- 669 -
ТУРЕ́ЦКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — лит-ра турецкого народа. Наиболее древними произведениями тур. фольклора являются те, в к-рых сохранились доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека — примитивная космогония с включением элементов шаманства. Сюда относятся эсатир — мифы, близкие к героич. эпосу. В них нашли отклики события, происшедшие среди огузских племен, — знаменитый цикл огузского эпоса «Огуз-наме», самую раннюю запись к-рого в М. Азии относят к 11—12 вв. Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл произв., связанных с именем легендарного деде Коркуда, мудреца и сказителя (см. «Китаби деде Коркуд»).
К более позднему фольклору принадлежат кысса и менакыб (иначе вилайет-наме) — легендарные сказания, построенные на историч. основе. В них описаны действия мусульм. героев, принимавших участие в завоеваниях малоазийских, в первую очередь византийских, земель. Наиболее характерны — «Менакыб-ы Сейид Баттал-гази» и «Кысса-и Мелик Данышменд», записи к-рых относят к 13 в. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы, в основу к-рого легли историч. события 16—17 вв. Значит. место занимают романтич. рассказы хикяе, по типу сходные со ср.-век. европ. новеллой и произв. т. н. лубочной лит-ры (напр., «Рассказ о красавце халвовщике»). Особенно распространены сказки волшебные, бытовые, шуточные и т. п., большая часть к-рых имеет в начале традиционное текерлеме (каламбур), басни о животных, анекдоты (о Ходже Насреддине, о Бу Адаме и др.), пословицы, поговорки, загадки. Из поэтич. устных произв. на первое место выдвигаются песни, имеющие силлабич. и силлабо-тонич. метрику. Самой распространенной формой являются мани — четверостишия веселого, задорного содержания (различают мани лирич., солдатские, ночных сторожей и др.). В строке семь-восемь слогов. Схема рифм — ааба. Лирич. песни тюркю, имеющие полистрофич. композицию, близки по содержанию и к мани, и к песням кошма (см. Гошма). Широко бытует ташлама — песня хулы, нечто вроде нар. сатиры. Своеобразной формой являются четверостишия туюг, известные в фольклоре тюркояз. народов уже в ср. века.
Первые точно датированные произв. письменной лит-ры, созданной в М. Азии на тур. яз., относятся к сер. 13 в., хотя процесс заселения тюрками малоазиатских земель начался значительно раньше. При султанском дворе и дворах крупных феодалов обычно поощрялись наука и лит-ра. Однако в ту эпоху у мусульм.
- 670 -
народов вся письменность была на араб. и перс. языках. Поэзия и проза, созданные на этих языках, имели многовековую традицию. Тюрки, сравнительно недавно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. Поэтому в гос-ве Сельджукидов Рума (1077—1307) араб. яз. оставался языком религии и науки, а персидский был языком придворной лит-ры, представленной гл. обр. поэзией. Тур. яз., чтобы отвоевать себе место в лит-ре и науке, должен был выдержать длительную борьбу с этими языками.
Ранняя тюркоязычная, или т. н. староосманская литература (сер. 13 — сер. 15 вв., условно до 1453). Первые тюркоязычные письменные произв. в М. Азии носили исключительно суфийский характер (см. Суфийская литература). Стихи-песни суфийских проповедников на тур. яз. встречали отклик в сердцах людей, находившихся под игом монг. завоевателей. Так появились в М. Азии тур., или «сельджукские» стихи, и их появление вызвало борьбу двух систем стихосложения: тюркской нар. устной поэзии, имевшей силлабич. и силлабо-тонич. метрику, и арабо-перс. метрич. системы аруз, господствовавшей затем в тур. поэзии шесть веков.
Вместе с арузом тюрки заимствовали араб. и перс. поэтич. формы с характерными для них ритмами, рифмовкой и поэтич. приемами. Ведущими среди этих заимствованных форм стали месневи — большие поэмы с парной рифмовкой, касыды и газели, построенные на монориме. Аруз был чужд самой структуре тур. языка, прежде всего — его фонетике. Поэты вынуждены были вводить в стихи большое количество араб. и перс. слов.
Родоначальником суфийской поэзии в М. Азии явился персоязычный поэт Джалалиддин Руми (1207—72), к-рый создавал стихи также и на тур. языке. Руми был проповедником равенства людей, независимо от социального положения и нац. принадлежности. Традиции Руми продолжил и расширил его сын Мехмед Бахаэддин Султан Велед (1226—1312), к-рый посвятил свою жизнь популяризации, толкованию и комментированию философ. учения отца. Его стихи интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на тур. языке.
В нач. 14 в. империя Сельджукидов Рума распалась на десять эмиратов. Одним из них был Османский эмират, получивший название по имени Османа (правил в 1299—1324). К сер. 14 в. при султане Орхане I (1324—1359) Османский эмират занимал уже всю сев.-зап. часть М. Азии. В этот период появилось особенно много суфийских проповедников, призывавших население вступать в дервишские ордена. Нек-рые из них были поэтами; напр., странствующий дервиш Юнус Эмре (конец 13 в. — 1320/21) создал много стихов на тур. яз., в к-рых он призывал вступать в орден и излагал положения суфизма. Первое значит. произв., целиком созданное на тур. яз., появилось лишь в 1330. Это поэма-месневи «Книга скитальца» суфия Ашик-паши (1271—1332), крупного феодала, представлявшего новое направление в суфизме, к-рое, при поддержке ортодоксального духовенства, стремилось узаконить существующее разделение общества на бедных и богатых.
Ранняя тюркоязычная поэзия в М. Азии была еще по форме несовершенна, но ей суждено было получить широкое развитие в Османском гос-ве и вытеснить стихи арабские и персидские. Причина успеха тур. стихов заключалась в том, что авторы их обращались к народу на родном для него языке.
Процесс укрепления политич. позиций Османского феод. гос-ва в 14 в. сопровождался работой по переложению на тур. яз. сочинений мусульм. ученых и многих араб. и перс. лит. произв. Были переведены с араб. и перс. труды по алгебре, медицине, истории, теории музыки, поэтике. В тур. поэзии появилась новая тема: в длинных месневи в доступной форме описывались
- 671 -
подвиги мусульм. героев, жизнь и деятельность пророка Мухаммеда. Эти месневи сыграли большую роль в дальнейшем развитии тур. поэтич. языка. Наиболее известным было «Рождение пророка» Сулеймана Челеби (ум. 1422) — имама Великой мечети в Бурсе. Живо и доступно описаны рождение, жизнь и последний час Мухаммеда. В языке сочетаются тур. разговорные формы с араб. и перс. выражениями.
На рубеже 14—15 вв. в тур. поэзии появляются романтич. месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преим. на сюжеты из «Пятерицы» Низами Ганджеви. В течение веков мн. поэты создавали свои «Пятерицы». Так, Ахмет Гермияни (1329—1412) написал в подражание Низами поэму «Искендер-наме». Язык ее прост, в ней нашли нек-рое развитие стилистич. тенденции поэмы Сулеймана Челеби. Юсуф Синан Гермияни Шейхи (1371?—1431?) талантливо переработал поэму «Хосров и Ширин», насытив ее версификаторскими ухищрениями арабо-перс. поэтики. После Шейхи в тур. поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, хитроумных эпитетов и сравнений, арабо-перс. лексики. Простота и ясность стиля ранних тур. поэтов постепенно исчезали. После этих первых попыток в Т. л. было создано много стихов в подражание Низами, но, как правило, они были мало оригинальны.
