244

СУГГЕСТИ́ВНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, суггестивная лирика, точнее — суггестия поэтическая (от лат. suggestio — внушение, намек, подсказывание) — лирич. поэзия, осн. не столько на предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнит. смысловых и интонац. оттенков. С. п. способна передать смутные, неуловимые душевные состояния, к-рые трудно выразить средствами реалистич. образности или логически оформленной мысли; она обладает свойством очаровывать, завораживать читателя «пленительной неясностью» (М. Рыльский).

Черты лирич. «внушения» в известной мере присущи любому проникновенному поэтич. произв. Напр., «простое» и «ясное» стих. А. С. Пушкина «Зимний вечер» несет в себе «чару», некую таинств. невысказанность. Однако к собственно суггестивным точнее будет отнести те лирич. стихи, в к-рых нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, зыбкие интонационно-речевые конструкции, поддержанные внушающей силой ритма, выдвинуты на первый план. Лучшим определением поэтич. суггестии могут служить знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: «Есть речи — значенье/ Темно иль ничтожно, /Но им без волненья/ Внимать невозможно». По внутр. форме суггестивная лирика

245

стоит на грани тончайших импроссионистич. и даже алогичных построений, непосредственно «подключающихся» к эмоцион. сфере читателя, к его подсознанию (не случайно здесь часто встречаются образы ночи, сна, звука, снежной стихии — устойчивые и опознаваемые без размышлений эмблемы «ночной» стороны сознания).

Образцы С. п. можно найти среди народных песен, например:

Как со вечера цепочка горит,
Со полуночи серебряная,
Горит, горит, перегаривает,
Молодушку переманивает...
 

С. п. вообще тесно связана со стихией напевности и музыкальности, но с другой стороны она нередко включает углубленную философичность медитативной лирики, намекая на «вечные» вопросы. Так, в песнях Офелии («Гамлет» У. Шекспира) или в стихах раннего Г. Гейне преобладает суггестия «напева» (см. Напевный стих); известное стих. В. В. Маяковского «Послушайте!...» обладает, напротив, выраженной формой медитации (риторич. фигуры), сохраняя при этом суггестивные черты — гипнотизирующую силу «немотивированных» образов. Суггестия проникает в разные жанры, напр. в повествоват. форму баллады («Ворон» Э. По, «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева), но в этих случаях фантастич. сюжет как бы растворен в потоке мерцающих смыслов и сложных эмоций.

Благодарная почва для С. п. — романтич. умонастроение; яркий пример романтич. С. п. — «Певица» («Уноси моё сердце в звенящую даль...») А. Фета. Сложнее отношение суггестии к поэтич. символизму; многосмысловая определённость символа в какой-то мере противоречит предельной неуловимости суггестивного образа (характерно, что суггестивные стихи встречаются у А. А. Блока, уже продвинувшегося от строгого символизма к неоромантизму, — «Поздней осенью из гавани...»). Вместе с тем в стих. Б. Пастернака «Зимняя ночь» импрессионистич. «наплывы» суггестивных деталей становятся основой для символически обобщенного образа. В качестве др. примеров суггестивной лирики в рус. поэзии 20 в. можно назвать стих. Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст», лирич. поэму Л. Мартынова «Река Тишина» и др. Суггестивный лиризм мало изучен; опрометчиво закреплять его за к.-л. одним направлением.

 А. П. Квятковский, И. Б. Роднянская.