- 379 -
ТА́НСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ — кит. поэзия времени правления династии Тан (618—907). Т. п. развивалась в условиях централизованного феод. гос-ва с широкими внешними связями. В танское время стихотв. искусство занимало видное место в обществ. жизни, было одним из главных предметов, знание к-рых требовалось при экзаменах на чиновничью должность; появление в политике и лит-ре большого числа выходцев из семей средних и мелкопоместных землевладельцев повлияло на демократизацию поэзии;
Т. п., борясь с формалистич. украшательством придворной поэзии предшествующего века, продолжила и развила великие достижения прошлого, прежде всего выраженные в творчестве Тао Юань-мина (365—427), ставшего у танских поэтов образцом для подражания. К танскому времени относится расцвет пятисловных и семисловных стихов с двухстрочной строфой, с определ. чередованием тонов, с цезурой перед последними тремя иероглифами в строке, с непременной и чаще всего единой рифмой (для совр. читателя в значит. мере утерянной вследствие перемен в звучании иероглифов). Новаторство Т. п. сочеталось с традиционностью изобразит. средств, с повторением привычной лирич. темы разлук и встреч. Стихи танских поэтов «представляют нам старинную, строгую классическую поэзию, чисто конфуцианскую по типу и идеологии, хотя не без постоянных эклектических прорывов в фантастику даосов и мистику буддистов» (Алексеев В. М., Китайская литература, в сб.: «Китай», М. — Л., 1940, с. 297).
Т. п. начинается с «четырех выдающихся талантов», как именовались Ван Бо (649—676), автор знаменитого соч. «Во дворце тэнского князя», Ло Бинь-ван (ум. 684), Лу Чжао-линь (637—689) и Ян Цзюнь (ум. 692). Подлинным новаторством отмечены стихотворения Чэнь Цзы-ана (661—702). Расцвет Т. п. ознаменован творчеством «лумыньского отшельника» Мэн Хао-жаня (689—740); ограниченная узкими рамками деревенского существования, его поэзия отрешена от будничной суеты, проникнута грустной радостью слияния с природой. Поэтич. настроение Мэн Хао-жаня продолжил Ван Вэй (701—761), стихотворец более разносторонний, известный также как живописец и каллиграф. Сунский поэт Су Ши сказал о нем: «Попробуешь его стихи, в стихах — картина, взглянешь на его картины, в картинах — стихи». С Ван Вэем в кит. пейзажной поэзии усилился интерес к человеку. Но в отличие от тихой поэзии Мэн Хао-жаня, Ван Вэй затронул и тему битв и странствий, жизни в тревожных обстоятельствах. На поэзию Ван Вэя заметное влияние оказал буддизм.
Все большее внимание к человеку, к доброму началу в нем отразилось в стихах Гао Ши (702—765) о военных походах, о страданиях крестьянина, о традиционной мужской дружбе. «Пейзажная» тема переплеталась с «военной» в творчестве одних и тех же поэтов, способствуя созданию выразительных картин боев и походов, к-рые занимали большое место в нелегкой жизни народа. Авторам «военных» стихов Гао Ши, Цэнь Шэню (715—770), Ван Чан-лину (698—765) принадлежат и прекрасные лирич. стихи, к-рые обогатили
- 380 -
Т. п. более глубоким обществ. содержанием, запечатлели контрасты совр. жизни.
Вершина Т. п. — творчество Ли Бо (701—762) и Ду Фу (712—770) — величайших кит. поэтов. Поэзия Ли Бо необычайна по широте охвата, глубине чувств и совершенству формы. Она выходит за круг обычных тем стихотворцев его времени, сохраняя романтич. порыв, с к-рого она начиналась. Ли Бо не был чужд романтики походов, но при этом писал смелые стихи против войн, к-рыми изобиловали 40—50-е гг. 8 в. Суровый и сложный Ли Бо, автор стихотв. цикла «Древнее», в к-ром он обличает ложь мира, становится простым и повседневным в лирич. четверостишиях. В его стихах легко прослеживается связь со старой нар. поэзией. Свой стих он строил, свободно обращаясь не только со стихотворными, но иной раз и с грамматич. правилами, делая жизненной классич. древность и приближая традиц. словарь поэзии к словарю каждодневной жизни.
