- 527 -
ТОГОЛО́К МОЛДО́ (псевд.; наст. имя и фам. — Байымбет Абдырахманов; 10.VI.1860, местность Куртка на Тянь-Шане, ныне Ак-Талинского района Нарынской области Киргизской ССР, — 4.I.1942, там же) — киргизский советский нар. поэт. Род. в семье крестьянина-бедняка. Учился в сел. мусульм. школе. Рано лишившись отца, батрачил. Стихи начал слагать с 14 лет. Перу Т. М. принадлежат стихи-причитания («Плач жены дехканина», «Плач жены кузнеца» и др.), песни-жалобы («Жалоба девушки, выданной замуж за мальчика», «Жалоба девушки, выданной замуж
- 528 -
за старика» и др.), сатирич. стихи («Проделки ходжи», «Овца в чалме» и др.). Т. М. создал первые кирг. басни («Лиса и журавль», «Осел и соловей»). В сатирич. стихах и поэмах «Кемчонтой» (1900), «Бабырканы» (1900) Т. М. обличает тунеядство и алчность представителей господствующих классов, а в поэме «Сказание о водяных и наземных птицах» («Куштардын аңгемеси», 1908) в аллегорич. форме изображает социальные противоречия общества.
Акын восторженно встретил Октябрьскую революцию и принял активное участие в социалистич. строительстве. Им написаны поэмы «Революция» («Өзгөрүш», 1918), «Свобода» («Эркиндик», 1919—23), «Наставление» («Насият», опубл. 1925) и др. Он создал произв., реалистически отражавшие сов. действительность («Моя тайна» — «Сырым», 1939; «Конституция», 1940; «Я счастлив» — «Бактылуумун», 1940). В годы Великой Отечеств. войны его песни звали на борьбу с врагом («Мы готовы» — «Биз даярбыз», 1941; «Мы победим» — «Жетишкенбиз, жеңебиз», 1941, и др.). Знаток кирг. фольклора, Т. М. известен как исполнитель эпоса «Манас». Стихи Т. М. переведены на мн. языки народов СССР.
Соч.: Чыгармалар, т. 1—2, Фрунзе, 1954—55; Чыгармалар жыйнагы, т. 1—2, Фрунзе, 1970; в рус. пер. — Избранное, М., 1958; Дорогой песен, М., 1960.
Лит.: Аманалиев Б., Социально-политич. и философские идеи Токтогула и Тоголока Молдо, Ф., 1963; Таштемиров Ж., Тоголок Молдонун чыгармачылык жолу, Фрунзе, 1956; его же, Тоголок Молдо, жөнүндө эстеликтер, Фрунзе, 1960.
Дж. Таштемиров.