Расцвет турецкой поэзии, или т. н. классический период (сер. 15 в. — 1600). После захвата турками Константинополя в 1453 тур. завоевания на Западе и Востоке усилились и не прекращались до конца 16 в., что привело к непомерному обогащению феод. верхов. Двор султана поражал роскошью, в мечетях и дворцах собраны были произв. иск-ва; султаны считали себя меценатами. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, к-рым не удавалось найти покровителя при дворе султана или феодала, с трудом добывали средства к существованию. Среди них оказался Хамди (Челеби, 1449—1503), автор первой «Пятерицы» на тур. яз. Нарушив традицию, он создал в подражание Низами лишь одну поэму («Лейли и Меджнун»); три поэмы — в подражание Фирдоуси, Сулейману Челеби и Языджиоглу, и одну полностью оригинальную поэму — «Дар влюбленных», посвятив ее пропаганде ислама; поэма, имеющая суфийскую окраску, описывает быт и нравы Османского гос-ва.
Позднейшие придворные поэты, создавая множество вариантов своих «Пятериц», старались не нарушать традицию подражания Низами. Нек-рые поэты, порывая с суфизмом, насыщали свои произв. эпикурейскими мотивами; в вычурном и высокопарном стиле воспевали радости жизни, любовь, вино, восторженно восхваляли знатных покровителей.
Достигла высокого уровня и лирич. поэзия: изысканные газели, остроумные рубаи. Поэты много внимания уделяли т. п. «технической поэзии», где преобладали хитроумные словесные головоломки; содержание в таких стихах отступало на второй план. Но среди поэтов-лириков были и подлинные таланты; продолжая оставаться придворными поэтами, они стремились отразить совр. жизнь. Таковы Ахмет-паша (ум. 1497), автор газелей и касыд, в к-рых описаны пышность и нравы султанского двора; лирики Неджати (ум. 1509) и Месихи (1470?—1512), в изящных газелях воспевшие природу, любовь и вино; поэтесса Михри Хатун (1456—1514), сумевшая добиться нек-рой свободы в условиях феод. Турции, где положение женщины было особенно тяжелым; в своей лирике она выразила искреннее чувство. Наконец, Махмуд Баки (1526—1600), поклонник и последователь поэзии Хафиза, достигший высокого мастерства версификации.
Упадок турецкой придворной поэзии, или послеклассический период (1600—1839). К нач. 17 в. империя Османов стояла на пороге распада. Не понимая
- 672 -
историч. закономерности происходящего, все неудачи стали объяснять неспособностью отд. представителей правящего класса. Поэты теперь обращались к ним с критикой и поучениями. Так появились новые лит. формы — сатирич. и дидактич. по содержанию. Поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках. Вейси (1561—1628) написал «Увещания к Стамбулу», где, указывая на падение нравов, призывал к благоразумию. Др. поэты высмеивали султанских придворных, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирич. произв. пользовались большим спросом и быстро расходились по городу. Самих поэтов-сатириков часто ждала крутая расправа власть имущих, ставших мишенью их насмешек. Так, с разрешения султана был задушен сатирик Омер Нефи (ок. 1572—1635), в своих стихах зло и остроумно высмеявший придворную знать.
Среди дидактич. произв. известностью пользовалось месневи Юсуфа Наби (1642—1712) «Хайрие», где описаны лицемерие духовенства, злоупотребления судей и пашей, царящие при дворе пьянство и разврат. Для новых читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650—1712); в «Книге о парикмахере» и «Рассказе о ходже Фесаде» он повествует об озорных проделках ремесленной молодежи; в поэме «Вознесение» впервые в мусульм. лит-ре рассказывает в юмористич. тонах о полете Мухаммеда в семь-небесных сфер. В его поэме «Эдхем и Хума» социальное неравенство становится непреодолимой преградой для счастья влюбленных. До Сабита в Т. л. подобных тем не было. Так пробивало себе дорогу новое направление в лит-ре; оно явилось антагонистом придворной поэзии, все еще перепевавшей на все лады старые традиц. темы. Самым ярким представителем придворной поэзии 17—18 вв. был Ахмет Недим (1681—1730), написавший сб. изысканных стихов, с традиц. описаниями весны, цветов, увеселительных прогулок. Но даже у Недима заметно влияние нового направления — он создал новую форму шаркы в подражание тур. нар. песням. Язык шаркы значительно проще замысловатой лексики газелей.
В 18 в., в период внутренних и внешних неурядиц и больших нар. волнений, снова оживают суфийские учения, целью к-рых было теперь отвлечь народ от борьбы за лучшую жизнь. Суфийская поэзия выдвинула своего крупного представителя — шейха Талиба (1757—1799), автора прославленной поэмы «Красота и любовь». В нач. 19 в. тур. поэзия ничем существенным не отличается от поэзии предшествующего столетия. Османская империя переживала глубокий экономич. и политич. кризис. Упадок наблюдался и в лит-ре. Поэзия находилась почти в том же состоянии, в каком она была в 17—18 вв. Лишь немногие поэты смогли внести в свое творчество отзвуки современности, приблизить поэтич. язык к языку разговорному. Поэт Васыф Эндерунлу (ум. 1824) сочинял, подражая Недиму, изящные шаркы, а также шуточные газели жизнеутверждающего характера, что было уже нек-рым новшеством. Он создал также два мухаммаса, в которых в иносказательной форме попытался показать, что будущее, как в жизни, так и в поэзии, принадлежит молодому поколению. Вопрос о необходимости упрощения языка поэзии поднимали в эти годы поэты Иззет Молла (1785—1829), Пертевпаша (ум. 1837) и Акиф-паша (1787—1845), но никто из них не сделал в этом направлении ничего заметного.
Худож. прозы в совр. понимании Т. л. феод. эпохи почти не знала. В прозе писали гл. обр. науч. трактаты по медицине, богословию, историографии и т. п. Среди немногих произв., к-рые можно отнести к худож. прозе, наибольший интерес представляет переложение с перс. яз. на тур. «Калилы и Димны» Али Челеби Васи (1541—1600), названное «Царственной книгой».
