- 618 -
ТРИОЛЕ́ (Triolet; по фамилии первого мужа), Эльза [12(24). IX. 1896, Москва, — 16.VI.1970, Сент-Арнуан-Ивлин (деп. Сена и Уаза)] — франц. писательница. Дочь адвоката. Получила высшее архитектурное образование в Москве. С 1919, живя в Париже, Т. часто приезжала в СССР. В 1928 вышла замуж за Л. Арагона. Творч. содружество 42 года связывало обоих писателей.
Первая книга, написанная Т. на рус яз., — «На Таити» (1925), первая на франц. яз. — роман «Добрый вечер, Тереза!» («Bonsoir, Thérèse!», 1938). В годы 2-й мировой войны Т. принимала участие в Движении Сопротивления. Жюльетта Ноэль, героиня рассказа «Авиньонские любовники» («Les amants d’Avignon», подпольное изд. 1943, рус. пер. 1945), — франц. девушка, совершавшая незаметные подвиги в годы Сопротивления. Рассказ вошел в сб. Т. «За порчу сукна штраф 200 франков» («Le premier accroc coûte deux cents francs», 1945, Гонкуровская премия), посвященный самоотверженной борьбе франц. подпольщиков.
Политич. роман «Вооруженные призраки» («Les fantômes armés», 1947) призывает к борьбе с фашизмом, возрождающимся под разными масками. Тема преодоления одиночества — в центре романов «Никто меня не любит» («Personne ne m’aime», 1946) и «Инспектор развалин» («L’inspecteur des mines», 1948, в рус. пер. — «Неизвестный», 1956). В центре второго романа — судьба молодого француза, к-рый попал в плен к гитлеровцам, бежал, сражался в рядах партизан, но не смог включиться в жизнь после войны. Полуфантастич. роман «Конь красный» («Le cheval roux ou les intentions humaines», 1953) посвящен проблеме предотвращения атомной войны. В многоплановом романе «Свидание чужеземцев» («Le rendez-vous des étrangers», 1956, премия «Фратерните», в рус. пер. — «Незваные гости», 1958) темы родины и интернационализма противопоставлены
- 619 -
расизму и космополитизму. Роман «Памятник» («Le monument», 1957) связан с проблемами влияния культа личности в области иск-ва. В романах «Розы в кредит» («Roses à crédit», 1959), «Луна-парк» («Luna-Park», 1959) и «Душа» («L’Âme», 1963), вошедших в цикл «Век нейлона» («L’âge de nylon»), ставятся вопросы о борьбе за счастье человека, против мелких чувств, за человека большой души, олицетворенного в образах летчицы Бланш Отвилль («Луна-парк») и Натали́ («Душа»). Роман «Великое никогда» («Le grand jamais», 1965, рус. пер. 1966) посвящен проблемам освещения историч. правды, преобразующей роли иск-ва в совр. мире. Роман «Послушайте, поглядите» («Ecoutez-voir», 1968) повествует о дальнейшей судьбе героини «Великое никогда» Мадлен Лаланд. В 1970 опубл. лирич. роман «Соловей замолкает на заре» («Le rossignol se tait à l’aube»).
Большое внимание уделяла Т. ознакомлению французов с рус. классич. и сов. лит-рой. Она — автор книги об А. П. Чехове и переводов его рассказов, воспоминаний о В. В. Маяковском и переводов его стихов и пьес. Т. перевела также на франц. яз. произв. Н. В. Гоголя, составила большую антологию рус. классич. и сов. поэзии (1965). Вместе с К. Симоновым и Ш. Спааком Т. написала сценарий фильма «Нормандия — Неман» (1959). Творчество писательницы проникнуто любовью к людям, беспокойными раздумьями о человеч. судьбах. Награждена сов. орденом «Знак Почета» (1967).
Соч.: Elsa Triolet choisie par Aragon, [P., 1961]; Œuvres romanesques croisées d’Elsa Triolet et Aragon, v. 1—38, P., 1964—71; La mise en mots, P., [1969]; в рус. пер. — Нейлоновый век, М., 1960; Анна-Мария, М., 1963; Душа, предисл. К. Симонова, [М., 1967].
Лит.: Евнина Е. М., Совр. франц. роман. 1940—1960, М., 1962; История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Исбах А. А., Эльза Триоле, в кн.: Писатели Франции, [М., 1964]; Балашова Т. В., Франц. роман 60-х годов. Традиции и новаторство, М., 1965; Памяти Эльзы Триоле, «Ин. лит-ра», 1970, № 9; Madaule J., Ce que dit Elsa, P., [1961]; Elsa Triolet et Aragon, «Europe», 1967, févr. — mars, № 454—55; Pour Elsa Triolet. [Некрологи], там же, 1970, juillet, № 495; Aragon, Après-dire, «Les Lettres françaises», 1971, mars, № 1377; Premier anniversaire de la mort d’Elsa Triolet, «L’Humanité», 1971, 17 juin, p. 8.
А. А. Исбах.