Джрбашян Э. М. Туманян // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 649—652.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-6492.htm

- 649 -

ТУМАНЯ́Н, Ованес Тадевосович [7(19).II.1869, с. Дсех Лорийского у., ныне Туманяновского р-на Арм. ССР, — 23.III.1923, Москва] — арм. писатель, обществ. деятель. Род. в семье сел. священника. С 1879 по 1883 учился в приходской школе с. Джалалоглы (ныне г. Степанаван). В 1883 переехал в Тифлис, где до 1887 учился в арм. гимназии Нерсисян. Не окончив ее из-за трудных материальных условий, поступил на работу в арм. духовную консисторию в Тифлисе, затем в канцелярию арм. издательского об-ва, где служил до конца 1893, после чего полностью посвятил себя лит. и обществ. деятельности. Т. начал писать в сер. 80-х гг.; первая статья «Об одном предании» опубл. в газ. «Hop-Дар» в 1887. Обществ. признание его поэзия получила в нач. 90-х гг. с выходом двух сб-ков «Стихотворения» («Банастехцутюннер», т. 1—2, 1890—1892). Т. сотрудничал в арм. газетах и журналах — «Ахпюр» («Родник»), «Мурч» («Молот»), «Аскер» («Колосья»), «Оризон» («Горизонт») и др.

О. Т. Туманян. Фотография

В конце 19 в., когда перед арм. лит-рой стояла задача реалистич. изображения жизни народа, его социальных и нац. стремлений, Т. выступил как яркий носитель этих тенденций. Он считал истинно народной только ту лит-ру, в к-рой отражались «национальный дух, горе, радость, обычай» (Туманян О. Исследования и публикации, в. 2, Ер., 1969, с. 299). Уже в поэмах, стихах и балладах Т. 90-х гг. широко представлены социально-психологич. конфликты арм. действительности, обычаи народа, его фольклорные традиции, хотя в стиле молодого поэта еще заметны следы влияния романтич. поэтики (поэмы «Мегри», «Алек» и др.). Этап зрелости, реализма и народности творчества Т. относится к последнему десятилетию 19 — нач. 20 вв., когда были написаны поэмы «Лореци Сако» (1889, опубл. 1890), «Ануш» (1890, опубл. 1892; 2-я ред. 1901—02, опубл. 1903), «Маро» (1887, опубл. 1892), «Старая война» («Хин крывэ», отд. части опубл. 1907 и 1915), а также поэмы «Давид

- 650 -

Сасунский» (1902, опубл. 1903), философ. поэма «В беспредельность» («Депи ангунэ», опубл. 1903), «Взятие крепости Тмук» («Тмбкаберди арумэ», 1902, опубл. 1905), баллады и стихотворения.

«Старинное благословение» (Ереван, 1923). Илл. М. Сарьяна.

«Старинное благословение» (Ереван, 1923). Илл. М. Сарьяна.

Т. выступил прежде всего как поэт-эпик. Поэмы и баллады его стали высшим достижением дооктябрьской арм. лит-ры в этих жанрах. В поэме «Стенания» («Арачанк», нач. 1890, отрывки опубл. в 1893 и 1914; полная рукопись утеряна в 1909) Т. изобразил стихийный протест крест. масс и их борьбу против феод. и капиталистич. гнета, мечту народа о социальной справедливости и равенстве. В поэмах «Лореци Сако», «Маро» и особенно «Ануш», лучшем творении поэта, изображена арм. патриарх. деревня, ее социально-бытовые противоречия, приводящие героев к трагич. исходу. Честность, самоотверженность, богатство души простого крестьянина Т. противопоставил антигуманистич. принципам эксплуататорского общества. В поэме «Поэт и Муза» (1899, опубл. 1901) он говорил о высоком назначении поэта, высмеивал бурж. взгляд на худож. творчество, его зависимость от власти денег.

«Ануш». Поэма. Илл. А. Григоряна

«Ануш». Поэма (Ереван,
1957). Илл. А. Григоряна.