- 673 -
В 30—70-е гг. 19 в. в стране были проведены реформы, вошедшие в историю Турции под назв. Танзимат. В это время начала складываться Т. л. по образцу западноевроп. лит-р. В период Танзимата в борьбе со сторонниками феод. культуры и эпигонами классич. поэзии новые поколения публицистов и писателей пропагандировали идеи бурж. просвещения, выдвигали новые задачи лит-ры: обращение к реальной жизни, к новому человеку, к обществу. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматич.), появлялись первые образцы новой прозы — новелла, историч., социально-бытовой, приключенч. роман. Лит-ра этого времени осмеивала и осуждала деспотия, феодально-мусульм. традиции, систему рабства, насильственные браки и др. Крупнейшие представители лит-ры Танзимата — Ибрахим Шинаси (1826—71), «отец новой литературы», страстный публицист, переводчик; Намык Кемаль (1840—88), автор широко известных в Турции пьес («Родина, или Силистрия», 1873, и др.) и романов («Приключения Али бея», 1876; «Джезми», 1880); создатель первого тур. романа «Любовь Талаата и Фитнат» (1872) Шемсеттин Сами (1850—1904); Ахмед Мидхат (1844—1913), основоположник жанра новеллы, автор романов, повестей и рассказов в духе Дюма-отца («Турок в Париже», «Матрос Хасан», «Албанцы» и др.). Эти произв., а также романы Реджаизаде Экрема (1847—1913) «Увлечение фаэтонами» (1887), Самипашазаде Сезаи (1859—1936) «Приключение» (1887) и Набизаде Назыма (1862—93) «Зехра» (1893) были еще несовершенны; композиция их рыхла и мозаична, герои наделены резко положит. и резко отрицат. чертами, поступки не всегда мотивированы, описания природы растянуты. Все эти писатели стремились выразить передовые взгляды на переустройство общества, на судьбу страны и многие обществ. проблемы, выдвигавшиеся жизнью; знакомили тур. читателей с франц. лит-рой, упрощали и реформировали тур. лит. язык, приближая его к народному. Они писали о родине, нации, свободе и гражд. долге поэта; создавали памфлеты и эпиграммы на гос. деятелей. Впервые в истории Т. л. они начинали смелее выступать против султанского самодержавия.
Деятели лит-ры Танзимата увлекались Западом и прежде всего Францией, тем не менее они еще были тесно связаны с недавним прошлым и не могли произвести к.-л. радикальных изменений в поэтике с ее установившимися жанрами и строго регламентированными канонами. Лишь изредка они соединяли старые жанры с новым содержанием. Только во 2-й пол. 19 в. появились новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию перестройке. Первые шаги были сделаны Абдулхак Хамидом Тарханом (1852—1937), знатоком как классич. турецкой, так и франц. лит-ры, и Реджаизаде Экремом. Они ввели в тур. стих композиц. цельность, тематич. единство, впервые применили заглавие в стихотворении. Взамен традиционной «зрительной» рифмовки (рифма для глаз) использовали «слуховую» рифмовку (рифма для слуха).
Для периода Танзимата характерен интерес к фольклору. Мехмет Тевфик (1843—98), собиравший и издававший нар. анекдоты, в полуэтнографич. очерках «Год в Стамбуле» (5 тт., 1881—88) описывал нар. быт. Впервые в Турции появились труды по лит-ведению, критич. статьи об отд. авторах и произведениях. Происходило тесное сближение худож. лит-ры и публицистики. Почти все крупные писатели Танзимата были активными публицистами, издателями газет и журналов. В то же время лит. и языково-стилистич. преобразования танзиматцев не имели радикального значения. Их произв. были еще отягощены грузом прошлого — цветистостью, вычурностью, налетом дидактизма и патетики, изрядным количеством арабизмов и фарсизмов в словаре. Но начало перемен уже было положено. Лит-ра Танзимата
- 674 -
считается переломным моментом — переходом от старой «литературы дивана» к новой, совр. Т. л.
Конец 70-х и 80-е гг. 19 в. были в Турции временем реакции. Царствование кровавого султана Абдул-Хамида II (годы правления 1876—1909) известно в истории под назв. эпохи «зулюма», т. е. гнета. Использовав внутренние и междунар. осложнения, связанные с восстанием в Болгарии и поражением в русско-тур. войне 1877—78, султан разогнал парламент, приостановил действие конституции, ввел режим деспотии, отменил гражд. свободы, обещанные реформами Танзимата. Начались преследования прогрес. деятелей (Ахмед Мидхат был убит, Намык Кемаль умор в ссылке, Абдулхак Хамид находился в почетном изгнании). Была установлена жестокая цензура, к-рая исключала из газет и книг малейшие намеки на конституцию, парламент, свободу, революцию. Самые эти слова были изъяты из тур. словаря. Султан запретил постановку «Гамлета», чтобы народ не видел убийство короля. В печати допускалось лишь прославление султана и его политики. Все это породило у тур. писателей мистич. и декадентские настроения. Возникла лит-ра, выдвигавшая на первый план эротич. темы. Разочарование в жизни, неопределенные мечты о лучшем будущем, салонная замкнутость характерны даже для группы писателей, связанной с журн. «Сервети-фюнуя», к-рый сыграл большую роль в лит.-обществ. жизни страны. Вокруг журнала сложилась «новая литература», известная как «литература Сервети-фюнуя», лозунгом к-рой было «искусство для искусства».
Меланхолией, романтич. грустью отмечены ранние стихи главы группы «Сервети-фюнун» Тевфика Фикрета (1867—1915). Позднее в его поэзию входят и гражд. мотивы. В знаменитом стих. «Туман» он изобразил абдул-хамидовский режим. Поэт был смелым новатором, обогатившим тур. поэзию не только новой формой, но и новым содержанием. Фикрет резко отличается от др. поэтов группы «Сервети-фюнун» — Дженаба Шахабеддина (1870—1934), Джеляля Сахира (1883—1935), Фаика Али (1875—1950), Хюсейна Суата (1867—1942), создававших произв., далекие от жизни, проникнутые крайним пессимизмом, проповедью ухода в мир иск-ва и фантазии. Их прежде всего интересовала пейзажная и любовная лирика, к-рая, правда, приобрела уже нек-рые новые черты. На этих поэтов оказали влияние Ш. Бодлер, а также П. Верлен и др. символисты. Тур. поэты идеализировали Запад, противопоставляя ему коснеющую в своей отсталости исламскую Турцию. «Западничество» тур. писателей питалось европ. философско-обществ. мыслью. Особенным успехом пользовались теории позитивизма, утонич. социализма, они нашли отражение в ряде романтич. произв.
В романах и рассказах, приближающихся к произв. европ. типа, ведущие прозаики этого периода — Халид Зия Ушаклыгиль (1866—1945), Мехмет Рауф (1874—1932), Хюсейн Джахид Ялчин (1874—1957), Ахмет Хикмет (1870—1927) — разрабатывали прежние темы (положение женщины, осуждение старого быта), а также внесли новые темы, критикуя определенные социальные явления (развращенность нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжелая судьба «маленького человека»). За Халидом Зией упрочилась слава основателя тур. реалистич. романа, писателя, положившего начало совр. тур. психологич. новелле. Особняком в Т. л. того периода стоит прозаик Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864—1944), не входивший в группу «Сервети-фюнун». Его романы «Шик» (1888), «Гувернантка» (1898) и др. написаны простым языком, его тематика — осмеяние галломании светского общества, консерватизма средних кругов.
В этот период наблюдается усиление влияния зап.-европ. лит-ры, гл. обр. франц. писателей-натуралистов
- 675 -
и поэтов-парнасцев и декадентов. Наибольший успех имели Г. Флобер, бр. Гонкуры, Г. Мопассан, Э. Золя. Тур. писатели знакомились также с произв. Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Альфьери. В 1891—93 появились переводы прозы А. С. Пушкина, «Демона» М. Ю. Лермонтова, нек-рых рассказов Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В результате нового наступления реакции в нач. 1900-х гг. Т. л. вступает в полосу застоя. В 1901 журн. «Сервети-фюнун» был закрыт.
