304

СЮ (Sue), Эжен (псевд.; наст. имя — Мари Жозеф; 10.XII.1804, Париж, — 3.VIII.1857, Аннеси, деп. Верхн. Савойя) — франц. писатель. Сын хирурга и сам хирург. Много путешествовал. Лит. связи (А. Дюма-отец и др.) стимулировали первые опыты С. — очерки, памфлеты («Письма человека-мухи господину префекту полиции», 1826), водевили («Маркиз», совм. с А. де Форжем, 1829, и др.). В 1830 журн. «La Mode» («Мода») опубл. его «сатанинский» рассказ «Кернок пират» («Kernok le pirate»). За ним последовали «Плик и Плок» (1831, рус. пер. 1832) и др. «морские» романы, насыщенные образами демонич. разбойников, похищениями и убийствами. Занимательность произв. С. отмечали О. Бальзак, Ш. О. Сент-Бёв, Ш. Нодье. В конце 30-х гг., с появлением романов-фельетонов, интерес к С. возрос. Уже «Матильда» (1841, рус. пер. 1846) имела большой успех. Сент-Бёв указал на «верное изображение» лицемерной испорченности «света» в романе «Парижские тайны» («Les mystères de Paris», 1842—43, рус. пер. 1844). Картины бедствий и бесправия народа, эгоизм богачей, «дно» Парижа с его благородными и отвратительными героями вызвали сенсацию. После выхода романа в Палате депутатов Франции шли прения о смягчении жестоких законов; реакционеры называли С. «безнравственным», фурьеристы — «адвокатом бедных», П. Леру и Ж. Санд — «писателем-демократом»; рабочие просили С. заступиться за них, филантропы спрашивали, кому оставить наследство, присылали ему проекты работ для бывших преступников. В. Г. Белинский, сказав, что С. «...хотел представить развратному... обществу зрелище страданий несчастных, осужденных на невежество и нищету, а невежеством

Э. Сю

«Плик и Плок» (Париж, 1831). Фронтиспис А. Монье

«Плик и Плок» (Париж, 1831). Фронтиспис А. Монье.

305

и нищетою — на порок и преступления», вместе с тем критиковал ограниченность разоблачений С. (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 170). Характеризуя социальные «прожекты» С. как вульгаризацию фурьеристских идей, разрешенных в авантюрно-сентимент. духе, К. Маркс высмеивал неправдоподобие поступков и лицемерие отношений героев С., помогавшие автору «...загладить свою дерзость...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 188). В 1844—45 С. опубл. социальный роман «Вечный жид» («Le juif errant», t. 1—10, рус. пер. т. 1—10, 1844—45). Противоречия мировоззрения автора, сочувственно изобразившего в нем рабочую среду, но не верящего в силы народа, привели к введению легендарного образа Агасфера, символизирующего вековое страдание народа и защищающего героев в борьбе с жестокими и коварными иезуитами. Роман вышел в период нарастания революц. волны и антиклерик. настроений во Франции и потому был встречен с большим энтузиазмом. В критич. дни июня 1848 С. оказался, однако, на стороне буржуазии и в февр. 1850 был избран депутатом в Законодат. собрание от республиканцев-социалистов. «...Кандидатура Эжена Сю, сентиментально-мещанского социал-фантазера, совершенно уничтожила революционный смысл 10 марта...», — писал К. Маркс (там же, т. 7, с. 100—01).

После декабрьского переворота 1851 С. эмигрировал в Савойю и отказался от амнистии Наполеона III. В Аннеси он закончил многотомный роман «Тайны народа» («Les mystères du peuple», 1849—57), посв. 1848 году; в нем сохранились все прежние заблуждения и противоречия С. И все же франц. пр-во организовало в 1857 суд над романом, якобы призывавшим к восстанию, подвергло его изъятию и уничтожению. Преследовались и антиклерик. памфлеты С., опубл. за пределами Франции в последние годы его жизни.

Соч.: Œuvres illustrées, [v. 1—23], P., 1850—55; в рус. пер. — Агасфер, т. 1—4, [М. — Л.], 1933—36.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Покровская Е., Лит. судьба Е. Сю в России, [Л., 1929]; Обломиевский Д., Франц. романтизм, М., 1947; Atkinsoǹ N., E. Süe et le roman-feuilleton, P., 1929; Chaunu P., E. Süe et la seconde république, P., 1948; Bory J.-L., E. Süe, le roi du roman populaire, [Р., 1962].

М. А. Гольдман.