Т. п. на пути своего развития проникалась озабоченностью судьбой народа. Обличение несправедливости, гуманистич. сострадание к человеку в истории кит. лит-ры прежде всего связаны с Ду Фу. Ему принадлежат знаменитые строки: «У красного входа запах вина и мяса. На самой дороге кости замерзших людей». Они были написаны еще до направленного против центр. власти и длившегося неск. лет мятежа одного из воен. наместников Ань Лу-шаня (755), повергшего страну в бедствия и принесшего несчастья самому Ду Фу. В написанных после бегства из плена у мятежников сюжетных стихотворениях («Деревня Цянцунь», «Три чиновника», «Три расставанья») он создал ту насыщенную поэзией картину действительности, за к-рую его произв. были названы «поэтической историей». В стихах Ду Фу — не только присущие тайским поэтам: доброе внимание к народу, стыд перед ним за свое сравнительное благополучие, но и стремление пожертвовать собой для блага народа. В этой эволюции чувств самого Ду Фу видна и степень развития Т. п. в ее отношении к человеку. Гражданственность соединялась в его творчестве с лиризмом в ясных и простых стихах на традиц. темы о разлуках друзей, о кит. природе весной и осенью.
Во 2-й пол. 8 в. раскрылось дарование третьего великого поэта танского времени — Бо Цзюй-и (772—846); автор мн. лирич. стихов, он продолжил и гражданственную линию Ду Фу. Его творчество стало новым этапом в развитии кит. поэзии и обществ. мысли. Среди обличит. стихов Бо Цзюй-и гл. место занимают «Новые народные песни» и «Циньские напевы». В его сюжетных произв. впервые появляются типизированные образы. Возросший интерес к человеку в танских стихах особенно заметен в поэмах Бо Цзюй-и «Вечная печаль» и «Пипа́». Единомышленником Бо Цзюй-и, разделявшим его идею связи поэзии с действительностью, был Юань Чжэнь (779—831), известный не только «Новыми народными песнями» и лирич. стихами, но и прозаич. «Повестью об Ин-ин». К тому же направлению принадлежали Чжан Цзи (768—830), Ли Шэнь (ум. 846) и другие видные поэты, создавшие ряд стихотворений в жанре обличительных «Новых народных песен». Знаменитые деятели движения «возврата к древности», авторы образцовых произв. ритмич. прозы Хань Юй (768—824) и Лю Цзун-юань (773—819) украсили и поэзию стихами, различными по выраженному в них взгляду на мир, но сходными по гуманистич. направлению, общему уже для всей Т. п., по гражд. тенденции, по размышлениям о добре и зле.
Поэты 9 в., последнего века танскогв гос-ва, жили во времена распада страны, обострения противоречий между двором и местными правителями, назревания, решающих крест. восстаний. В их произв. сильна еще традиция обличения, но она приобретает завуалированный
- 381 -
историч. сюжетом характер. Последний большой лирич. поэт Ду My (803—853) мечтал о восстановлении былого могущества родины, тосковал по старине. В его стихах меньше конкретности в изображении народных бед и больше размышлений над общим состоянием страны, часто в аллегорич. форме. Эта манера отличает и Ли Шан-иня (813—858). Это единственный известный нам танский поэт, оставивший большое число стихов о любви. Тема любви через нек-рое время стала главной в стихах «с неравной строкой» жанра цы, писавшихся на определенную мелодию.
Последние поэты приближавшегося к своему концу танского гос-ва наследовали и темы и формальные достижения Т. п. Среди них были продолжатели обличит. направления, были и отстранившиеся от актуальных обществ. тем. Далек от них тонкий и изысканный Сыкун Ту (837—908), больше всего известный как автор «Поэтических категорий» — 24 стихотворений о вдохновении поэта.
Кит. поэзия за триста лет существования танского гос-ва пришла к новым открытиям в худож. осознании мира, во взгляде на человека и на место его среди людей и в окружающей его природе, в разоблачении несправедливости, в нравств. совершенствовании общества. Ее идейные и худож. завоевания обусловили последующий расцвет кит. поэзии уже в сунском гос-ве (см. Китайская литература).
Тексты: Антология кит. поэзии, т. 2, М., 1957.
Лит.: Эйдлин Л., Танская поэзия. Очерк, в сб.: Лит-ра народов Востока, М., 1970; Ван Ши-цин, Тан дай шигэ, Пекин, 1959.
Л. З. Эйдлин.