В конце 19 в. в Турции возникло бурж.-революц. т. н. младотурецкое движение, ставившее своей целью восстановление конституции, отмену феод. налоговой и откупной систем, удовлетворение нац. требований нетур. народов, обеспечение «свободы, равенства, братства и правосудия». Но, добившись низложения султана Абдул-Хамида, заняв руководящие посты в пр-ве, младотурки направили свои усилия на подавление активности нар. масс, к-рые сочувствовали им в начале движения. Младотурки возродили панисламизм, а чуть позже поставили себе на службу и пантюркизм. Лит-ра этого периода весьма пестра, разнородна. После младотур. революции 1908 на лит. арене выступает новая группа писателей «Грядущая заря», продолжавшая традиции группы «Сервети-фюнун». Ее попытки возродить Т. л. но образцу зап.-европ. лит-ры не дали ощутимых результатов. Через год кружок распался. К 1909—10 оформились отд. лит. направления, определявшиеся в первую очередь отношением писателей к нац. вопросу. Шла борьба между новым направлением, ведущим начало от Шинаси, Намыка Кемаля и означавшим приближение лит-ры к реальной жизни, пересмотр устаревших канонов, заметное тяготение к зап. лит-ре, и старым, еще очень сильным, всеми силами пытавшимся оградить Т. л. от новых веяний. Старая лит-ра официально поддерживалась правительством, имела многочисл. сторонников, господствовала в уч. заведениях. Молодежь примыкала к новой лит-ре, ее поддерживала прогрес. интеллигенция, сторонники европ. культуры.
Громадное значение имела борьба за лит. язык. Сторонники нового направления выступили за упрощение тур. языка, за его очищение от иностр. слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар спора появились «Турецкие стихи» поэта Мехмета Эмина Юрдакула (1869—1944), написанные силлабич. размером, т. н. «пармак хисабы» («счет по пальцам»). Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии. Произошли большие изменения и в тематике лит-ры. Т. л. обратилась к изображению крестьянина в его повседневном труде; воспевала прошлое Турции, когда она была победительницей и покровительницей мн. стран. Творчество Мехмета Эмина, знаменующее собой начало нового лит. течения, как бы узаконило все эти лит. новшества. Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и мифич. родина всех тюрок — Туран) отрицательно сказались и на худож. форме произв. его последователей — поэтов-пантюркистов. Бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос приближали поэзию пантюркистов к рифмованной публицистике. Идеолог пантюркизма поэт и публицист Зия Гёкальп (1875—1924) даже оправдывал худож. слабость «патриотических» (т. е. пантюркистских) стихов таким изречением: «Когда говорит рассудок, умолкает поэзия».
В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли усовершенствования поэты-«хеджисты» — Орхан Сейфи Орхон (р. 1890), Юсуф Зия Ортач (1895—1967), Фарук Нафиз Чамлыбель (р. 1898), Халид Фахри Озансой (1891—1971) и Энис Бехич Корюрек (1891—1949), деятельность к-рых открыла богатые возможности слогового стихосложения. Заслуга «хеджистов» в утверждении нового направления в поэзии была тем значительнее, что в
- 676 -
противоположном лагере находились крупные мастера стиха Яхья Кемаль Беятлы (1884—1959) и Ахмет Хашим (1884—1933), произведшие ряд реформ в системе «аруз» и приспособившие его к требованиям тур. языка. Оставаясь приверженцем «чистого искусства», Яхья Кемаль в то же время прославлял эпоху янычар, кровавую романтику дервишеских изуверств, старую боевую «славу» тур. султанов. В эпич. произв. он воспевал расцвет Османской империи. Ахмет Хашим, поэт-символист, ратовал за «красивую ложь», считал, что настоящая поэзия не может быть понятной читателю.
В прозе этих лет также наблюдаются два направления: с одной стороны, писатели-реалисты, впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, с другой — писатели, отдавшие дань шовинистич. угару. В талантливых «Рассказах о стране» Рефика Халида Карая (1888—1965) изображаются произвол местных властей и нравы чиновничества Средней Анатолии. Ака Гюндюз (1885—1958) описывает тур. деревню в период войн. Писатель Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864—1944) создает сатиру на галломанию. Совершенствуя тур. язык, в эти годы выступает с сатирич. новеллами Омер Сейфеддин (1884—1920), зло осмеивавший младотурок, представителей духовенства и нравы компрадорских кругов. Но тот же писатель в нек-рых своих рассказах делал выпады против балканских народов, боровшихся за освобождение от ига осман. Турции. Писательница Халиде Эдип Адывар (1883—1964) в романе «Новый Туран» (1912) проповедовала пантюркист. идеи. Под влиянием националистич. идей временно оказались и писатель Якуб Кадри Караосманоглу (р. 1885), восхвалявший младотур. правителей, и Зия Гёкальп (роман «Последний вечер»). Резко выделяется в лит-ре этого времени Тевфик Фикрет, в своих прекрасных поэмах и стихах гневно осуждавший реакц. политику младотур. пр-ва, выступавший против кровопролитных войн и лицемерного духовенства, освящавшего эти войны. Фикрет явился провозвестником демократич. направления в Т. л.
Литература времен национально-освободительной войны 1918—22. Из 1-й мировой войны, куда Турция была втянута объединенными усилиями младотурок и германских империалистов, страна вышла побежденной и до конца разоренной. Территория ее была оккупирована иностранными войсками. Стоял вопрос о самом существовании тур. государства. Лит. жизнь почти замерла. В журналах, выходивших под двойной цензурой — оккупационных властей и султанской, печатались салонные произв., процветали утонченная чувствительность и сентиментализм, развивалась экзотич. лит-ра. Стамбульские газеты печатали гл. обр. разоблачения гаремной жизни султанов и тайн сераля. Распространялась низкопробная детективная лит-ра. Трагедия страны вызывала у писателей настроение пессимизма, отчаяния, ухода от жизни. Молодежь, лишенная возможности выразить протест против оккупантов, утешала себя воспоминаниями о былом величии Османской империи, углублялась в историю, проявляла повышенный интерес к классич. лит-ре. Появлялись лит. объединения, члены к-рых обязывались писать силлабич. размером и не вмешиваться в политику. Сюда входили писатели разных взглядов и убеждений (Орхан Сейфи Орхон, Фарук Нафиз Чамлыбель, Юсуф Зия Ортач, Омер Сейфеддин, Халиде Эдип Адывар, Решад Нури Гюнтекин и др.). Среди них находился также молодой Назым Хикмет Ран (1902—63), уже в то время отличавшийся незаурядным талантом и мастерством стихотв. техники.
Едва началось нац.-освободит. движение в Анатолии, происходит резкое оживление лит. жизни. Этому способствовала Октябрьская революция в России. В газетах
- 677 -
появились замаскированные стихи патриотич. характера, призывающие народ к сопротивлению (аллегорич. стихи Назыма Хикмета «Пленник сорока разбойников» и «Две сестры»; стих. Фарука Нафиза Чамлыбея «Поэту-эстету»). Борьба за Анатолию, выросшая вскоре в борьбу за самостоятельную Турцию вообще, привлекла к себе все живые силы иск-ва и лит-ры. Ряд писателей — Ахмет Хикмет, 1870—1927, Халиде Эдип Адывар, Ваула Нуреддин (1901—67), Назым Хикмет — принимали участие в нац.-освободит. войне, клеймили чужеземцев, призывали народ к защите родины. Но тема нац.-освободит. войны получила широкий отклик в лит-ре уже после установления республики (1923). Большинство произв. на эту тему страдало односторонним изображением освободит. движения. Главная роль отводилась героям-одиночкам (офицерам, интеллигенции), народ же был показан как безликая, пассивная масса. Роман Халиде Эдип Адывар «Огненная рубашка» (1922) изобилует шаблонными патетич. призывами к нац. самопознанию, образами стандартных сестер милосердия, рекламных нац. мучеников, пацифистской проповедью общечеловеч. братства и любви. Ряд писателей выступал в эти годы с произв. о Стамбуле времен войны и оккупации, причем город изображался как символ измены и разврата. Таким он дан в романе Якуба Кадри Караосманоглу «Особняк сдается» (1922), содержащем резкое обличение нравов стамбульского «света», продавшегося оккупантам. Богатство, нажитое на военных поставках, на крови погибших солдат, и нищета голодающих трудовых масс — таковы два мира Стамбула, обрисованные мрачными красками в романе Хюсейна Рахми Гюрпынара «Под сенью закона» (1919). Разорение народа спекулянтами воен. времени показано в романе Решада Нури Гюнтекина «Таинственная рука» (1921).
