Дементьев А. Г. Съезды писателей СССР // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 288—293.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-2882.htm

- 288 -

СЪЕ́ЗДЫ ПИСА́ТЕЛЕЙ СССР всесоюзные — высшие руководящие органы Союза писателей СССР. Съезды обсуждают важнейшие идейно-творч. проблемы сов. лит-ры; на них избирается Правление Союза писателей, к-рое руководит между съездами всей деятельностью писательской организации. В 20-е гг., до Первого всесоюзного съезда сов. писателей, различные лит. организации и группировки проводили свои съезды или конференции (Пролеткульт, РАПП и др.). 23 апр. 1932 ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» — о ликвидации ассоциаций пролет. писателей (ВОАПП, РАПП) и объединении всех писателей, поддерживающих платформу Сов. власти и стремящихся участвовать

- 289 -

в социалистич. строительстве, в единый Союз советских писателей. Для реализации Постановления ЦК ВКП(б) был создан Оргкомитет во главе с М. Горьким и начата подготовка Первого всесоюзного съезда писателей.

Первый съезд открылся 17 авг. и закончился 1 сент. 1934. Присутствовавшие на нем делегаты (376 с решающим и 215 с совещат. голосом) представляли ок. 2,5 тыс. членов и кандидатов СП СССР. С приветствием от имени ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР выступил на съезде А. А. Жданов. Съезд обсудил доклады о лит-рах нац. республик, а также вопросы о междунар. худож. лит-ре, о сов. драматургии, поэзии, детской лит-ре, о лит. молодежи и работе с начинающими писателями, об Уставе Союза сов. писателей. Центр. место в работе съезда занял доклад Горького «Советская литература». В нем задачи сов. лит-ры были определены в свете всего предшествующего развития мировой лит-ры. «Основным героем наших книг мы должны избрать труд, т. е. человека, организуемого процессами труда...», — говорил Горький (Первый всесоюзный съезд сов. писателей. Стенографич. отчет, 1934, с. 13). Большое внимание на съезде было уделено вопросам социалистического реализма, единодушно признанного на съезде осн. методом сов. лит-ры. Его определение, сформулированное в Уставе Союза сов. писателей, содержит два осн. требования: «...правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «...идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Вместе с тем в Уставе указывалось, что социалистич. реализм обеспечивает самые широкие возможности «...проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров» (там же, с. 716). В выступлениях делегатов подчеркивалось, что одна из гл. особенностей социалистич. реализма — его утверждающий (по отношению к сов. действительности) характер. Вместе с тем попытки нек-рых критиков доказать (ссылаясь на слова Горького о различии между критич. и социалистич. реализмом), что реализм сов. лит-ры основан исключительно на утверждающем пафосе, вызвали серьезные возражения со стороны докладчика об Уставе П. Юдина и других делегатов съезда. «...Социалистический реализм, — заявил А. Фадеев, — утверждая новую, социалистическую действительность, новых героев, в то же время является наиболее критическим из всех реализмов» (там же, с. 234).

Многие участники съезда (Вс. Иванов, Ю. Олеша, И. Эренбург, В. Луговской и др.) говорили о глубоких сдвигах в сознании худож. интеллигенции, происшедших за годы революции и строительства социализма, об идейно-политич. сплочении писателей. В связи с этим Горький сказал при закрытии съезда: «В чем вижу я победу большевизма на съезде писателей? В том, что те из них, которые считались беспартийными, „колеблющимися“, признали — с искренностью, в полноте которой я не смею сомневаться, — признали большевизм единственной, боевой руководящей идеей в творчестве, в живописи словом» (там же, с. 675). Отмечая успехи молодой сов. лит-ры, делегаты съезда подвергали критике ее недостатки. «Партия и правительство дали советскому писателю решительно все. Они отняли у него только одно — право плохо писать», — сказал Л. Соболев (там же, с. 203—04). Повышение худож. уровня лит-ры, мастерства писателей съезд определил как важнейшую задачу. У многих делегатов вызвал принципиальные и справедливые возражения доклад Н. Бухарина о сов. поэзии, где объявлялась устаревшей поэзия Д. Бедного, а послеоктябрьское творчество В. Маяковского было сведено к агитке. Съезд подчеркнул значение политич. поэзии и роль Маяковского в развитии сов. лит-ры.

Съезд собрался в то время, когда над миром и Сов. Союзом нависла угроза фаш. агрессии. Это наложило отпечаток на работу съезда и во многом определило ее

- 290 -

направление и тон; «...не будем забывать, что не за горами то время, когда стихи со страниц толстых журналов должны будут переместиться на страницы фронтовых газет и дивизионных многотиражек», — говорил А. Сурков (там же, с. 515).

