497

ТИК (Tieck), Людвиг (31.V.1773, Берлин, — 28.IV.1853, там же) — нем. писатель. Сын ремесленника. В 1792—95 учился в ун-тах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Первое значит. произв. Т. — философ. роман в письмах «Вильям Ловель» (1795—96); отличаясь экзальтированным умом, его герой познает все соблазны жизни и совершает при этом преступления. Трехтомный сб. «Народных сказок Петера Лебрехта» («Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht», 1797) — идеализирующая патриарх. мир переделка и стилизация ср.-век. «народных книг». Наиболее оригинальны в этом сб. «Удивительная история любви прекрасной Магелоны и графа Петра Прованского» («Wundersame Liebesgeschichte der schönen Magelone und des Grafen Peter aus der Provence») — наивная ср.-век. сказка о верной любви, и мрачная новелла «Белокурый Экберт» («Der blonde Eckbert»). В сб. включена «Замечательная историческая хроника граждан Шильды...» («Die denkwürdige Geschichtschronik der Schildbürger...»). Глупцами-шильдбюргерами ср.-век. шванков у Т. оказываются просветители, к-рые пытаются поймать свет просвещения в мышеловку и провести его в судейскую комнату или исправить воров путем чтения им од.

Л. Тик

В 1799—1800 Т. становится членом иенского кружка романтиков. Эстетич. взгляды, изложенные в философ. романе «Странствования Франца Штернбальда» («Franz Sternbalds Wanderungen», 1798), навеяны другом детства Т. — В. Ваккенродером, после смерти к-рого Т. издал «Фантазии об искусстве для друзей искусства» («Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst», 1799, рус. пер. под назв. «Об искусстве и художниках. Размышления отшельника...», 1826). В основе книги лежит тезис Ваккенродера: изящнейший поток жизни возникает из слияния иск-ва и религии. Самому Т. принадлежат 15-й и 16-й отрывки. В пьесах «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797, рус. пер. 1916), «Синяя борода» («Ritter Blaubart», 1797), «Мир наизнанку» («Die verkehrte Welt», 1799) — легких сатирах-сказках в стиле комедий К. Гоцци — Т. иронизирует над бурж. филистерством и феод. миром. Сб. «Романтические поэмы» («Romantische Dichtungen») включает пьесу «Жизнь

498

и смерть св. Генофефы» («Leben und Tod der heiligen Genoveva») и рассказ «Верный Эккарт и Тангейзер» («Der getreue Eckart und der Tannenhäuser»), использованные Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне и Р. Вагнером.

В 20-е гг. Т. создал исторические повести «Мятеж в Севеннах» («Der Aufruhr in den Cevennen», 1826) — о восстании в 1702—04 во Франции, а также «Молодой столяр» («Der junge Tischlermeister», 1836) — из жизни Л. Камоэнса. В повести «Жизнь поэта» («Dichterleben», Tl 1—2, 1825—30) Т. противопоставляет склонным к риторике К. Марло и Р. Грину великого своей простотой У. Шекспира. Новелла «Жизнь льется через край» («Des Lebens Überfluß», 1839) пронизана иронией как по отношению к романтич. герою, так и к окружающей его мещанской среде. Последний роман Т. — «Виттория Аккоромбона» (1840), затрагивающий вопрос женской эмансипации, мало интересен. В последние годы жизни Т. был занят переводами «Дон Кихота» М. Сервантеса и драм Шекспира.

«Белокурый Экберт». Илл. В. Фельтена

«Белокурый Экберт». Илл.
В. Фельтена.

Соч.: Werke, Bd 1—3, Lpz. — W., [1892]; Der Geheimnisvolle und andere historische Novellen, [В., 1963]; в рус. пер. — [Соч.], в кн.: Нем. романтич. повесть, т. 1, М. — Л., 1935; в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877.

Лит.: Гайм Р., Романтич. школа, М., 1891; Брандес Г., Лит-ра XIX в. в ее главных течениях. Нем. лит-ра, СПБ, 1900; Жирмунский В. М., Нем. романтизм и совр. мистика, СПБ, 1914; История нем. лит-ры, т. 3, М., 1966; Köpke R., L. Tieck, Tl 1—2, Lpz., 1855; Steiner В., L. Tieck und die Volksbücher, В., 1893; Hienger J., Romantik und Realismus im Spätwerk L. Tiecks, [Köln], 1955 (Diss.); Thalmann M., L. Tieck, Bern, [1955].

В. И. Кондорская.