Литература Кемалистской республики. Национально-освободительная война турецкого народа (1918—1922) завершилась изгнанием иностр. оккупантов, ликвидацией Османской империи, образованием Турецкой республики (1923). Страна вступила в период буржуазно-демократич. преобразований. Проведение ряда политич. и экономич. реформ вызвало большое оживление в обществ. и культурной жизни. Значит. подъем наблюдался в лит-ре, испытавшей освежающее влияние обществ. сдвигов. Тема нац.-освободит. войны продолжала оставаться главной в первые годы образования республики. Она отражена с разной степенью достоверности в романах «Убейте блудницу» (1926) Халиде Эдип Адывар, «Зеленая ночь» (1928) Решада Нури Гюнтекина, «Звезда Дикмена» (1928) Ака Гюндюза, «Независимость» (1928) Мехмета Рауфа и др. Но если при разработке этой темы между писателями не было принципиальных расхождений, то они отчетливо проявились в постановке и худож. разрешении проблем дальнейшего развития страны, в трактовке и оценке кемалистской революции. Группа писателей, именуемых «кемалистскими» (Якуб Кадри Караосманоглу, Халиде Эдип Адывар, Мехмет Рауф и др.), проповедовала идею «особого пути развития» Турции, где нац. единение людей якобы стирает классовые различия. Кемалистская революция представлялась этим писателям завершенной, поскольку она уничтожила полуколониальную зависимость, установила господство тур. буржуазии и части помещиков. Они обходили вопрос о положении народа, о социальной несправедливости, утверждали, что в стране царит благоденствие; следует только поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне (этой мыслью пронизан роман Халиде Эдип Адывар «Татарочка», 1939). В произв. «кемалистских» писателей строителями новой Турции выведены офицеры и интеллигенты, путь к-рых усыпан розами. Эти писатели были убеждены, что создание кооперативов для
- 678 -
крестьян, перевоспитание богачей, пока еще неохотно вкладывающих свои капиталы в гос. промышленность и торговлю, — основа преуспевания нации. Критика здесь шла лишь по линии осуждения «грехов прошлого», осмеяния реакц. традиций, развращенности нравов космополитически мыслящей части буржуазии. Правда, в романах Якуба Кадри Караосманоглу «Анкара» (1934) и Махмуда Есари (1895—1945) «Мухи-поденки» (1932) выражена тревога по поводу ослабления чувства патриотизма у активных участников нац.-освободит. войны и среди молодежи.
Др. группа писателей, отстаивавших метод критич. реализма, не только отрицала кемалистское положение о бесклассовости Турции, но исходила из неизбежности классовой дифференциации — Садри Эртем (1900—43), Решад Энис (р. 1909), Сабахаттин Али (1907—48) и др. Их критика направлена против произвола гос. чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты, ущемления прав героев нац.-освободит. войны. В рассказах сб. «Я обнажаю шпагу» (1930) и в романе «Гонг прозвучал» (1933) Решада Эниса повествуется о тяжелой судьбе, ожидавшей героич. участников освободит. войны по возвращении с фронта. Печальной оказывается и участь рядовых интеллигентов в романах Решада Нури Гюнтекияа «Жалейте» (1928), «Листопад» (1930). Показывая бесправие «маленького человека», гибнущего в борьбе с несправедливостью, писатели с большой худож. выразительностью рисуют его человеч. достоинство. Писатели критич. реализма отразили, иногда помимо воли авторов, разочарование героя в революции, неудовлетворенность бурж. реформами. Вера в рок, фатализм пронизывают их произв., полные обличительных описаний социальной несправедливости. Авторы мрачно смотрят на окружающую действительность, не видя никакого выхода для своих героев.
Критич. струя в Т. л. 30-х гг. наиболее сильно проявилась у писателей левого крыла критич. реализма, таких как Садри Эртем, Решад Энис и особенно Сабахаттин Али. В романе «Когда останавливаются прялки» (1931) Садри Эртем впервые в Т. л. изобразил классовую борьбу в деревне. Особое место в тур. прозе 20 в. занимает Сабахаттин Али, романист, новеллист и поэт. Начав с романтич. рассказов, он дошел до прямого призыва к революц. борьбе (сб. «Стеклянный дворец», 1947). Крест. тема, вошедшая в Т. л. в конце 19 в., нашла в лице Сабахаттина Али своего лучшего выразителя.
Выдающимся явлением в Т. л. послересп. периода стало творчество основоположника революц. тур. поэзии Назыма Хикмета. Его первые стихи, опубликованные в журн. «Айдынлык» («Свет») еще в 1924, произвели ошеломляющее действие. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неслыханные образы и метафоры, а главное — темы и сюжеты, считавшиеся до того «непоэтичными», сразу сделали Назыма Хикмета признанным главой нового поэтич. направления. Впервые в его стихах прозвучал мощный голос рабочего класса, заставившего прислушаться всю Т. л.
Литература в годы войны и послевоенный период. Накануне 2-й мировой войны в Турции все заметнее становится влияние идеологии фашизма. Официальная турецкая печать превращается в рупор гитлеровской пропаганды. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. Суад Дервиш (р. 1903) в книге очерков «Почему я друг Советского Союза?» (1944) предупреждает народ об опасности, грозящей миру и турецкой нации, выражает симпатии СССР. В романе «Бес внутри нас» (1944) Сабахаттин Али призывает изгнать из тела тур. общества беса — лень, безволие, трусость и политич.
- 679 -
пассивность, отравляющие сознание тур. молодежи. Но страх перед надвигающимися событиями приводит в смятение тур. общество, вызывая растерянность, неверие в завтрашний день. Пессимизм, темы ухода от жизни пронизывают произв. даже таких писателей, как Сабахаттин Али (сентиментальный, упадочнический роман «Мадонна в меховом манто», 1943) и др.
И все же в эти годы делается новая смелая попытка обновить тур. поэзию, заставить признать прежде всего ее обществ. назначение. Группа поэтов т. н. «Треножника» — Орхан Вели Канык (1914—50), Мелих Джевдет Андай (р. 1915) и Октай Рифат Хорозджу (р. 1914) выступают с лит. «Манифестом трех» (кн. «Гарип», 1941), где предлагают ряд новшеств в содержании и форме стиха — сделать героем поэзии рабочего, ремесленника, мелкого торговца; отказаться от рифмы и размера, к-рые, по их мнению, ограничивают мысль и связывают поэта; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека, о его маленьких радостях и печалях. У поэтов «Треножника» появились многочисл. последователи и сторонники. Вызов, брошенный поэзии «возвышенных» чувств и «безумных» страстей, призыв к «очеловечиванию» поэзии были подхвачены почти всеми представителями тур. поэзии 40—50-х гг. Новшества, принесенные поэтами «Треножника» наряду с революцией, осуществленной в тур. поэзии Назымом Хикметом, определили характер и направление всех искании Т. л. послевоен. периода.