Поэзия Т. органически связана с фольклором. Он был уверен, что «литература каждого народа развивается, приобретает своеобразие и утверждает себя благодаря народным легендам, творениям национального духа» (Собр. соч., т. 4, Ер., 1969, с. 337—38, на арм. яз.). На основе неск. вариантов арм. эпоса Т. создал поэму «Давид Сасунский» — лучшую обработку героич. сказания в арм. лит-ре. Нар. предание вдохновило его на создание поэмы «Взятие крепости Тмук». В незавершенной сказке-поэме «Тысячеголосый соловей» («Азаран булбул», начало работы — 1895, первая неполн. публикация — 1914) раскрыта философ.-эстетич. проблема роли иск-ва в преобразовании мира и человека. Т. утвердил в арм. лит-ре реалистич. принцип использования

- 651 -

фольклора: верность духу нар. источника сочетается у него с ярким выражением демократич. и гуманистич. идей. Так написаны многочисл. баллады Т., в основе к-рых лежат арм. и вост. легенды и предания: «Ахтамар» (опубл. 1892), «Парвана» (опубл. 1903), «Капля меда» (опубл. 1909), «Голубиный скит» (опубл. 1913), «Шах и разносчик» (опубл. 1917). Среди обработок арм. нар. сказок выделяются «Храбрый Назар» («Кадж Назар», 1908, опубл. 1912), «Хозяин и работник» («Терн у царан», опубл. 1908). «Кувшин с золотом» («Воску карасы», опубл. 1908). Т. принадлежат переложения сказок бр. Гримм, рус., инд., япон., итал. и др. народных сказок.

К лучшим произв. арм. прозы относятся рассказы Т., в к-рых раскрыта психология крестьянина. Эти рассказы глубоки в худож. обобщениях, правдивы и метки в деталях, в них созданы полнокровные человеческие характеры. Большой популярностью пользуется рассказ «Гикор» (1895, опубл. 1907) — трагич. история деревенского мальчика, ставшего жертвой бурж. нравов. В 900-е гг. Т. отдал много сил детской лит-ре; был сотрудником осн. в 1905 дет. журн. «Аскер» («Колосья»). Написал баллады «Пес и кот» (1886, опубл. 1892), «Злосчастные купцы» (1886, опубл. 1899) и др. произв. для детей. С 1907 принимал участие в составлении школьного учебника «Лусабер» («Утренняя звезда») и хрестоматии «Армянские писатели» (т. 1—2, 1909). Его переводы из рус. и европ. писателей сочетают верность оригиналу с естественностью интонации, поэтич. свободой (стихи А. С. Пушкина, «Шильонский узник» Дж. Байрона, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, рус. былины, сербские эпич. песни, отрывки из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло). В последние годы жизни Т. создал четверостишия, отражающие раздумья поэта о смысле жизни, о связи человека с природой.

В нач. 20 в. развернулась обществ. деятельность Т. Значительна его роль в установлении дружбы и взаимопонимания между народами Закавказья. В 1905—07 Т. энергично выступал против кровавых межнац. столкновений, спровоцированных царизмом и националистич. партиями. За эту деятельность он был дважды арестован (1908 и 1911). В 1899 под руководством Т. в Тифлисе был организован лит. кружок «Вернатун» («Мансарда»), куда вошли видные арм. писатели (Г. Агаян, А. Исаакян, Л. Шант, Д. Демирчян и др.). В 1912 его избрали пред. Кавказского об-ва арм. писателей (до 1921). Т. содействовал сплочению демократич. сил арм. лит-ры, пропаганде передовых эстетич. принципов. В многочисл. статьях он освещал вопросы обществ. жизни, лит-ры, фольклора, развития арм. лит. языка и диалектов, дал глубокие характеристики классиков арм. и мировой лит-ры. Примечательны его оценки творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Ряд статей Т. посвятил У. Шекспиру. Написал работы об арм. ср.-век. лириках (Наапет Кучак, Н. Овнатан, Саят-Нова), о романе Х. Абовяна «Раны Армении», об историч. генезисе арм. героич. эпоса.

