Ермаков Ф. Я. Удмуртская литература // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 726—728.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-7261.htm

- 726 -

УДМУ́РТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра удмурт. народа. Зародилась в 19 в. после возникновения собств. письменности на основе слав. графики. До 1917 было опубл. ок. 170 удмурт. книг, из них более половины — религ. характера. В 1904—09 в Казани выходил «Календарь на удмуртском языке», где напечатана оригинальная поэма М. Можгина (1890—1929) «Беглый» (1909), написанная по мотивам удмурт. фольклора. На рус. яз. Кедра Митрей (Д. И. Корепанов, 1892—1949) создал трагедию «Эштерек» (1915) на основе нар. легенд и преданий. В рукописных журналах, издаваемых в учит. семинариях, появлялись рассказы Кедра Митрея и стихи Кузебая Герда (К. П. Чайников, 1898—1941).

Октябрьская революция открыла широкие возможности для развития культуры и лит-ры удмурт. народа. В сов. У. л. в первое время преобладала поэзия. В газетах печатались стихи, прославляющие революцию, разоблачающие кулаков, духовенство, знахарство, призывающие к просвещению. Романтизация действительности, свойственная этим стихам, постепенно сменялась реалистич. изображением жизни: стихи М. Прокопьева (1884—1919), Д. Майорова (1889—1923), И. Дядюкова (1896—1955). Поэтесса Ашальчи Оки (Л. Г. Векшина, р. 1898) обратилась к теме, освобождения удмурт. женщины.

В 20-е гг. плодотворно работал К. Герд, в нек-рых произв., однако, допускавший националистич. ошибки. Ему принадлежат стихи и поэмы о тяжкой жизни народа при самодержавии, произв., прославлявшие революцию и «свободный труд столикий»; мн. стихи Герда стали популярными песнями удмуртов. В поэмах «Завод» (1922), «Ленин» (1925), «Десять лет» (1931) он умело сочетал романтич. пафос с реалистич. картинами жизни. Вместе с поэзией росла драматургия. Первые оригинальные пьесы были преим. одноактными: «На светлый путь» (1919), «Свидетели» (1919) и «Ворожея» (1920) Герда, «Сон дезертира» (1920) П. Батуева-Марксистского (1891—1966), «Удмуртская свадьба» (1920) и «Анисья» (1921) Д. Майорова. Во 2-й пол. 20-х гг. удмурт. драматургия укрепляется на позициях реализма: драма «Бунтующие» (1926) П. Соколова — о бурных революц. событиях 1906 в удмурт. деревне, первая муз. драма «Насьток» (1928) М. Тимашева (1905—38). Нек-рые пьесы, напр. «Удмуртская свадьба» (1928) А. Сугатова (р. 1897), осн. на этнографич. материале.

Проза в эти годы неск. отставала от поэзии и драматургии. Раньше других возник жанр рассказа: «Мотя» (1920) К. Герда, «Федор Павлович» (1925) И. Дядюкова и др. Нек-рые бытовые рассказы, в частности А. Клабукова (р. 1904), изобиловали натуралистич. подробностями. Во 2-й пол. 20-х гг. появляются произв. крупных форм: первая повесть на удмурт. яз. — «Старая деревня» (1926) Кедра Митрея; повесть «Черный вихрь» (1927) Д. Пиня (Д. Баженов, 1904—38) — обе о Гражд. войне. В 1929 вышел первый удмурт. роман — «Тяжкое иго» Кедра Митрея, где воссозданы картины неприкрытой эксплуатации трудового крестьянства.

Новым этапом в развитии сов. У. л. стали 30-е гг., когда на первый план уверенно вышла проза. В рассказах преобладающее место заняла тема коллективизации.

- 727 -

Впервые появляются произв. о рабочем классе: рассказы «Гонди — мастер» (1933) М. Бехтерева (1908—43) и «В завод» (1933) С. Загребина (1907—52). Развивается и очерк, лучшие образцы к-рого принадлежат Т. Архипову (р. 1908), А. Миронову (1905—31), Г. Медведеву (1904—39). Этот этап характеризуется расцветом крупных жанров прозы. Первыми попытками более широкого осмысления жизни деревни и города явились повести А. Миронова «Восемнадцать» (1931) и «Закаляются» (1931). Ф. Кедров (1909—44) в повести «Катя» (1940) создал выразит. бытовые картины жизни удмурт. деревни накануне революции. Проза становится более психологичной: трилогия Медведева «Лозинское поле» (ч. 1 — «В новое русло», 1932; ч. 2 — «На склоне Кыйкара», 1934; ч. 3 — «Большой день», 1936, опубл. 1959). Писатели используют новые для У. л. приемы психологич. анализа, внутр. монолог, несобственно-прямую речь и др. М. Коновалов (1905—39) создал первый удм. производств. роман «Лицо со шрамом» (1933). Ему же принадлежит исторический роман «Гаян» (1936). П. Блинов (1913—42) обогатил У. л. романом воспитания «Жить хочется» (1940).

В поэзии 30-х гг. преобладали стихи о социалистич. преобразовании деревни, о жестокой классовой борьбе. На эти темы писали М. Петров, И. Гаврилов, Ф. Кедров, П. Чайников (1916—54) и др. Противопоставление совр. жизни удмуртов их тяжелому дореволюц. прошлому легло в основу поэм М. Петрова «Былое» (1935) и «Слово к родному народу» (1938); «Осотовцы» (1936) А. Лужанина (1912—66), «Минувшие годы» (1934) И. Гаврилова (р. 1912) и др.

