- 205 -
СТИХОТВОРЕ́НИЕ В ПРО́ЗЕ — лирич. произведение в прозаич. форме. Для С. в п. характерны все признаки лирич. стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы: небольшой объем, часто — членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Будучи традиционными в поэзии, эти признаки лиризма не традиционны и потому особо ощутимы и действенны в прозе (по крайней мере, в европ. прозе нового времени). Т. о., С. в п. представляет собой промежуточную форму между поэзией и прозой по стилистич., тематич. и композионным, но не по метрич. признакам. Поэтому не следует путать С. в п. с формами, промежуточными между «поэзией» и «прозой» именно по метрич. признакам, — с ритмической прозой и свободным стихом. Попытки отыскать специфич. ритмичность прозы С. в п. (Л. Гроссман) вели к большим натяжкам.
Форма С. в п. определилась в эпоху романтизма с его культом лиризма и стиранием граней между жанрами. Одним из ее истоков была давняя традиция европ. религ. лирики в прозе, идущая от Библии (Псалтирь) через ср.-век. молитвы и сочинения мистиков до «ночных дум» Э. Юнга и далее. Другим истоком была франц. традиция прозаич. перевода иноязычных стихов; промежуточным звеном было появление «мнимых переводов» («Мадагаскарские песни» Э. Парни, «Гузла» П. Мериме, «Сочинения Оссиана» Дж. Макферсона). Первым законченным образцом нового жанра принято считать книгу А. Бертрана «Ночной Гаспар, фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1827—33, изд. 1842).
Термин «С. в п.» был введен Ш. Бодлером для обозначения своих лирич. миниатюр из цикла «Стихотворения в прозе» («Парижский сплин», 1869). Вслед за Бодлером этот жанр разрабатывался А. Рембо («Озарения» и «Сквозь ад»), Лотреамоном, символистами, А. Бретоном, Сен-Жон Персом и др. Из франц. лит-ры он перешел в другие европ. лит-ры. В рус. лит-ре термин «С. в п.» принял И. С. Тургенев в качестве подзаголовка для своего цикла «Senilia» (1878—82). Его произв. остались классич. образцом жанра, но значит. развития жанр С. в п. не получил, хотя его разрабатывали и символисты (жанр С. в п. повлиял на «симфонии» А. Белого), и пролет. поэты (А. Гастев).
Лит.: Гроссман Л., Последняя поэма Тургенева«Senilia», в его кн.: Портрет Манон Леско, 2 изд., М., 1922; Пешковский А., Ритмика «Стихотворений в прозе»Тургенева, в сб.: Рус. речь, ч. 2, Л., 1928; Bernard S., Le poème en prose de Baudelaire jusqu’à nos jours, Thèse, P., 1959; Schaarschuh F. J., Das Problem der Gattung «Prosagedicht» in Turgenew’s «Стихотворения в прозе», «Zeitschrift für Slawistik», 1965, Bd 10, H. 4.
М. Л. Гаспаров.