- 475 -
ТЕРЕ́НЦИЙ, Публий (Publius Terentius Afer) (ок. 195 до н. э. — 159) — рим. комедиограф. Выходец из Африки. Будучи рабом, Т. получил образование в доме рим. сенатора, был отпущен на свободу. Чл. кружка Сципиона Младшего и поэт высших кругов рим. об-ва, Т., используя сюжеты и маски новоаттической комедии, написал шесть пьес: «Девушка с Андроса» («Andria»), «Самоистязатель» («Heautontimorumenos»), «Евнух» («Eunuchus»), «Братья» («Adelphoe») — переработка пьес Менандра; «Формион» («Phormio») и «Свекровь» («Hecyra») — Аполлодора Афинского. Стремясь сохранить дух греч. образцов, Т. отказывается от нарочитого смешения греч. и рим. черт, грубого комизма и буффонады, присущих Плавту, разрабатывает благородный вариант комедии масок, нейтрализует греч. колорит своих оригиналов. В серьезных комедиях, где, несмотря на контаминацию, действие развивается последовательно, а гуманистич. идеи способствуют выработке этич. принципов в кругу семейных отношений, психологически тонко очерченные типы вступают в противоречие с традиц. схемой комедии.
«Евнух». Илл. 16 в.
Т. меняет характер пролога-экспозиции, разъясняющего содержание пьесы, и вводит новый для антич.
- 476 -
драмы момент — интерес зрителя к развитию сюжета, используя пролог для публицистич. выступлений и полемики с лит. противниками. Прологи Т. — первый известный нам в Риме вид личной поэзии и высокий образец ораторского иск-ва. Т. иногда драматизирует повествоват. части греческих оригиналов, вводит, даже более последовательно, чем Менандр, контрастные пары, сокращает муз. элемент, хотя комбинирует различные трохеич. и ямбич. размеры, исполнявшиеся мелодекламацией под аккомпанемент флейт.
«Братья». Илл. 16 в.
Влияние Т. на последующую комедию-тогату огромно. В античности его штудировали грамматики и ораторы, в средние века считали образцом для подражания стилисты. В эпоху Возрождения изучали не только его изящный разговорный язык (см. «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского), но и педагогич. теории. Последователем Т. в новое время был Мольер, перенявший отд. приемы драматургич. техники Т., подражавший «Братьям» в «Школе мужей», «Формиону» — в «Проделках Скапена», где есть реминисценции и из др. пьес. К. Гольдони написал в честь Т. драму «Terentio», а Г. Лессинг посвятил «Братьям» статью в «Гамбургской драматургии». Т. изучал А. Н. Островский, к-рый перевел комедию «Свекровь».
Соч.: P. Terentii Afri comoediae, rec. et instr. R. Kauer, W. M. Lindsay, Oxf., 1926; Comedies. Texte etabli par J. Marouzeau, v. 1—3, P., 1942—49; в рус. пер. — Комедии, пер. А. В. Артюшкова, М., 1934; Адельфы. Введение и коммент. С. И. Соболевского, М., 1954.
Лит.: Покровский М. М., История рим. лит-ры, М. — Л., 1942, с. 67—80; Тронский И. М., История античной лит-ры, 3 изд., Л., 1957, с. 305—14; его же, Обществ. направленность комедий Теренция, в кн.: Античное общество. Труды Конференции по изучению проблем античности, М., 1967, с. 318—24; Савельева Л. И., Художеств. метод Публия Теренция Афра, Каз., 1960; Aelli Donati, quod. fertur commentum Terenti, rec. P. Wessner, v. 1—3, Lipsiae, 1902—08; Jachmann G., Terentius, в кн.: Paulys Realencyclopädie der Altertumswissenschaft, Reihe 2, Bd 5a, Stuttg., 1934, Kol. 598; Duckworth G. A., The nature of Roman comedy, Princeton, 1952; Haffter Н., Terenz und seine künstlerische Eigenart, «Museum Helveticum», 1953, v. 10, S. 1—20, 73—102; Brożek M., Terencjusz i jego komedie, Wr., 1960.
К. П. Полонская.