В развитии драматургии большую роль сыграла организация в 1931 удмурт. нац. театра. Репертуар его создавался в основном силами М. Петрова, написавшего пьесы «Батрак» (1931), «Сквозь огонь» (1933), «Иго содрогается» (1936), «Италмас» (1938), и И. Гаврилова, автора пьес «Шумит река Вала» (1931), «Коллективное поле» (1934), «Герои» (1936), «Груня Тарасова» (1938) и др. В это время в драматургии преобладали конфликты классового характера; внутр. миру героев уделялось пока мало внимания. Дет. лит-ра в довоен. время была представлена стихами о трудовом воспитании Ф. Александрова (1907—41) и поэмой «Макси» (1936) А. Клабукова.

В период культа личности, в 30-е гг., мн. удм. писатели были незаконно репрессированы (К. Герд, Кедра Митрей, Г. Медведев, М. Коновалов, М. Тимашев и др.).

В годы Великой Отечеств. войны удмурт. писатели, преим. в рамках малых жанров, воспевали героич. дела на фронте и трудовые успехи народа в тылу: стихи М. Петрова, Ф. Кедрова, С. Широбокова (р. 1912), Т. Шмакова (1910—61), А. Бутолина (р. 1908) и др., очерки и рассказы М. Петрова, М. Лямина (р. 1906), Т. Архипова. В боях за Родину погибли П. Блинов, Ф. Кедров.

В послевоенное десятилетие вновь первое место в У. л. заняла поэзия. М. Петров в стихах и поэмах «Италмас» (1946), «Наташа» (1946), «Песня не умрет» (1950) умело сочетал традиции нац. фольклора и рус. классич. поэзии. Поэмы и стихи писал С. Широбоков; А. Лужанин обратился к жанру басни. В поэзию влились новые силы: Н. Байтеряков (р. 1923), М. Покчи-Петров (1930—59), И. Зорин (р. 1920), Г. Сабитов (р. 1915). В 1954 появился историч. роман М. Петрова «Старый Мултан», переведенный на ряд языков; его же повесть «Перед рассветом» (1952) получила признание и за рубежом. В 1950 М. Лямин опубл. 1 ч. повести «Во имя счастья». В послевоен. драматургии видное место заняли пьесы В. Садовникова (р. 1915), особенно его комедия «Свадьба» (1951), драма С. Широбокова «У волка своя тропа» (1956) и др.

Заметное оживление в У. л. наступило после XX съезда партии. Ведущее место вновь заняла проза, расширилась

- 728 -

ее тематика, возросло мастерство, углубились методы психологич. анализа. Характерным стало стремление писателей к монументальности изображения, к большим формам, к тематич. разнообразию, что говорит о приобщении сов. У. л. к лит-ре социалистич. реализма. Появилась дилогия «У реки Лудзинки» (ч. 1—2, 1949—58) Т. Архипова — о крутом подъеме с. х-ва республики. Г. Красильников (р. 1928) после повести «Старый дом» (1956) и романа «Олексан Кабышев» (1962) пишет 3-ю книгу о своём герое; в 1960 опубл. его лирич. повесть «Остаюсь с тобой». Нек-рые писатели обращаются к теме становления культуры удмуртов: трилогия И. Гаврилова «В родных краях» (кн. 1—3, 1958—63), повести А. Колесниковой (1916—67) «Я счастлива» (1963) и С. Широбокова «Песня находит дорогу» (1962). Романы Т. Архипова «Стремнина» (1968) и Г. Красильникова «Начало года» (1965) поднимают вопрос о месте человека в жизни совр. общества. С. Самсонов (р. 1931) в повестях «Люблю тебя» (1965) и «Ночной звонок» (1969) выступает против карьеризма, индивидуализма, бюрократов. М. Лямин в повести «Четыре года в шинелях» (1965) возвращается к событиям Отечеств. войны.

В сов. удмурт. поэзии на совр. этапе громко звучат голоса А. Белоногова (р. 1932), Ф. Васильева (р. 1934), Д. Яшина (р. 1929), П. Поздеева (р. 1931), А. Уварова (р. 1936), К. Ломагина (р. 1933), Г. Ходырева (р. 1932) и др. Совр. драматургия в основном верна двум темам: годам Гражд. войны посв. пьесы «Солнце взошло» (1957) И. Гаврилова, «Прапорщик Орлов» (1961) и «Дорогой подарок» (1968) Л. Перевощикова (1913); о колх. жизни пишут И. Гаврилов, С. Широбоков, Е. Загребин (р. 1937). А. Бутолин в драме «От света не скроешься» (1963) разоблачает последствия культа личности.

Произв. удмурт. писателей переведены на 15 языков народов СССР, на венг. и чеш. языки.

Лит.: Удмурт. литература, Ижевск, 1966; Писатели Удмуртии. Биобиблиографич. справочник, Ижевск, 1963; Худож. лит-ра Удм. АССР (1957—1965). Библиографич. указатель, Ижевск, 1967 (сост. Агафонова Г. Г., Самсонова М. М., Кокорина М. П.).

Ф. К. Ермаков.