Решительный поворот лит-ры к изображению жизни простого человека, ее определенная социальная направленность отразились и в поэзии и в прозе. В лит-ру пришли молодые силы, выпускники «сельских институтов», готовивших учителей для деревни. В отличие от писателей прошлого, уроженцев города, новые писатели были выходцами из Анатолии. Их произв. отличались достоверностью жизненного материала, глубоким проникновением в существо проблем, широтой описания жизни крестьян, худож. убедительностью характеров, живым и красочным нар. языком. Появление «Записок сельского учителя» (1948) Махмуда Макала в журн. «Варлык» («Бытие») и выход его книги «Наша деревня» положили начало т. н. крест. лит-ре. Появился новый лит. персонаж — интеллигент, окончивший высшее учебное заведение и уехавший в деревню помочь своим соотечественникам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством. Все они терпят поражение в неравной борьбе, но семена, брошенные ими, дают или дадут хорошие всходы. Таковы ситуации в романах «Жестянка» (1955) Яшара Кемаля (р. 1922), «Темный мир» (1951) Орхана Ханчерлиоглу (р. 1916), «Месть змей» (1959) Факира Байкурта (р. 1929) и др.
В стиле нар. героич. эпоса написан роман Яшара Кемаля «Тощий Мемед» (1955), где выведен поэтич. образ «эшкия» — благородного разбойника, борца и мстителя. Страшная и беспросветная картина анатолийской деревни, обнищание крестьян нарисованы в романах Яшара Кемаля «Земля — железная, небо — медное», Орхана Кемаля (1914—70) «На плодородных землях» (1954), Факира Байкурта «Десятая деревня» и др. Со своим новым героем — «маленьким человеком» выступает Орхан Кемаль в романах «Отчий дом» (1949) и «Годы скитаний» (1955). Он же опубл. романы о рабочих, о ткачах, о женщинах-труженицах — «Джемиле» (1952), «Дочь прачки» (1952), «Происшествие» (1959) и др Нац.-освободит. война снова начинает занимать внимание тур писателей. Наиболее яркое отражение она находит в эпопее Назыма Хикмета «Дестан об освободительной борьбе», написанной в тюрьме в 1941—46. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира (р. 1910) «Люди плененного города» (1956), «Узник плененного города» (1958) и «Уставший боец» (1965). Они отличаются от многих др. произв. подобной тематики
- 680 -
тем, что вместо трусливого и продажного Стамбула, каким он нередко изображался ранее, здесь показан борющийся Стамбул. Правдивостью изображения событий нац.-освободит. войны и роли в ней народа отличаются романы Самима Коджагёза (р. 1916) «Люди в колпаках» (1962) и роман Хасана Иззеддина Динамо (р. 1909) «Святое восстание» (8 тт., 1966—67).
Роман становится ведущим жанром в Т. л. 60-х гг. Мн. романы широко переводятся в Европе, Азии и Америке. Приобретают известность за пределами Турции писатели Азиз Несин (р. 1915), получивший ряд междунар. премий, Яшар Кемаль, Кемаль Тахир, Халдун Танер (р. 1916). Произв. Назыма Хикмета издаются почти во всех странах мира.
Короткий рассказ, ставший ведущим жанром в годы Второй мировой войны и послевоен. годы, уступает место роману. Но ведущие мастера этого жанра продолжают линию Омера Сейфеддина и Сайта Фаика Абасыяныка (1906—54), основоположника совр. тур. рассказа. С рассказами о простых людях выступают Ильхан Тарус (1907—67), Октай Акбал (р. 1922), Неджати Джумалы (р. 1921), Музаффер Буйрукчу (р. 1928), Сабахаттин Кудрет Аксал (р. 1920) и др.
В поэзии 60-х гг. произошли серьезные изменения. Если Фазыл Хюсню Дагларджа (р. 1912), Бехчет Неджатигиль (р. 1916), Бедри Рахми Эюбоглу (р. 1913), Джахид Сыткы Таранджы (1910—56), Зия Осман Саба (1910—57) и др. продолжают традиции демократич. Т. л., то поэты течения «Второе новое», к-рое зародилось еще в 50-е гг. (в отличие от «Первого нового» — школы Орхана Вели Каныка), встали на путь формалистич. экспериментаторства, поисков усложненных форм и образов. Возглавил это направление Ильхан Берк (р. 1916), к-рый проповедует идею «бессмысленной» поэзии. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием разд. модернист, течений призывает к «искусству без цели», к позиции «стороннего наблюдателя». Но в Т. л. все громче раздаются голоса, призывающие литератора быть гражданином.
Тур. лит-ведение имеет давние традиции (тазкире, тарихи). В новое время (19 в. и особенно 20 в.) тур. лит.-критич. мысль развивается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. литературоведения. Труды Мехмета Фуата Кёпрюлю (1890—1966), Агяха Сырры Левента (р. 1894), Исмаила Хабиба (1892—1954) по истории Т. л. получили признание и за пределами страны. С фундаментальными исследованиями по фольклору выступает Пертев Наили Боратав (р. 1907). Совр. лит. критика обязана своим рождением Нурулле Атачу (1898—1957), чьи книги и статьи способствовали развитию совр. поэзии и прозы. Автором исследования о творчестве Тевфика Фикрета является Сабиха Сертель (1898—1968). Цепным пособием для изучения Т. л. являются «Рассказ и роман после провозглашения республики» (1959—65) Тахира Алангу (р.1916), «Турецкая лит-ра 19 в.» (1970) Рауфа Мутлуая (р. 1925), «Рассказ и роман в тур. лит-ре» (1965—71) Джевдета Кудрета Солока (р. 1907), «Словарь имен в нашей лит-ре» (1960, 5 изд. 1970) Бехчета Неджатигиля и др.
Литературная периодика. Роль периодики в истории Т. л. чрезвычайно велика. Издателем первой турецкой обществ.-лит. газеты «Терджюмани ахваль» («Толкователь событий», 1860) был писатель Ибрахим Шинаси. Он же издавал в 1862 газ. «Тасвири эфкяр» («Изображение мыслей»), собравшую вокруг себя почти всех деятелей лит-ры Танзимата. Идеи просветительства пропагандировала основанная Намыком Кемалем газ. «Ибрет» («Назидание», 1870), где печатались патриотич. стихи тур. поэтов, переводы из франц. лит-ры.
Все лит. школы и течения конца 19 и нач. 20 вв. тесно связаны с лит. журналами и в ряде случаев именуются их названиями (лит-ра «Сервети-фюнун», «Генч калемлер»).
