Балашов В. П. Тэн // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 706—708.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-7062.htm

- 706 -

ТЭН (Taine), Ипполит Адольф (21.IV.1828, Вузье, Арденны, — 5.III.1893, Париж) — франц. философ, эстетик, писатель. В 1848—51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). В 1853 защитил дисс. «Опыт изучения басен Лафонтена» («Essai sur les fables de La Fontaine»); его историч. «Эссе о Тите Ливии» («Essai sur Tite-Live», 1856) отмечено академической премией. С 1864 — профессор эстетики в Школе изящных иск-в, в 1878 избран во Франц. академию.

Незаурядная эрудиция, утонченный вкус, сильная логика позволили Т. существенно содействовать модернизации бурж. философ., эстетич., социологич. и литературоведч. мысли. Эклектизму Б. Кузена, подчинявшего философию религии, Т. противопоставил позитивистское кредо в кн. «Французские философы XIX века» («Les philosophes français du XIX s.», 1857). T.-художнику и критику чужды и романтич. отчаяние и погруженность в религ. метафизику. В очерковой кн. «Пиренейское путешествие» («Voyage aux Pyrénées», 1855) он словно приглашает к гедонистич. созерцанию и наслаждению живописными картинами природы и памятниками созидат. гения человека («Путешествие по Италии» — «Voyage en Italie», v. 1—2, 1866; рус. пер. 1913—16).

Портрет работы Ж. Беро.

Портрет работы Ж. Беро.

Присущие Т. пафос научного исследования («Критические опыты» — «Essais de critique et d’histoire», 1858; рус. пер. 1869) и стремление соотнести лит-ру с действительностью

- 707 -

(«цель искусства — есть обнаружение сущности вещей», — «Лекции о искусстве», пер. В. Чуйко, СПБ, 1866, с. 26), его анализ реалистич. творчества О. Бальзака (1858) и Стендаля (1864), интерес к познават. возможностям человека («Об уме и познании» — «De l’intelligence», v. 1—2, 1870, рус. пер. Н. Н. Страхова, 1872), яркие, образные, подчас афористичные характеристики художников античности и Возрождения, воспринятых как великие эпохи («Философия искусства» — «Philosophie de l’art», 1865—69; рус. пер. 1899), увлекали, особенно в атмосфере бонапартистского безвременья, молодое поколение литераторов (Э. Золя, А. Франс).

Т. явился родоначальником эстетич. теории натурализма как литературно-худож. направления и основателем культурно-исторической школы, получившей мировое распространение. Ядро тэновской методологии — известная триада: «раса», «среда» и «момент» (впервые определена во «Введении» к «Истории английской литературы», т. 1, 1863, с. XXII). Их взаимодействие обусловливает закономерность возникновения и становления стилей, жанров, школ, первенства определ. вида иск-ва, а также ряда черт индивид. творчества. Многозначные понятия тэновских «первичных сил» включают продуктивные идеи: так, под «расой» нередко разумеется нац. характер; «среда» вбирает в себя «состояние умов и нравов», политич. «обстоятельства» эпохи, психологич. характеры и «социальные условия» общества; «момент» — «идеальную модель человека» определ. эпохи и культурные традиции. Но в слагаемых «расы» примат остается за врожденными, «естественными» качествами, в истолковании «среды» главенствуют географич. и климатич. условия; «момент» же — бытие «расы» и «среды» в историч. процессе — истолковывается преим. как проблема субъективная, чисто психологическая, вне объективных социальных коллизий и диалектики обществ. развития. Методология Т. исходит из позитивист. эволюционизма О. Конта и близка «органической теории общества» Г. Спенсера. В духе позитивист. «объективности» и феноменализма Т. считал задачей критики «нейтральный» анализ, вне нравств. позиции и идеологич. оценки: «Моя обязанность лишь изложить факты и показать вам происхождение этих фактов» («Философия искусства»).

Воздействие Т., особенно его «философии искусства» и историко-генетич. метода, испытали Г. Брандес, В. Шерер, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон, а также рус. представители культурно-историч. школы. В России социология иск-ва Т. была критически освоена марксистами Г. В. Плехановым и А. В. Луначарским, различавшими в его воззрениях материалистич. суждения (изменение психики людей вслед за изменением их положения) и историч. идеализм (положение людей определяется их психикой).

Творчество Т. — эссеиста, прозаика, историка, социолога — многогранно по проблемам, жанрам, идейным мотивам; так он остроумно иронизировал над бурж. ажиотажем честолюбий и мещанской бездуховностью в сатирич. повести «Парижские нравы. Жизнь и размышления Фредерика Томаса Грэндоржа» («Notes sur Paris. Vie et opinions de M. Frédérike-Thomas Graindorge», 1867; рус. пер. 1880;, высокомерно судил о массе, рабочих, мятежниках в «Очерках современной Англии» (1871; рус. пер. 1872), утверждал превосходство над толпой «духовной элиты» («Путевой дневник» — «Carnets de voyage», 1897), примиряясь с бурж. строем жизни (незаконч. роман «Этьен Мэйран» — «Etienne Mayran», 1910; рус. пер. 1911). Творчество Т. несет печать осознания исчерпанности бурж. революционности и неприятия революционности пролетарской, что особенно сказалось в работах, созданных после Парижской Коммуны («Происхождение современной Франции» — «Origines de la

- 708 -

France contemporaine», v. 1—5, 1875—95). В 1878 Э. Золя заметил в «Парижских письмах», что из-под «научной методы» Т. «просвечивает страсть консерватора» («Вестник Европы», № 5).

Сов. лит-ведение ценит в наследии Т. социологич. подход к иск-ву, постановку проблемы метода в литературоведении и стремление выработать науч. историю и теорию лит-ры.

Соч.: La Fontaine et ses fables, P., 1861; Nouveaux essais de critique et d’histoire, 9 éd., P., 1914; Sa vie et sa correspondance, v. 1—2, 4 éd., P., 1908—14; Histoire de la littérature anglaise, 12 éd., t. 1—5, P., 1905—06; в рус. пер. — Развитие политич. и гражд. свободы в Англии в связи с развитием лит-ры, СПБ, 1871; Бальзак, СПБ, 1894; Философия иск-ва, пер. Н. Соболевского, М., 1933; История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 3, М., 1967.

Лит.: Плеханов Г. В., Лит-ра и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 8, М., 1967; Барбюс А., Тэн и лит-ра 19 в., «Интернац. лит-ра», 1940, № 9, 10; Страхов H. H., Заметки об Тэне, «Рус. вестник», 1893, апрель; Моравский С., Концепция иск-ва Тэна и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Giraud V., Essai sur Taine..., 5 éd., P., 1912; Barrès M., Taine et Renan, pages perdues, P., 1922; Roşca D., L’influence de Hegel sur Taine, P., 1928; Chevrillon A., Portrait de Taine P., 1958; Jeune S., Poésie et système, P., 1968.

В. П. Балашов.