Сов. лит-ра выступила на съезде как всесоюзная, единая в своем социалистич. содержании и многообразная по нац. форме. Почти две трети всего состава съезда составляли деятели нац. литератур СССР. Первый съезд сплотил всех писателей Советского Союза, выработал Устав Союза писателей, направил развитие лит-ры по пути социалистич. реализма, обогатил советскую эстетич. мысль. Съезд имел большое междунар. значение; он укрепил интернац. связи сов. лит-ры и усилил ее влияние на лит-ру всего мира. На нем присутствовало более 40 представителей заруб. литератур, в т. ч. Ж. Р. Блок, Л. Арагон, Э. Толлер, И. Бехер, М. Андерсен-Нексё, В. Незвал, Л. Новомеский, Р. Альберти и др.

Второй всесоюзный съезд писателей собрался в дек. 1954. Его делегаты (738 человек) представляли 3695 литераторов Сов. Союза. 123 человека из них были делегатами и Первого всесоюзного съезда; 206 человек начали лит. деятельность после Первого съезда. 372 делегата были участниками Великой Отечеств. войны. На съезде присутствовало 69 заруб. гостей, в т. ч. М. Садовяну, М. Майерова, А. Зегерс, Я. Ивашкевич, Ж. Амаду, Н. Хикмет, Л. Арагон и др.

Съезд заслушал и обсудил доклад А. Суркова «О состоянии и задачах советской литературы» и содоклады: К. Симонова — «Советская художественная проза», С. Вургуна — «Советская поэзия», А. Корнейчука — «Советская драматургия», С. Герасимова — «Советская кинодраматургия», Б. Полевого — «Советская литература для детей и юношества»; доклады: Б. Рюрикова — «Основные проблемы советской литературной критики», П. Антокольского, М. Ауэзова и М. Рыльского — «Художественные переводы литератур народов СССР», Н. Тихонова — «Современная прогрессивная литература мира», Л. Леонова — «Об изменениях в Уставе Союза советских писателей».

Съезд подвел итоги развития лит-ры за годы, прошедшие со времени Первого съезда писателей, высоко оценил лучшие традиции сов. лит-ры — традиции коммунистич. партийности, интернационализма и дружбы народов, сов. патриотизма, подверг критике недостатки, бытующие в лит-ре. В центре внимания участников съезда был вопрос о совершенствовании и обогащении метода социалистич. реализма. Многие делегаты съезда (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Фадеев, В. Овечкин и др.) выступили за усиление связи лит-ры с жизнью. Правду жизни съезд противопоставил т. н. бесконфликтности (см. Бесконфликтности «теория») и приукрашиванию действительности, получившим известное распространение в лит-ре. «На развитие нашей литературы отрицательно повлияли проявившиеся в ряде произведений тенденции к некоторому приукрашиванию действительности, к замалчиванию противоречий развития и трудностей роста», — говорилось в приветствии ЦК КПСС съезду (Второй всесоюзный съезд писателей. Стенографич. отчет, 1956, с. 9).

Осуждая нарочито негативное изображение действительности, участники съезда в то же время подвергли критике пьесы и кинофильмы, в к-рых реальная жизнь подменялась идиллией, романы о колхозной деревне, где теневые стороны действительности затушевывались, а борьба с трудностями представлялась делом весьма легким, критич. статьи, к-рые призывали: нам нужна праздничная литература.

Большое место в творч. дискуссии, развернувшейся на Втором съезде, заняла проблема изображения совр. героя. Участники съезда отнеслись отрицательно к прозвучавшему в нек-рых предсъездовских статьях призыву

- 291 -

создавать «идеальных героев», т. к. это повело бы к подмене правды жизни заранее заданными схемами. Вместе с тем участники съезда высказались и против «приземления» героя, наделения его — для «жизненности» и «объемности» — какой-нибудь «червоточинкой».

В Приветствии Второму всесоюзному съезду ЦК КПСС призывал писателей «...видеть во всей сложности и полноте подлинную правду жизни как она складывается в современных международных условиях, в условиях развертывающейся борьбы между лагерем империализма и лагерем социализма и демократии...» (там же, с. 8).

Выражая мысли и чувства участников съезда, М. Шолохов заявил: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которому мы служим своим искусством» (там же, с. 377—78).