- 681 -
В годы оккупации и нац.-освободит. войны (1918—1922) вся Т. л. сосредоточена в газетах и журналах: «Недим» («Собеседник», 1918), «Шаир» («Поэт», 1919), «Бююк меджмуа» («Большой журнал», 1919), «Дергях» («Обитель», 1921). Зарождение и развитие прогрес. Т. л. обязано газетам и журналам социалистич. и коммунистич. направления — «Орак-чекич» («Серп и молот», 1925), «Айдынлык» («Свет», 1921—25). Журн. «Ресимли ай» («Иллюстрированный ежемесячник»), изд. супругами Зекерие и Сабихой Сертель в 1929, собирал вокруг себя прогрес. писателей, выступал за демократич. лит-ру. В борьбе за передовое иск-во в годы 2-й мировой войны и послевоенный период крупную роль играли журн. «Гюн» («День»), «Адымлар» («Шаги»), «Юрт ве дюнья» («Родина и мир»), «Барыш» («Мир») и газ. «Тан» («Рассвет»), а также газ. «Сес» («Голос») и «Сёз» («Слово») — органы социалистич. партии Турции. Сатирич. газ. «Марко-паша» и журн. «Нухун гемиси» («Ноев ковчег») печатали стихи и фельетоны, остро критикующие социальные порядки в стране. Выходившая в 1950 газ. «Назым Хикмет» боролась за освобождение поэта из тюрьмы, публиковала его произв. Специфика печати определила в известной степени жанр малой формы рассказа, ставший ведущим в лит-ре 40—50-х гг. Вопросы марксистско-ленинской эстетики затрагивал журн. «Ант» («Клятва»), орган Рабочей партии Турции. Журн. «Варлык» («Бытие»), изд. с 1933 писателем Яшаром Наби Найыром (р. 1908), проводит ежегодный конкурс на лучшие произв. прозы и поэзии, способствуя повышению худож. уровня лит-ры. Выпускаемые журналом «Ежегодники» («Варлык йыллыгы») помещают обширные статьи по всем проблемам лит-ры и иск-ва. Журн. «Едитепе» («Семь холмов») издается с 1950 и неизменно выступает за социально-направленное иск-во, за реализм, знакомит читателей с сов. лит-рой. В 1970 в Турции создан Союз деятелей иск-в.
А. А. Бабаев, Б. С. Гарбузова.
Драматургия. Истоки устного драматургич. творчества восходят к народному театру с его богатыми традициями. В Турции почти шесть веков существует теневой кукольный театр Карагёз; наряду с ним развивались т. н. театр меддахов и нар. театр ортаоюну. Репертуар этих театров составляли в осн. бытовые, жанровые сценки, но нередко ставились и пьесы, являющиеся адаптацией сюжетов популярных поэм-дестанов («Фархад и Ширин», «Тахир и Зухра», «Лейли и Меджнун»). Бытовали и злободневные политические пьесы.
Во времена Танзимата были созданы условия для появления первых письменных драматургич. произв. Вначале это были переводные (гл. обр. с французского) пьесы. Одним из первых переводчиков Мольера и автором пьес, написанных под влиянием творчества франц. драматурга, был Ахмет Вефик-паша (1823—91). В таких пьесах почти не находили отражения проблемы тур. действительности. На повестку дня встала задача создания оригинальных произв. на нац. почве. Значит. роль в этом сыграли писатели-просветители Ибрахим Шинаси, Намык Кемаль, Абдулхак Хамид Тархан. Первой тур. пьесой была сатирич. комедия Шинаси «Женитьба поэта» (1860). Намык Кемаль написал первую драму на историч. тему «Родина, или Силистрия», Абдулхак Хамид Тархан положил начало жанру драмы в стихах («Тезер», 1881; «Нестерен», 1878). Начиная о Шинаси почти все танзиматцы обращались к драматургии. Одни писали мелодрамы, другие — пьесы публицистич. направления, в к-рых проповедовали передовые для своего времени взгляды, ибо главной своей целью писатели-просветители считали необходимость придать пьесам обществ. звучание; они адресовали свои произв. народу, почти сплошь неграмотному, протестовали против феод. порядков, ратовали за утверждение человеч.
- 682 -
достоинства, за эмансипацию женщины, критиковали духовенство. Таковы пьесы Намыка Кемаля «Бедное дитя» (1873), «Гюльнихаль» (1875), Абдулхака Хамида Тархана «Дочь индуса» (1875) и др. В целом драматургия этого времени отражала осн. явления эпохи, переходной от ср.-вековых отношений к буржуазным. В период реакции во время правления Абдул-Хамида II развитие тур. драматургии затормозилось. Пьесы танзиматцев были запрещены султанской цензурой. Их место на сцене заняли разл. историч. пантомимы, водевили, фарсы, мелодрамы. Нек-рое оживление в драматургии наметилось после бурж. революции 1908. Комедии Мусаипзаде Джеляля (1870—1959) («Стамбульский эфенди», 1913, и др.) разоблачали действительность Османской Турции. Ряд драматургич. произв. был написан под влиянием националистич. идеологии: «Турецкая кровь» (1913) Мехмета Сырры, «Турчанка» (1915) Мусаипзаде Джеляля, «Младотурок» (1908) Нахида Тахсина (1887—1919) и др.
В 1914 был основан 1-й нац. театр «Дарюльбедайи». Значит. вклад в драматургию последующих лет внес Халид Фахри Озансой, написавший драму в стихах «Сова» (1917), в к-рой использованы мотивы нар. сказки. Юсуф Зия Ортач (1895—1967) создал пьесу в стихах «Бинназ» (1919), первую из написанных силлабо-тонич. размером «хедже». После установления республики (1923) драматургия начала развиваться более активно. Появились произв. о трагедии тур. народа в первой мировой войне, о событиях нац.-освободит. движения, о социальной проблеме новой республики. Судьбе юноши, вернувшегося с фронта, посв. пьеса «Безработные» (1924) Ведата Надима Тёра (р. 1897); о революционных настроениях крестьян — участников войны говорилось в пьесе «Хищник» (1925) Фарука Нафиза Чамлыбеля, о событиях нац.-освободит. войны — в «Трагедии одной ночи» (1925) Решада Нури Гюнтекина, в «Голубой молнии» (1933) Ака Гюндюза и др.
Начиная с 30-х гг. в драматургии наряду с тематикой «крестьянской» и социально-бытовой все более серьезное звучание получает и проблема судьбы личности в капиталистич. обществе. Она характерна для таких пьес, как «Дом покойника» (1932), «Забытый человек» (1935), «Чудак» (1957) Назыма Хикмета, «Сельма» (1936) Мусаипзаде Джеляля, «Люди из Имралы» (1942) Ведата Надима Тёра, «Американец в Харпутте» (1955) Джевата Фехми Башкута (р. 1905) и др. Однако вплоть до кон. 50-х гг. социально-разоблачит. мотивы за редким исключением (драматургия Назыма Хикмета) звучали в тур. драматургии приглушенно. В целом она носила скорее просветительски-дидактич. характер. Новая страница открывается в ее истории после гос. переворота 27 мая 1960. Активизация демократич. движения в стране создала благоприятные условия для развития драматургии и театра. Драматурги стремятся ответить на самые волнующие вопросы общественно-политич. жизни, в пьесах находит отражение жизнь города с его социальными противоречиями и контрастами. Критика чиновничества и всей бюрократич. системы содержится в пьесах «Виновные» Четина Алтана (р. 1926), «Государство — это я» (1965) Реджепа Бильгинера (р. 1922), «Тень ишака» (1965) Халдуна Талера (р. 1916) и др. О социальных язвах, о правах верхов, о деятельности реакционных сил пишут Рефик Эрдуран (р. 1928) — «Килограмм чести» (1958), Халдун Танер — «Шабан — спаситель родины» (1967), Реджеп Бильгинер — «Постыдный мир» (1968), Азиз Несин — «Карагёз и парикмахер Нонош» (1969) и др. Шире затрагиваются проблемы крестьянства: о вековой борьбе за кусок хлеба написана пьеса «Мятежники» (1964) Реджепа Бильгинера, о горькой судьбе закабаленной женщины Анатолии — пьесы «Женщина Пемпэ» (1965) Хидайета Сайына (р. 1929), «Жертва» (1967) Гюнгера Дильмена Кальонджу (р. 1930). Против
- 683 -
фанатизма, против роковой обреченности человека, бессильного изменить что-либо в этом мире выступает в пьесе «Девочка Фадык» (1966) Орхан Асен (р. 1922). Главное в этой тематике — показ острых социальных противоречий тур. деревни и борьбы крестьян против кулаков-эксплуататоров: «Засада» (1965) Джахита Атая (р. 1925) и др.