Т. призывал к сотрудничеству с передовыми демократич. силами России. Сочувствие освободит. борьбе трудового народа привело его к безоговорочному принятию Октябрьской революции и Сов. власти в Армении. Т. был председателем Комитета помощи Армении (1921—22), возглавлял Дом арм. иск-ва в Тбилиси, активно участвовал в строительстве новой культуры. Творчество великого нац. поэта оказало благотворное влияние на развитие принципов народности и реализма в арм. лит-ре. Созданные им образы нашли воплощение в изобразит. иск-ве, театре, кино, музыке (оперы «Ануш» А. Тиграняна, пост. 1912, и «Алмаст» А. Спендиарова, пост. 1930). В 1969 широко праздновался столетний юбилей Т. Произв. Т. переводили на рус. яз. В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Вяч. Иванов,

- 652 -

В. Ф. Ходасевич, С. Я. Маршак и др. В 1916 Брюсов писал: «В целом поэзия Туманяна есть сама Армения, древняя и новая, воскрешенная и запечатленная в стихах большим мастером» («Поэзия Армении», под ред. В. Брюсова, Ер., 1966, с. 83). Соч. Т. переведены почти на все языки народов СССР и на многие иностранные языки.

Соч.: Թումանյան Հ., երկերի ժողովածու, հ. 1—6, Ե., 1940—51։ Երկերի ժողովածու, հ. 1—4, Ե., 1969։ Բանաստեղծություններ, Թ., 1903։ Հայրենիքիս հետ, Թ., 1916։ Բանաստեղծություններ, Կ. Պոլիս, 1923։ Արվեստի մասին, Ե., 1969։ Գեղարվեստական երկեր, Ե., 1934։ Ուսումնասիրություններ և հրապարակումներ, հ. 1—2, Ե., 1964—69։ Շեքսպիրի մասին (հոդվածների ժողովածու), Ե., 1969։

В рус. пер. — Избр. произведения, М., 1946; Избр. произведения. [Вступ. ст. Н. Туманян], т. 1—2, М., 1960; Стихотворения и поэмы, Л., 1969; Лирика, М., 1969; Избр. произведения, т. 1—3, Ер., 1969.

Лит.: Брюсов В. Я., Об Армении и арм. культуре, Ер., 1963; Туманян Н. О., Детство и юность Ованеса Туманяна, Ер., 1968; Ахвердян Л. О., Мир Туманяна, М., 1969; Ганаланян О. Т., Чародей арм. поэзии, Ер., 1969; Григорьян К. Н., Ованес Туманян. 1869—1923, Ер., 1969; Джрбашян Э. М., Поэзия Туманяна, М., 1969; Ованес Туманян. Материалы Всесоюзной межуниверситетской научной конференции, Ер., 1969; Бабаян А. М., Ованес Туманян. Библиография русских переводов [1893—1968], Ер., 1969.

Տերտերյան Ա., Հովհաննես Թումանյան. Հայրենի եզերքի քնարերգուն, Վաղարշապատ, 1911։ Մարտունի Ալ. (Մյասնիկյան), Հովհաննես Թումանյանի ստեղծագործության սոցիալական արժեքը, Թիֆլիս, 1923։ Ղանալանյան Հ., Թումանյանի լիրիկան, Ե., 1954։ Թումանյան Ն., Հովհ. Թումանյան. մանկություն և պատանեկություն, Ե., 1955։ Նույնի, Հովհաննես Թումանյանը և ռուս գրականությունը, Ե., 1956։ Հուշեր և զրույցներ, ե., 1969։ Հովհաննես Թումանյան. մատենագիտություն, Ե., 1961։ Ջըրբաշյան Է., Թումանյանի պոեմները, Ե., 1964։ Նույնի, Թումանյանի բալլադները, Ե., 1969։ Հախվերդյան Լ., Թումանյանի աշխարհը, Ե., 1966։ Ինճիկյան Ա., Հովհաննես Թումանյան. կյանքի և ստեղծագործության պատմությունը. 1869—1899, Ե., 1969։ Ջանփոլադյան Մ., Թումանյանը և ժողովրդական էպոսը, Ե., 1969։ Թումանյանը ժամանակակիցների հուշերում, Ե., 1969։

Э. М. Джрбашян.