- 227 -
СТРУГА́ЦКИЕ, Аркадий Натанович (р. 28.VIII.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.IV.1933, Ленинград) — рус сов. писатели. Братья. Аркадий С. окончил Воен. ин-т иностр. языков в Москве (1949). Работал редактором. Борис С. окончил мех.-мат. ф-т ЛГУ (1955). Работал в Пулковской обсерватории. Печататься
Братья Аркадий (слева) и Борис Стругацкие.
- 228 -
начали в 1957. Их первые науч.-фантастич. произв. («Страна багровых туч», 1959, «Путь на Амальтею», 1960, сб. рассказов «Шесть спичек», 1960) посвящены космич. тематике и перспективам научно-технич. прогресса. Нек-рая традиционность тем и сюжетов компенсируется вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев, стремлением к индивидуализации характеров, достоверностью, «реалистичностью» деталей фантастич. мира, юмором. С повести «Стажеры» (1962) в творчестве братьев С. наметился поворот в сторону социальной фантастики. Цикл лирич. новелл под общим назв. «Возвращение» (1962), вслед за «Туманностью Андромеды» И. А. Ефремова, возродил в сов. фантастике жанр утопии. К «Возвращению» тематически примыкает повесть «Далекая Радуга» (1964), отличающаяся иной, драматич. тональностью. Социально-философ. и этич. проблеме целей и средств человеч. прогресса посвящены повести «Попытка к бегству» (1962) и «Трудно быть богом» (1964), где созданы фантастич. модели цивилизаций, находящихся на совершенно различных уровнях развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) предостерегает от опасности иного варианта развития цивилизации — в сторону бездуховного «благоденствия», торжества мещанских представлений. Обывательский идеал и его демагогич. фразеология осмеиваются в гротескно-сатирич. повести «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста» (1965). Ее своеобразным продолжением является «Сказка о Тройке» (1968).
В книгах братьев С. «Улитка на склоне» (1966—68) и «Второе нашествие марсиан» (1967) социально-философ. размышления о путях развития человечества, о роли личности в совр. об-ве и ее ответственности перед историей воплощаются в форме фантастич. гротеска и сатиры. Писатели отстаивают гуманистич. идеал прогресса во имя человека, выступая против различных форм духовного порабощения и угнетения. Их книги переведены на мн. языки. Нек-рые произв. С. вызвали критику и споры в печати.
Соч.: Далекая Радуга. [Послесл. Р. Нудельмана], М., 1964; Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. [Послесл. В. Ревича], М., 1966; Улитка на склоне, в сб.: Эллинский секрет, Л., 1966, и в журн. «Байкал», 1968, № 1, 2; Обитаемый остров, «Нева», 1969, № 3—5; Малыш, «Аврора», 1971, № 8—11.
Лит.: Яковлев Ю., Творч. командировка в будущее, в сб.: Дет. лит-ра, 1962, в. 1, М., 1962; Черная Н., Через будущее о настоящем, «Дружба народов», 1963, № 4; Ревич В., Художественная «душа» и научные «рефлексы», «Мол. гвардия», 1965, № 4; Ефремов И., Миллиарды граней будущего, «Комс. правда», 1966, 28 янв.; Лебедев А., Реалистич. фантастика и фантастич. реальность, «Нов. мир», 1968, № 11.
А. Г. Громова.