Del sentimiento trágico de la vida en los hombres y en los pueblos», 1913), а также в «Агонии христианства» («La Agonía del Cristianismo», 1931), в к-рых У. выступил провозвестником экзистенциализма, в романе «Туман» («La niebla», 1914) и повести «Сан Мануэль Добрый, мученик» («San Manuel Bueno, Mártir y tres historias más», 1933). Центр философии У. — личность, ее духовная жизнь. Особое внимание он уделяет проблемам жизни и смерти, религии, познаваемости бога и прежде всего вопросу о личном бессмертии. В основе его философ. исканий лежит противоречие между разумом и верой, между страстной тягой человека к бессмертию и рационалистич. пониманием конечности его жизни, между стремлением познавать бога и невозможностью осуществить это при помощи разума. Бессилие разума ответить на коренные вопросы бытия, бесконечное одиночество человека перед лицом неразрешимых
- 809 -
жизненных проблем порождают трагич. чувство действительности, свойственное как отдельным индивидуумам, так и народам.
Философ. построения У., нашедшие выражение в первом романе «Мир во время войны» («Paz en la Guerra», 1897) и в др. его трудах, приводят к богоискательству. У. пытался создать чисто исп. философско-религ. систему — «кихотизм», способную возродить Испанию и Европу. Дон Кихот выступает как исп. Христос — воплощение трагич. чувства действительности. «Кихотизм» предстает как героич. борьба во имя идеала, к-рый разум признает иллюзией, во имя увековечения человеч. «я». Истинным бытием обладают именно видения Дон Кихота. В нем важны созидающее начало, устремленность, воля и вера; только «кихотизированная» личность, ведущая трагич. борьбу во имя идеала без надежды на победу, может обрести истинное бытие в противовес неистинному существованию стандартизированного «изолированного» человека бурж. мира. Поэтому так важна миссия художника-творца, несущего людям спасение и актом воли и веры утверждающего свое бессмертие. Важную роль в произв. У. играет любовь, к-рая есть попытка преодоления одиночества и реализации истинного бытия: сб. рассказов «Зеркало смерти» («El espejo de la muerte», 1913), «Тетя Тула» («La tía Tula», 1921) и др.
Исходя из несостоятельности разума и философии, У. особое значение придает худож. творчеству как способу интуитивного познания. Сам У. считал себя больше поэтом, чем философом, и представлял философию как «поэзию абстрактного». Для его книг характерно единство познавательного и поэтич. начал. Его худож. произв. представляют собой попытку ответить на мучившие его, как философа, вопросы. Отсюда прозрачный символизм и представление о героях как о марионетках. Несмотря на то, что сущность худож. произв. У. обнажена и прямолинейна, для его героев характерна социальная и психологич. достоверность. У. рассматривает свои труды как средство самовыражения, бесконечную исповедь, раскрытие «вечного я». Поэтому автор выступает непременным персонажем многих своих книг.
Из стремления к самовыражению вытекает осн. особенность творч. манеры У. — монодиалог. Отсюда тяготение У. к театру: драмы «Сфинкс» («Esfinge», 1909), «Федра» (1921), «Соледад» (1921), «Медея» (1933). С понятием об истинном бытии связано представление о мире как театре, где каждый играет свою роль и представляет самого себя: «Брат Хуан, или Мир — это театр» («El hermano Juan o el Mundo es teatro», 1934). При этом роль становится маской сути подлинного образа. Но последний познать не дано, поэтому каждый должен создавать свою роль, увековечивать себя в истории делами и трудами. Это и есть борьба за человеч. личность и истинное бытие. У. создал своеобразный жанр — «ниволу», наиболее соответствующий выражению его философских исканий. Особенности ее — обнаженность конструкции, антиномичность образов, преим. диалогич. форма, отказ от подробных описаний и авторских характеристик: «Назидательные новеллы» («Tres novelas ejemplares у un prólogo», 1920).
Стихотв. произв. У., насыщенные философ. медитациями, зачастую соединенные с прозой, оснащенные комментариями, обладают пластичностью и ясностью: «Поэзия» («Poesías», 1907), «Букет лирических сонетов» («El rosario de sonetos líricos», 1911), «Христос Веласкеса» («El Cristo de Velázquez», 1920), поэтич. дневник «Кансионеро» («Cancionero», изд. посм.). В них звучат гуманистич. и патриотич. мотивы; излюбленные темы — любовь и смерть, одиночество, богоискательство. Во мн. стихах У. обличал бурж. общество. Он выступал против формализма, подчеркивая, что в основе поэтич.
- 810 -
чувства должна быть мысль. Язык У. характеризуют повышенная эмоциональность, сжатость, игра слов, сложный синтаксис; необычность лексики.
У. оказал огромное влияние на развитие исп. обществ. мысли, философии, лит-ры, филологии, на пробуждение у нескольких поколений деятелей исп. культуры духа неуспокоенности, поисков, бунтарства.
Соч.: Das tragische Levensgefühl, Münch., 1925; De esto y de aquello. Escritos no recogidos en libro, v. 1—4, B. Aires, 1950—54, Obras completas, v. 1—10, Madrid, 1959—61; Cartas inéditas de Miguel de Unamuno, Santiago de Chile, 1965; в рус. пер. — Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М., 1929; Назидательные новеллы, Вступ. ст. В. С. Столбова, М. — Л., 1962.
Лит.: Кржевский Б., Испания и война (письмо из Испании), «Сев. записки», 1916, № 3; Тертерян И., Мигель де Унамуно и модернизм, «Ин. лит-ра», 1965, № 4, Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Ehrenbourg I, G., Duhamel, Gide, Malraux, Mauriac, Morand, Romains, Unamuno, Malraux vus par un écrivain d’URSS, P., 1934; Basave A., Miguel de Unamuno y José Ortega y Gassét Un bosquejo valorativo, Мех., 1950; García Blanco M., Don Miguel de Unamuno y la lengua española, Salamanca, 1952, его же, En torno a Unamuno, Madrid, 1965; Granjel L. S., Retrato de Unamuno, Madrid — Bogotá, 1957 (имеется библ.); Zubizarreta A. F., Unamuno en su «nivola», Madrid, 1960, Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960, Schürr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefühls, Bern — Münch., 1962; Collado J.-A., Kierkegaard y Unamuno. La existencia religiosa, Madrid, 1962 (имеется библ.); Salcedo Е., Vida de Don Miguel Unamuno en su tiempo, en su España, en su Salamanca, Salamanca — Madrid — Barcelona, 1964 (имеется библ.); Gullón R., Autobiografías de Unamuno, Madrid, 1964; Valdés M. J., Death in the literature of Unamuno, Urbana (USA) — L., 1966; Fernández Pelayo H., El problema de la personalidad en Unamuno y en San Manuel Bueno, Madrid, 1966; Lacy A., Miguel de Unamuno The rhetoric of existence, The Hague — P., 1967 (имеется библ.); Cuadernos de la cátedra Miguel de Unamuno, v. 1—3, 6—8, Salamanca, 1948—68 (имеется библ.); Regalado García A., El siervo y le señor. La dialéctica agónica de Miguel de Unamuno, Madrid, 1968 (имеется библ.); Sánchez-Barbudo A., Estudios sobre Galdós Unamuno y Machado, 2 ed., Madrid, 1968; Turiel P., Unamuno. El pensador, el creyente, el hombre, Madrid, 1970 (имеется библ.).
В. К. Ясный.