Хасан Хайри. Такташ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 358—359.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-3582.htm

- 358 -

ТАКТА́Ш, Хади [псевд.; наст. имя — Хади Хайруллович Такташев; 20.XII.1900 (1.I.1901), с. Сыркыды Спасского у. Тамбовской губ., ныне Торбеевский район Мордовской АССР, — 8.XII.1931, Казань] — татарский сов. поэт. Один из зачинателей татарской сов. поэзии. Род. в крест. семье. Октябрьскую революцию встретил в Бухаре, куда уехал в поисках заработка. В нач. 20-х гг. работал в Оренбургской газ. «Слово трудящихся» («Юксыллар сүзе»). В 1922 переехал в Казань, где раскрылся его талант лирика и поэта-трибуна социалистич. революции. Печататься начал в 1918. Первые стихи, связанные гл. обр. с традицией вост. романтич. поэзии, страдали абстрактностью образов (стих. «Газраилы», 1916; «Убитый пророк», 1918;

Х. Такташ

- 359 -

«Забытая клятва», 1921). Стихотв. трагедия «Сыны земли» («Җир уллары», 1921) направлена против реакционной идеологии ислама, против канонов бурж.-феод. общества. В нач. 20-х гг. Т. опубликовал отрывки из поэмы об Октябре («Октябрьская ночь», «Пролог», «Вулканы»). От абстрактно-романтич. образов поэт приходит в 1923—24 к гражд. реалистич. поэзии (стих. «Нота», «Ответ Чемберлену», «Провокатор», «Пионерский марш», «Мы вышиваем знамя»).

Новаторская поэма «Века и минуты» («Гасырлар һәм минутлар», 1924) отразила глубокую скорбь народа о смерти вождя. Темы революции, борьбы двух миров, формирования нового человека — в центре поэм «Деревня Сыркыды» («Сыркыды авылы», 1924), «После бури» («Давылдан соң», 1924), драмы «Зарытое оружие» («Күмелгән кораллар», 1927), незаконч. романа «Ветер зари» («Таң җиле», 1928—29), лирич. поэмы «Мукамай» (1929) и др. Поэт разоблачал врагов сов. строя, бурж. националистов («Клевета», «Ты — враг мой», «Трагедия халифата» и др.). Поэмы «Исповедь любви» («Мәхәббәт тәүбәсе», 1927), «Алсу» (1929), драма «Утерянная красота» («Югалган матурлык», 1928) ставят проблемы воспитания молодежи. В лиро-эпич. поэме «Письма в грядущее» («Киләчәккә хатлар», 1930—31) Т. воссоздал поэтич. образы героев — строителей коммунистич. будущего. В истории тат. сов. драматургии видное место занимает социальная драма Т. «Камиль» (1930), рисующая острую классовую борьбу в Татарии в годы коллективизации. Творчеству Т. присуще разнообразие жанров, смелые поиски. Он открыл новые возможности тат. силлабич. поэзии, обогатив ее интонационным стихом, разнообразием ритмики, рифмы. Он придал стиху ораторский пафос, гражд. звучание на основе нар. речи. В борьбе за народность лит-ры и демократизацию лит. языка Т. сыграл важную роль. В своих программных статьях «О сегодняшней красоте и ее певцах» (1929), «О партийных и „беспартийных“ стихах» (1931) поэт выступал против чуждых влияний, нац. ограниченности, за расцвет тат. сов. лит-ры. Произв. Т. переведены на рус. и др. языки народов СССР.

Соч.: Сайланма әсәрләр, Казан, 1940; Әсәрләр, Казан, 1942; Әсәрләр, т. 1, Казан, 1950; Пьесалар. Хикәяләр, Мәкаләләр, Казан, 1953; Сайланма әсәрләр, Казан, 1963; в рус. пер. — Стихи, М., 1948; Стихотворения и поэмы. [Предисл. Х. Хайри], М., 1955.

Лит.: Хайри X., Хади Такташ, в кн.: История татарской советской лит-ры, М., 1965; его же, Һади Такташ. (Иҗаты һәм тормыш юлы), Казан, 1949; Мамин М., Һади Такташ поэзиясе, Казан, 1941; Госман X., Такташ поэзиясе, Казан, 1953; Халит Г., Шагыйрь. Чор. Герой, Казан, 1971.

Хасан Хайри.