Третий съезд писателей СССР работал в мае 1959. Ему, как обычно, предшествовали съезды писателей республик, в т. ч. Учредительный съезд писателей РСФСР (1958). Делегаты Третьего съезда (479 человек) представляли 4801 писателя Сов. Союза. На съезде присутствовало 75 иностр. гостей, в т. ч. Л. Кручковский, Г. Караславов, В. Бредель, Аббас Ахмад, Ли Ги Ён, Ж. Лаффит, А. Лундквист и др. Съезд обсудил доклад А. Суркова «Задачи советской литературы в коммунистическом строительстве». Значительное место в докладе и выступлениях делегатов съезда занял вопрос об осн. принципах социалистич. реализма, к-рому, как было отмечено, противопоказаны любые проявления «теории бесконфликтности» и идиллич. изображения действительности. Вместе с тем съезд решительно выступил против т. н. «очернительной тенденции», против попыток изображать сов. жизнь в искаженном виде, против игнорирования ведущей роли партии и побед, достигнутых народом. К. Федин, говоря о воспитательной роли литературы, особо подчеркнул, что, изобличая пороки, писатель должен делать это во имя победы и утверждения нового (см. Третий съезд писателей СССР. Стенографич. отчет, 1959, с. 4). Съезд проходил под знаком заботы о богатстве и многообразии стилей и форм сов. лит-ры. О. Гончар, А. Малышко и др. делегаты выступили с защитой романтич. стиля. Другие делегаты защищали стиль, соответствующий исследоват. пафосу лит-ры. Однако все участники дискуссии сходились между собой в осуждении псевдоромантизма, иллюстративности и натурализма, выступали за повышение качества и худож. уровня лит-ры. В Приветствии ЦК КПСС было сказано: «Литература коммунизма должна быть великой литературой не только по богатству идейного содержания, но и по художественному совершенству» (там же, с. 218). А. Твардовский заявил на съезде: «...когда мне подносят нечто ходульное, где жизнь дается в таких условных допущениях так называемой „приподнятости“, что хочется глаза зажмурить от неловкости, и говорят, что это надо читать, это романтизм, то я говорю — нет. И если мне подсовывают жалкое и бескрылое, скучное, как домо́вая книга на экране, едва освещенное убогой мыслью копирование жизни и говорят, что это реализм, я отвергаю его» (там же, с. 204).

Четвертый съезд писателей СССР собрался в мае 1967. Его делегаты (515 человек) представительствовали от 6608 писателей. Среди иностр. гостей съезда — многие видные писатели социалистич. и капиталистич. стран: Г. Джагаров, А. Гидаш, М. Лалич, Ч. Сноу, М. Ларни, Л. Хеллман, П. Гамарра, Ф. Дюрренматт, Мария Тереса Леон, К. Леви, Кришан Чандр, П. Неруда и др.

- 292 -

Съезд заслушал и обсудил «коллективный доклад» правления СП — «Советская литература и строительство коммунистического общества». Выступили с докладами: «Современность и проблемы прозы» — Г. Марков, «Слово о советской поэзии» — М. Дудин, «Современное развитие традиций советской драматургии» — А. Салынский, «Творческий опыт литературной критики и советского литературоведения» — Л. Новиченко, «Об организационно-творческой деятельности Правления Союза писателей» — К. Воронков.

Съезд собрался в год 50-летия Октябрьской революции, поэтому доклады и выступления были обращены к истории сов. лит-ры, к ее опыту и традициям, к заветам В. И. Ленина и М. Горького. Съезд как бы подвел итоги развитию лит-ры за полвека. Определяя задачи писателей в свете истории сов. общества, съезд уделил большое внимание литературе о Ленине, современной худож. лениниане.

Съезд решительно отверг измышления заруб. «советологов» о якобы существующем конфликте поколений в сов. лит-ре. Молодые писатели, говорилось на съезде, в своих идейно-худож. поисках бывают подчас односторонни, субъективны, однако в коренных устремлениях они едины со всей сов. лит-рой и, как все сов. писатели, охвачены желанием ярче воссоздать образ человека эпохи социализма.

Четвертый съезд писателей собрался в годы обострения идеологич. борьбы между капитализмом и социализмом. О необходимости давать решительный отпор антикоммунизму и ревизионизму говорили на съезде М. Шолохов, Н. Грибачев, Н. Тихонов, М. Танк и др. писатели. «Ответственны задачи советской литературы в современной идейной битве за умы и сердца миллионов. Во всем мире она выступает глашатаем и пропагандистом исторических завоеваний социализма...» (Четвертый съезд писателей СССР. Стенографич. отчет, 1968, с. 8) — сказано в Приветствии ЦК КПСС Четвертому съезду, показавшему, что сов. писатели полностью осознали свои задачи в идеологич. борьбе, идущей в совр. мире.

В июне — нач. июля 1971 проходил Пятый съезд писателей СССР. На съезд было избрано 527 делегатов от 7290 членов СП. Среди заруб. гостей съезда: Й. Дарваш, Н. Гильен, Я. Ивашкевич, З. Станку, Дж. Олдридж, То Хоай (ДРВ), Тху Бон (Юж. Вьетнам), Юсуф ас-Сибаи (ОАР) и др.

