Серман И. З. Сумароков А. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.

Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. — 1972. — Стб. 259—260.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-2591.htm

- 259 -

СУМАРО́КОВ, Александр Петрович [ 14(25). XI. 1717, — 1(12). X. 1777, Москва] — рус. поэт и драматург. Происходил из старинного дворянского рода. В 1732—40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, подражая В. К. Тредиаковскому. Служил адъютантом у графа Г. И. Головкина и графа А. Г. Разумовского. Стихи С. этих лет несут на себе печать сильного влияния од М. В. Ломоносова, но вскоре поэт избирает иной жанр, принесший ему популярность, — любовные песни, расходившиеся в списках. В них С. разрабатывает поэтич. приемы изображения душевной жизни и психологич. конфликтов, позднее примененные им в трагедиях. Песни С. были неодобрительно встречены Ломоносовым, сторонником гражданственной тематики. В ст. «О стопосложении. Критика на оду» С. резко осудил поэтич. стилистику Ломоносова, напечатал «Эпистолу о стихотворстве» (1747), где сформулировал принципы поэтики осн. жанров классицизма, особое внимание уделив жанрам сатирическим — комедии и басне. Полемика между Ломоносовым и С. в 50-е гг. по вопросам поэтич. стиля представляла важный этап в формировании эстетики и худож. практики рус. классицизма.

А. П. Сумароков

От песен С. перешел к стихотв. трагедиям. До появления его первых трагедий — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) — рус. драматургия жила традициями т. н. школьной драмы 17 в. с ее аллегорич. сюжетами и условно-мифологич. персонажами. С. впервые в истории рус. театра создал трагедии, основанные на опыте франц. и нем. просветительской драматургии 30—40-х гг. 18 в. В них С. соединил любовные темы с обществ. и философ. проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором к-рого С. был в 1756—61. В 1759 С. издавал первый рус. лит. журнал «Трудолюбивая пчела», в к-ром выступал на стороне оппозиц. придворной группы, ориентировавшейся на будущую императрицу Екатерину II. С конца 50-х гг. между С. и приближенными Елизаветы возникает конфликт. В конце 50-х — нач. 60-х гг. С. пишет басни, направленные против бюрократич. произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

«Хорев» (С.-Петербург, 1768). Титульный лист

«Хорев» (С.-Петербург, 1768).
Титульный лист.

В начале царствования Екатерины II его лит. слава достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина, поддерживают С. После переезда в Москву произошел в 1770 конфликт С. с моск. главнокомандующим П. С. Салтыковым.

- 260 -

Императрица приняла сторону Салтыкова, а С. ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-лит. положение. Последние годы жизни писателя омрачены материальными лишениями, утратой популярности, пристрастием к спиртным напиткам, к-рое свело его в могилу.

В 70-е гг. С. создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях, к-рые С. начал писать с 1750, сильна обличительно-бытовая струя, в них порой дается дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом смысле они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина. С. участвовал как постановщик в работе театра при Моск. ун-те, издал сб-ки «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774). Последователями С. в лит-ре были такие значит. поэты и драматурги, как М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев.

Соч.: Полн. собр. всех соч. в стихах и прозе, 2 изд., ч. 1—10, М., 1787; Стихотворения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. П. Н. Беркова, Л., 1953; Избр. произведения. Вступ. ст., подгот. текста и прим. П. Н. Беркова, Л., 1957.

Лит.: Гуковский Г. А., О сумароковской трагедии, в кн.: Поэтика. Сб. ст., в. 1, Л., 1926; Виндт Л., Басня сумароковской школы, там же; Гуковский Г. А., Очерки по истории рус лит-ры XVIII в., М. — Л., 1936; Косман А., Комедии Сумарокова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филологич. наук», 1939, № 33, в. 2; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, «Уч. зап. МГУ», 1948, в. 127, кн. 3; Берков П. Н., Сумароков. 1717—1777, Л. — М., 1949; Серман И. З., Рус. поэзия сер. XVIII в. Сумароков и его школа, в кн.: История рус. поэзии, т. 1, Л., 1968; История рус. лит-ры XVIII в. Библиографич. указатель, под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

И. З. Серман.