Наряду с общественно значимыми, социально прогрес. произв. появляются пьесы, уводящие читателя от насущных проблем современности, как, напр., «Среди столбов» (1965) Рефика Эрдурана. В драматургии, как и вовсей совр. Т. д., идет острая идейная борьба. Новым словом в драматургии стала злободневная «Сказка об Али из Кешана» (1964) Халдуна Танера — первая пьеса, написанная в духе брехтовского театра и одновременно традиций нар. театра Карагёз. Суть пьесы — беспощадная критика пороков совр. тур. общества. Важный вклад в развитие тур. драматургии вносят переводына тур. яз. произв. классиков и совр. прогрес. драматургов. Особое место занимают пьесы рус. и сов. драматургов, пользующиеся в Турции большой популярностью (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, В. П. Катаев и др.).
Х. А. Чорекчян.
Лит.: Смирнов В. Д., Очерк истории тур. лит-ры, СПБ, 1891; Минорский В., Национальные стихотворения Эминбея в связи с новым направлением османской поэзии, М., 1908; Крымский А. Е., История Турции и ее лит-ры, т. 1—2, 1910—16; Павленко П., Тур. худож. литера после двух революций, «Печать и революция», 1928, № 4, Сорокоумовская Г. В., К вопросу о турецком рассказе, в сб.: Памяти акад. И. Ю. Крачковского, Л., 1958; Алькаева Л. О., Очерки по истории тур. лит-ры, М., 1959; ее же, Сюжеты и герои в тур. романе, М., 1966; Бабаев А. А., Очерки совр. тур. лит-ры, М., 1959; Гордлевский В. А., Очерки по новой османской лит-ре. Переходная пора османской лит-ры, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961; Старостов Л. Н., Заметки о совр. тур. прозе, «Народы Азии и Африки», 1962, № 1; Гарбузова В. С., Поэты ср.-век. Турции, Л., 1963; Фиш Р. Г., Писатели Турции — книги и судьбы, М., 1963; Чорекчян Х. А., Нек-рые тенденции в совр. тур. поэзии, «Народы Азии и Африки», М., 1964, № 5; его же, О демократам, направлении в тур. поэзии 40-х гг. XX в., в сб.: Лит-ра и фольклор народов Востока, М., 1967; Стеблева И. В., Поэзия тюрков VI—VIII веков, М., 1965; Кямилев X., У истоков совр. тур. лит-ры, М., 1967; его же, Общественные мотивы в тур. поэзии, М., 1969; Айзенштейн Н. А., Из истории турецкого реализма, М., 1968; Gibb E. J. W., A history of Ottoman poetry, v. 1—6, L., 1900—09; Sevük İsmail H., Türk teceddüt edebiyatı tarihi, İst., 1925; Yücel H. A., Türk edebiyatına toplu bir bakış, İst., 1933; Yazar M. B., Edebiyatçılarımız ve Türk edebiyatı, İst., 1938; Yaşar N., Edebiyatımızın bugünkü meseleleri, [İst.], 1937; Cevdet P., Tanzimat edebiyatında fransız tesiri, İst., 1946; Banarlı N. S., Resimli türk edebiyatı tarihi, [İst., 19491; Gönensay H. T., Tanzimattan zamanımıza kadar Türk edebiyatı tarihi, İst., 1949; Tanpınar A. H., Ondokuzuncu asır Türk edebiyatı tarihi, İst., 1949; Dino G., Tanzimattan sonra edebiyatta gerçekçiliğe doğru, Ankara, 1954; Bombaci A., Storia della litteratura turca, [Mil., 1956]; Tahir A., Cümhuriyetten sonra hikâye ve roman, İst., 1959—65; Baydar M., Edebiyatçılarımız ne diyorlar, İst., 1960; Utkan M., Bugünkü Türk yazarları, Ankara, 1960; Akıncı G., Türk romanında köye doğru, Ankara, 1961; Karpat K., Çağdaş Türk edebiyatı’nda sosyal konular, İst., [1962]; Eren N., Turkey today and tomorrow (The new literature), L., 1963; Björkman W., Die altosmanisohe Literatur, в кн.: Philologiae Turcicae Fundamenta, t. 2, [Wiesbaden], 1964; Kocatürk V. M., Türk edebiyatı tarihi, Ankara, 1964; Kabaklı A., Türk edebiyatı, İst., 1965; Cevdet K., Türk edebiyatında hikaye ve roman, İst., 1965—67; Tatarlı I., Mollof R., Hüseyin Rahmi’den Fakir Baykurta marksist açıdan türk romanı, İst., 1969; Türkiye’de süreli yayınlar, Ankara, 1969; Boratav P. N., Türk halk edebiyatı, İst., 1970; Mutluay R., XIX yüzyıl türk edebiyatı, İst., 1970; Çelik N., Romanla hesaplaşırken (türk romanı üzerine inceleme), Ankara, 1971.
А. А. Бабаев, В. С. Гарбузова.
Абиев А., Из истории театра и драматургии в Турции, в кн.: Вопросы истории Ирана и Турции, Баку, 1966; Чорекчян Х. А., О совр. театре Турции, «Народы Азии и Африки», 1966, № 5; Kazmaz S., Köy tiyatrosu, Ankara, 1950; Sevengil R. A., Türk tiyatrosu tarihi, c. 1—4, İst., 1959—62; Aki N., XIX yüzyıl türk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; его же, Çağdaş türk tiyatrosuna toplu bir bakış, Ankara, 1968; Nutku O., Oyun yazarı, İst., 1966; его же, Darülbedayi’nin elli yılı, Ankara, 1969; Kudret C. Karagöz, с. 1—3, Ankara, 1968; And M., Geleneksel türk tiyatrosu, Ankara, 1969; его же, Meşrutiyet döneminde Türk tiyatrosu (1908—1923), Ankara, 1971; Nazim Hikmet, Tiyatro yazarlığın üzerine, «Ant», 1969, № 127.
- 684 -
Библ.: Turan S., Abacıoğlu В., Tiyatro bibliyografiyası (1928—1959), Ankara, 1961; Poyraz T., Tuğrul N., Tiyatro bibliyografiyası (1859—1928), Ankara, 1967.
Х. А. Чорекчян.