Съезд заслушал отчетный доклад правления СП СССР (докладчик — Г. Марков), доклады Ревизионной комиссии (Г. Гулиа) и «О некоторых изменениях в Уставе СП СССР» (С. Сартаков). Как и на предыдущих съездах, сов. лит-ра рассматривалась на Пятом съезде как единое многонац. целое, обсуждение ее опыта и задач шло на основе анализа лит-р всех братских народов. Делегаты съезда с чувством законной гордости говорили о том, как сов. лит-ра помогала возникновению и становлению новой историч. общности людей — сов. народа. «...Наш съезд, — сказал Г. Марков, — вправе с признательностью отметить вдохновенный труд всех литераторов, воссоздающих картину советской действительности на языках семидесяти пяти наций и национальностей нашей Родины» («Лит. газета», 1971, 30 июня, с. 3).

Особое внимание съезд уделил состоянию литературно-худож. критики. В принятой съездом резолюции сказано, что «успешное развитие литературы во многом связано с активностью критики в проведении партийной линии, с ее принципиальностью, умением сочетать взыскательность и такт, заботу о творцах художественных ценностей» (там же, 7 июля, с. 1).

Пятый съезд состоялся вскоре после XXIV съезда КПСС и продемонстрировал готовность сов. литераторов внести достойный вклад в борьбу народа за претворение в жизнь исторических решений партии. Съезд призвал

- 293 -

сов. писателей отдать все силы строительству коммунизма и оказывать отпор любым попыткам буржуазной пропаганды оклеветать высокие идеалы советской литературы и ослабить ее влияние на умы и сердца людей.

Сведения о съездах писателей в сов. республиках даны в приложенной таблице.

СЪЕЗДЫ ПИСАТЕЛЕЙ
 

I

II

III

IV

V

VI

VII

Всесоюзные
съезды

авг.
1934

дек.
1954

май
1959

май
1967

июнь-
июль
1971

   

Азерб. ССР

янв.
1928

апр.
1954

дек.
1958

дек.
1965

май-
июнь
1971

   

Арм. ССР

авг.
1934

сент.
1946

июль
1954

янв.
1959

нояб.
1966

июнь
1971

 

БССР

нояб.
1928

июнь
1949

сент.
1954

февр.
1959

май
1966

апр.
1971

 

Груз. ССР

февр.
1926

сент.
1939

сент.
1946

июнь-
июль
1954

янв.
1959

июль
1966

апр.
1971

Казах. ССР

май
1934

авг.
1939

сент.
1954

март
1959

май
1966

май
1971

 

Кирг. ССР

апр.
1934

сент.
1954

февр.
1959

июль
1966

май
1971

   

Латв. ССР

июнь
1941

июнь
1947

июнь
1954

сент.
1958

дек.
1965

май
1971

 

Литов. ССР

окт.
1945

сент.
1954

янв.
1959

дек.
1965

май
1970

   

Молд. ССР

авг.
1954

нояб.
1958

окт.
1965

апр.
1971

     

РСФСР

дек.
1958

март
1965

март
1970

       

Тадж. ССР

май
1934

нояб.
1947

авг.
1954

февр.
1959

апр.
1966

май
1971

 

Туркм. ССР

май
1934

сент.
1940

авг.
1954

март
1959

май
1966

май
1971

 

Узб. ССР

март
1934

апр.
1939

авг.
1954

окт.
1958

май
1965

апр.
1971

 

УССР

июнь
1934

дек.
1948

окт.
1954

март

1959

нояб.
1966

май
1971

 

Эст. ССР

окт.
1943

нояб.
1946

июнь
1954

дек.
1958

февр.
1966

май
1971

 

Лит.: Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, М., 1934; Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, М., 1956; Третий съезд писателей СССР. Стенографич. отчет, М., 1959; Четвертый съезд писателей СССР. Стенографич. отчет, М., 1968; [Материалы Пятого съезда писателей СССР], «Лит. газета», 1971, 30 июня, 7 июля; История рус. сов. лит-ры, т. 2, 2 изд., М., 1967, с. 20—27; то же, т. 4, 2 изд., М., 1971, с. 12—18; Дементьев А., Второй Всесоюзный съезд писателей — важнейшая веха в истории сов. лит-ры, М., 1955; его же, На первом съезде писателей, «Новый мир», 1966, № 10; Рюриков Б., После Второго Всесоюзного съезда сов. писателей, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1955, т. 14, в. 1; Щербина В., Съезд писателей и нек-рые вопросы теории, «Вопр. литературы», 1959, № 9; Зелинский К., Торжество ленинской лит. политики (Заметки делегата Первого съезда сов. писателей), «Вопр. лит-ры», 1966, № 3; Вместе с партией, вместе с народом, «Вопр. лит-ры», 1967, № 7; Романовский А., Знаменательная веха. Из истории становления сов. лит-ры, М., 1970; Метченко А., Кровное, завоеванное, М., 1971, с. 261—315.

А. Г. Дементьев.